Включите JavaScript в настройках браузера.
15 апреля 2018
Сейчас читают:

Как не дать мобильным операторам забраться в ваш карман?

Как не дать мобильным операторам забраться в ваш карман?

В апреле казахстанские провайдеры сотовой связи изменят свои тарифы. У одних подорожают СМС, у других изменятся правила тарификации. Так или иначе, но абонентам в очередной раз придется платить за связь дороже. Что делать в этой ситуации и можно ли с этим бороться, разбирался YK-news.kz.

В Казахстане работают три крупнейших оператора мобильной связи: Beeline, Kcell и Tele2, который не так давно объединился с Altel. Все они в апреле меняют условия своих тарифов. В качестве бонуса каждый предлагает своим абонентам услугу, которая, вероятно, должна оправдать повышение цены. Beeline, например, дает в предоплатном пакете, стоимость которого повышается на 200 тенге, в два раза больше интернета (но — только в формате 4G) и безлимитный просмотр YouTube. Новый тариф Tele2 — тоже на 200 тенге дороже — предлагает "безлимитное пользование мессенджером WhatsApp".

О подорожании тарифа на цену пакета молока можно было бы и вовсе не говорить, если бы такое не случалось по нескольку раз в год. Имеют ли право провайдеры в одностороннем порядке менять условия договора?

К сожалению, да. Подключаясь к сетям определенного провайдера, мы автоматически принимаем условия публичного договора, созданного им же. Текст этого документа мобильные операторы выкладывают на своих сайтах. И в каждом четко указано, что оператор имеет право в одностороннем порядке изменить условия тарифного плана или вовсе его закрыть. Правда, операторы обязуются сообщить потребителю о предстоящих изменениях за тридцать дней до даты Х через СМС или другим общедоступным способом. Эта норма взята из приказа исполняющего обязанности министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24.02.2015 № 171 "Об утверждении правил оказания услуг связи".

Как поспорить с сотовой компанией?

Правила не препятствуют провайдерам менять как угодно тарифные планы на сотовую связь. Зато, если взглянуть на другое приложение к тому же приказу — о правилах оказания услуг доступа к интернету, то там есть важная оговорка. Оператор имеет право "изменять условия тарифа на услуги связи с согласия абонента, известив его об этом не позднее чем за месяц до введения их в действие".

Поскольку большинство предоплатных пакетов, которыми пользуются обычные абоненты, включают в себя и интернет, то каждый из нас вполне в состоянии заявить провайдеру свое несогласие с предстоящими изменениями. В публичных договорах этого пункта, естественно, нет. Но коммерческий договор, каким бы он ни был, не может перекрывать требований документа вышестоящего уровня. И приказ министерства в этом смысле стоит выше, чем обычный договор – пусть и с крупной компанией.

Как изъявить поставщику услуг свое несогласие? Проще всего отправить в адрес компании заказное письмо, в котором вы, ссылаясь на положения приказа, сообщаете оператору о своем несогласии с изменением тарифа. Возможно, вы предложите применить к вам какие-нибудь особые условия.

Как вариант, можно лично прийти к официальному представителю компании и передать ему письменное обращение. Но тогда это письмо нужно обязательно зарегистрировать. То есть убедиться, что представитель компании расписался в получении на вашей копии письма с указанием имени и должности получателя, а также даты получения.

Для чего стоит указать в письме эти ваши особые условия? Если в ТОО "Кар-Тел" или в АО "Кселл" приняли решение о закрытии тарифного плана, то не будут его продлять только потому, что один из абонентов с ним не согласился. Однако некие бонусы и привилегии вам, возможно, удастся для себя выговорить. Главное — проявить настойчивость. Как это сделать?

По тем же правилам вам должны в течение 15 дней дать письменный ответ. Скорее всего, они напишут о том, что изменить условия нового тарифного плана совершенно невозможно. Что ж — продолжайте требовать, пишите жалобы в прокуратуру, в Министерство информации и коммуникаций (можно прямо на сайте). В претензии четко изложите, на что вы опираетесь, что именно вас не устраивает и что вы хотите получить. Скажете, слишком хлопотно? Никто не спорит. Как вариант, эту работу можно поручить обществу защиты прав потребителей. Но услуги юристов стоят денег (точнее, вы должны будете вступить в общество и заплатить членский взнос), и сумма может оказаться выше той, на которую обычно дорожает стандартный тариф. Впрочем, тут ведь речь не о деньгах — это дело принципа.

Как определить для себя самый выгодный тариф?

Если желания писать жалобы на провайдера нет, можно поступить проще. Попробуйте проанализировать, какой вариант тарифа был бы для вас наиболее выгоден. Как часто вы пользуетесь мобильным интернетом? Подолгу ли разговариваете при звонках на номера других операторов, на городские линии, за границу? Много ли отправляете СМС?

Получить полную выкладку вашей активности за последние месяцы можно в личном кабинете на сайте оператора мобильной связи. Для этого надо зайти на сайт и зарегистрироваться, а потом найти вкладку "Детализация счета". Список звонков и выходов в мобильный интернет можно просмотреть как онлайн, так и скачать в формате PDF и Excel. Кроме этого, Beeline, к примеру, готов предоставить сведения о последних пяти оплаченных соединениях бесплатно по СМС, а за предыдущие девять месяцев — через мобильное приложение на телефоне и в офисах компании.

Tele2 и Kcell предоставляют детализацию без оплаты только за текущий учетный период. Чтобы получить сведения о предыдущих периодах, придется заплатить. Но, во всяком случае, вы увидите объективную картину и будете точно знать, так ли уж вам нужны дополнительные гигабайты интернета за новую плату.

Новый план

Допустим, вас не устроил тот тариф, который провайдер предлагает вам взамен нынешнего, но вам не хочется начинать с ним переписку. Тогда можно просто "проголосовать ногами": зная свои потребности, попробовать найти другой тарифный план у своего же оператора или в другой компании.

Чтобы поменять тариф внутри одной сети, достаточно зайти на сайт или в мобильное приложение на телефоне и выбрать то, что понравилось. Потом набрать код (так называемая USSD-команда, она указывается на сайте рядом с описанием условий тарифного плана) — и готово. Еще проще поменять тариф из личного кабинета.

По правилам потребитель имеет право поменять свой тарифный план (без смены номера телефона) бесплатно. Но некоторые операторы выполняют это требование буквально. То есть Tele2, к примеру, позволяет бесплатно сменить тариф через USSD-команду только в первый раз. Каждый следующий переход – 99 тенге. Или приходите в салон связи до 25-го числа текущего месяца с копией удостоверения.

Beeline тоже меняет тариф без дополнительной оплаты только в своих офисах, а через команду перехода на телефоне бесплатно меняются лишь некоторые пакеты.

Как "голосовать ногами"?

Поменять оператора нетрудно. И вам даже оставят ваш прежний номер, если пожелаете — теперь компании сотовой связи обязаны это делать. Чтобы перейти к другому провайдеру со своим номером, нужно прийти в офис новой компании с удостоверением, написать заявление, указать ваш номер телефона и немного подождать. Правила оказания услуг сотовой связи ограничивают время переноса номера полутора часами, но процесс может затянуться и дольше. Хотя в целом, если никаких проблем с номером нет — на нем нет долгов перед прежним оператором, он был правильно оформлен и вы пользовались услугами прежнего провайдера более 60 дней, — можно уложиться и в 10 минут.

Как вариант, можно оставить заявку на портале вашего нового оператора, но тогда все равно придется прийти в офис компании за новой сим-картой.

Если вы не успели израсходовать все деньги, которые перечислили на свой баланс в прежней компании, вам их вернут. Для этого придется оставить заявку у прежнего оператора.

На что обратить внимание при смене тарифа?

1. Если вы переходите с одного тарифного плана на другой, удостоверьтесь, что вы ничего не теряете на этом. Например, если вы пользовались пакетом, за который надо платить один раз в начале месяца, то стоит уточнить, не "сгорит" ли остаток ваших средств, если вы переключитесь на другой тариф до конца месяца.

2. Бывает, что провайдер указывает в составе пакета определенный — и довольно большой — объем мобильного интернета. Но в процессе пользования обнаруживается, что это шкатулка "с секретом": например, часть этого объема предусмотрена только для использования в ночные часы (скажем, с полуночи до шести утра) или только для пользователей, подключенных к технологии "4G". Такие моменты тоже стоит учитывать.

3. Если абонент использовал весь объем услуги, предусмотренной тарифным планом, то на каждый мегабайт интернет-трафика, что он будет получать сверх того, оператор должен получить согласие пользователя дополнительно. Это предусмотрено "Правилами предоставления сотовой связи", и провайдеры должны в таких случаях как минимум уведомлять пользователей об исчерпании объема через СМС. Но не стоит полностью полагаться в этом вопросе на провайдера. Республиканские СМИ сообщают, что большая часть жалоб в Министерство информации и коммуникаций РК относится к неправильным начислениям со стороны операторов. Поэтому почаще проверяйте свой баланс и остаток неизрасходованных минут и мегабайт в пакете. Это можно сделать как через специальную команду на телефоне, так и через личный кабинет или мобильное приложение на смартфоне. Подробнее о командах и прочих возможностях можно прочитать на сайтах операторов.

Ольга Пинэко-Скворцова

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней