Включите JavaScript в настройках браузера.
Выберите режим
1 сентября 2018
Сейчас читают:

Как в ВКО живут люди, заболевшие СПИД?

Как в ВКО живут люди, заболевшие СПИД?

ВИЧ-инфекцию назвали чумой XX века. Однако и в веке XXI она продолжает оставаться серьезной проблемой. При этом, к сожалению, все больше наших сограждан воспринимают ее легкомысленно. Время не стоит на месте. Благодаря достижениям науки ВИЧ-инфицированные уже сейчас получили шанс на нормальную жизнь. Технологии, используемые в областном центре по профилактике и борьбе со СПИД, позволяют им без опаски вести половую жизнь и даже рожать здоровых детей. Тем не менее диагноз все еще остается на всю жизнь. Так каково же с ним жить, попытался выяснить корреспондент YK-news.kz.

Проблема есть

По уровню заболеваемости ВИЧ-инфекцией Восточный Казахстан относится к неблагополучным регионам. В этом году область держит пятое место в отрицательном рейтинге. Среди основных причин заболеваемости специалисты центра СПИД выделяют заражение через шприц при употреблении наркотиков и передачу половым путем. К слову сказать, около десяти лет назад наркоманов среди инфицированных было около 70 процентов. В последние три года соотношение обоих факторов держится на уровне один к одному.

— Нельзя отрицать, что общество становится свободнее, — рассказывает руководитель эпидемиологического отдела центра Наталья Селезнева. — Сексуальная революция продолжается. Случайные половые контакты, раннее начало сексуальной жизни, отрицание контрацепции — эти явления активно способствуют распространению вируса. Нам надо срочно воспитывать половую культуру у наших детей. Но говорить на эти темы с ребятами — табу для нашего общества.

Влияют на статистику и показатели выявляемости. Сегодня на вооружение врачей встали новые, более эффективные методы диагностики. По расчетам специалистов центра, на данный момент из всех ВИЧ-инфицированных ВКО выявлены около 80 процентов. Такая цифра — ощутимо больше результатов прошлых лет, но перед медиками стоит цель устанавливать как минимум 90 процентов больных.

ВИЧ-инфекция обнаруживается только исследованием крови. И порой даже отправить пациента сдать анализ на ВИЧ превращается в непосильную задачу. Настолько человек уверен, что такое с ним невозможно. Приходится подключаться психологам центра.

Вообще, эмоциональная поддержка тех, кто столкнулся с диагнозом, — неотъемлемая часть работы центра СПИД. Инфицированным заново открывают глаза на мир — объясняют, что жизнь на этом не кончается. Что даже с такой бедой можно жить...

Смерть на кончике иглы

Сергей заразился ВИЧ-инфекцией во время приема наркотиков. Бурная молодость, криминальный багаж и вечный поиск кайфа вылились в то, о чем он никогда не задумывался.

— Я долго не мог осознать произошедшее, — делится Сергей. — Поверить, что это случилось именно со мной. И даже когда поверил — не смог принять это. Несколько лет я метался между наркотиками и алкоголем. В голове был лишь один вопрос: как это со мной произошло?

Однако ответ лежит на поверхности. Наркомания — практически гарантированный путь к ВИЧ-инфекции.

— Вероятность заразиться через иглу — максимальная, — поясняет Наталья Сергеевна. — Для передачи инфекции половым путем может потребоваться несколько контактов, в зависимости от стадии развития вируса. Но использование общего шприца — это всегда заражение с первого раза.

Бороться с этим злом в нашей области пытаются всеми доступными способами. Есть кардинальные методы — полицейские рейды по притонам и поголовное тестирование наркоманов на ВИЧ.

Есть и более гибкий подход. Центр СПИД постоянно сотрудничает с так называемыми out reach. Это волонтеры, которые внедряются в среду наркозависимых, чтобы вовремя предостеречь их от опасности. И если не отвратить от пагубной привычки, то хотя бы приучить к осторожности. За небольшую плату от государства out reach доставляют наркоманам чистые шприцы, а использованные изымают для утилизации. Заниматься такой работой могут как сами наркозависимые, так и просто вхожие в их общество люди.

Подобный способ контроля ситуации вполне оправдан. Наркоманы, конечно, продолжают колоться. Но они уже не способствуют распространению заразы. Хотя даже самые осторожные тоже иногда сталкиваются с бедой.

— Мы обнаружили ВИЧ у одного наркомана, — рассказывает Наталья Селезнева. — Парень был просто обескуражен. Он постоянно пользовался свежим шприцем, остерегался. Вот только зараза пришла не от шприца, а от посуды, в которой разводили наркотик. Кто-то макнул в чашку зараженный шприц, а следом дозу набрали в чистый. Этого оказалось достаточно...

Добавило проблем и появление на черном рынке области синтетических наркотиков. Особое опасение вызывает зелье, известное как "Соли". Его главное отличие от других веществ — повышенное либидо после приема. Наркозависимый начинает активно вступать в половые контакты, что повышает распространяемость болезни в разы.

— Я долго не мог найти себе место, — продолжает Сергей. — Просто проклинал судьбу и гробил себя все больше. Мне повезло, что рядом были мать и друзья. Благодаря их поддержке я наконец понял: что сам хотел, на то и нарвался.

С такими мыслями пришло и принятие своего статуса. А вместе с тем и надежда на новую жизнь.

Можно жить

Всем с диагнозом ВИЧ-инфекция в областном центре СПИД назначается антиретровирусная терапия (АРТ). Индивидуально подобранный комплекс лекарств и дозировки призван подавлять вирус, защищая иммунную систему человека.

Раньше АРТ в Восточном Казахстане использовалась лишь на третьей стадии развития вируса. С 2017 года этот метод начинают применять с первого дня, когда инфекцию обнаружили. На сегодняшний день из всех выявленных в ВКО терапию проходят 64 процента. Среди оставшихся — активные наркоманы и те, кто сам отказывается от лечения.

— Есть и такие, — сетует Наталья Сергеевна. — Многие боятся, что приемом препаратов сделают только хуже. Вызовут побочные эффекты. Кто-то переживает, что посадит печень. На мой взгляд, думать так глупо. Да, у препаратов есть побочные эффекты. Но ведь курс назначается индивидуально, с учетом особенностей организма. Для нормального эффекта пациенту требуется лишь вести здоровый образ жизни и отказаться от вредных привычек.

К сожалению, с этим справляются не все. Сочетание терапии с приемом алкоголя и наркотиков порой приводит к жутким последствиям. К примеру, нам рассказали о жителе поселка Жангизтобе, который, приняв дозу героина, несколько часов мучился от нестерпимого зуда по всему телу. А если человек принимает препарат нерегулярно, вирус в его организме вырабатывает собственную защиту. И тогда, заразившись от такого человека, терапия может оказаться бессильной.

В ВКО с подобными резистентными вирусами пока не сталкивались — большинство инфицированных проходят лечение исправно. И результаты действительно внушают оптимизм. После года-двух терапии вирус ослабевает настолько, что даже не выявляется анализом крови. В такой ситуации, по мнению специалистов центра, инфицированный может даже вести половую жизнь без опаски кого-либо заразить.

Сегодня Сергей исправно проходит антиретровирусную терапию. С 2015 года мужчина абсолютно трезв. Он активно работает в общественном фонде "Answer", помогая другим инфицированным устроиться в жизни. Подруга бросила его почти сразу после того, как стал известен диагноз. Но сейчас он вполне счастлив с другой девушкой.

— Я сразу ей рассказал, что болен, — говорит Сергей. — Она, конечно, была обескуражена, но отнеслась с пониманием. Почитали книги, брошюры, вникла в ситуацию. На сегодня Всемирная организация здравоохранения уже признала: если после АРТ вирус не определяется анализом крови, значит, инфекция не передается половым путем.

Спутница Сергея периодически сдает анализ крови. Результат — отрицательный. По словам нашего героя, пара уже задумывается о продолжении рода.

Даря жизнь

Если сказать, что у ВИЧ-инфицированного может родиться здоровый ребенок, многие подумают, что это фантастика. Тем не менее это происходит. И не где-то за океаном, а в нашем городе. Развитие медицины позволяет специалистам центра СПИД вести беременность пациентки так, чтобы у малыша был минимальный риск инфицирования.

— Начинается все еще до зачатия, поясняет Наталья Селезнева. — Мы консультируем пару. Назначаем специальную терапию. Затем во время беременности меняем курс. Здесь самое важное, чтобы вирус не проник через плаценту к плоду. Сами роды раньше осуществляли через кесарево сечение, чтобы ребенок как можно меньше взаимодействовал со слизистыми оболочками матери. Но сейчас есть новые методы определения вирусной нагрузки. И иногда мы можем позволить естественные роды.

Продолжить род серьезный шаг для любого человека. Что уж говорить о человеке с неизлечимым диагнозом. Но и среди них находятся те, кто решается и рожает здоровых детей. Хотя встречаются и неприятные случаи.

— Одна инфицированная решила рожать без нашей помощи, рассказывает Наталья Сергеевна. — Объясняла все религиозными мотивами. Мол, даст Бог — родится здоровым. Не дал... Мы подавали на нее в суд. Но, к сожалению, ни мы, ни наша судебная система еще не имеют опыта в таких делах. Женщина была оправдана.

***

Может показаться, что в наше время участь ВИЧ-инфицированного не так уж и тяжела. Медики верят, что не за горами и открытие лекарства. Однако не стоит обманываться. Жизнь человека с этим диагнозом это колоссальное напряжение, постоянный контроль, расставание с кем-то из близких и страх за тех, кто остался рядом. Именно поэтому каждый должен помнить и серьезно относиться к этой проблеме. ВИЧ был, есть и остается слишком высокой ценой за нашу беспечность.

Владимир Землянский

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней