Включите JavaScript в настройках браузера.
Выберите режим
17 июня 2018
Сейчас читают:

Как быть, если потребителю не доставляют квитанции на оплату коммунальных услуг?

Как быть, если потребителю не доставляют квитанции на оплату коммунальных услуг?

Горожане, особенно проживающие в частном секторе, имеют много вопросов к ТОО "Шыгысэнерготрейд" в связи с тем, что квитанции на оплату электроэнергии доставляются им далеко не всегда. Зато поставщики электроэнергии исправно отключают потребителя, допустившего малейшую задолженность. YK-news.kz обобщил вопросы от граждан и задал их руководителю департамента по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей по ВКО Кайрату Уразбаеву.

Я живу в частном секторе. Квитанции за электроэнергию от Шыгысэнерготрейда перестала получать больше года назад. Хотя от Водоканала и Тепловых сетей счета приходят регулярно, ничего не теряется. Почему проблемы возникают только с квитанциями за электроэнергию, а за воду и тепло счета приходят исправно?

ТОО "Шыгысэнерготрейд" заключило договор с Казпочтой на доставку потребителю счёта-извещения по плате за потреблённую электроэнергию. Расходы на услугу заложены в тариф. При этом почтовые ящики должны быть в исправном, обеспечивающем сохранность состоянии и находиться в доступном для почтальона месте. Оператор почты не использует для доставки почтовых отправлений и периодических печатных изданий поврежденные ящики. Если же ваш почтовый ящик исправен и содержится надлежащим образом, а извещения не доставляются, то ответственность лежит на ТОО "Шыгысэнерготрейд", так как это отражено в договоре между ТОО и Казпочтой.

Доставка извещений на плату за потреблённые услуги ГКП "Өскемен Водоканал" и АО "Усть-Каменогорские Тепловые сети" осуществляется сотрудниками данных организаций. Этим и объясняется различное качество доставки счетов.

Мне не принесли счёт за электроэнергию. Пошла выяснять, сколько нужно платить, а меня ещё и обвинили в просрочке. Сказали: "Вы сами должны узнавать!". Имею ли я право не платить, если мне не предоставили счёт? Обязан ли Шыгысэнерготрейд доставлять мне счёт-извещение?

Поставщик обязан предъявлять потребителю ежемесячный счёт на оплату предоставленных коммунальных услуг. Плата за услуги производится потребителем не позднее 25 числа месяца, следующего за расчётным, — на основании платёжного документа, подписанного поставщиком. Согласно Гражданскому кодексу Республики Казахстан, оплата производится за фактически принятое абонентом количество энергии, определяемое с помощью приборов учёта. Если счётчик отсутствует или временно неисправен, сумма определяется расчётным путём, за исключением случаев использования автоматизированной системы коммерческого учёта энергии (счётчиков с автоматической передачей данных — прим. автора).

Пункт 29 Правил предоставления коммунальных услуг гласит: потребитель имеет право не производить плату за полученную услугу, если поставщиком в установленном порядке не выставлен счёт. Вместе с тем, согласно статье 32 тех же правил, поставщик имеет право своевременно и в полном объёме получать плату за предоставленные услуги и энергию. Таким образом, согласно иерархии правовых актов, потребитель обязан платить, в том числе в случае непредоставления счёта-извещения на оплату. При этом потребитель имеет право обращаться в суд для решения спорных вопросов, связанных с заключением и исполнением договоров.

В Шыгысэнерготрейде мне предложили вместо бумажного счёта-извещения высылать сумму к оплате СМС-сообщением. Но я хочу видеть начисление, а не только конечную цифру. Могу ли я потребовать с них предоставить мне расчет начисления и бесплатна ли для меня эта услуга?

Вид носителя счёта (бумажный, электронный, СМС и т. д.) не регламентирован. Потребители имеют право выбрать удобный для себя способ доставки счёта-извещения. Другие способы сообщения о произведённых расчётах (акт сверки, выписка по лицевому счёту, электронная почта и т. д.) производятся бесплатно на основании индивидуального обращения потребителя. Если вы хотите получать счета-извещения по электронной почте, можно обратиться в ТОО "Шыгысэнерготрейд" с соответствующим заявлением.

Кроме того, ТОО "Шыгысэнерготрейд" разработало мобильное приложение, которое доступно для Android и iPhone в Play Market и AppStore. Также можно передавать показания и получать информацию о задолженности, зарегистрировавшись в разделе "Личный кабинет" на сайте www.shygys.kz.

Может ли антимонопольное ведомство каким-то образом воздействовать на Шыгысэнерготрейд за то, что нам не носят квитанции?

В случае подтверждения информации о непредоставлении счетов-извещений потребителю, департамент по регулированию естественных монополий вправе принять следующие меры воздействия:

  • направление уведомления о недопустимости совершения подобных действий;
  • проведение проверки, по итогам которой может быть возбуждено административное производство с взысканием штрафа и вынесением предписания;
  • обращение в суд по вопросам защиты прав неопределённого круга потребителей в случаях нарушения прав более десяти граждан по одному и тому же вопросу.

От редакции

4 мая 2018 года акимат ВКО утвердил изменения в Правила предоставления коммунальных услуг, регламентирующие ситуацию с отключением электроснабжения за неуплату. Отныне клиент, впервые оказавшийся в подобном положении, не должен будет платить за подключение. Свет ему вернут после погашения долга. А вот плательщики, у которых задолженность образовалась повторно, должны будут оплатить не только сумму долга, но и внести плату за подключение.

Ирина Плотникова

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней