Какие проблемы испытывают жители Опытного поля уже несколько десятков лет?
Административный центр, созданный для поднятия аграрной промышленности, и по совместительству единственный населенный пункт в своем сельском округе, уже долгие годы испытывает множество проблем. Работы котельных местные жители не видели со времен СССР. Канализация требует полного обновления. А по ночам люди не выходят из домов без фонариков. Власти в курсе всех бед опытнопольцев. Они бы и рады помочь, однако сделать ничего не могут. Подробнее в вопросе разбирался корреспондент YK-news.kz.
Пришёл в упадок
В паре километров от главной железнодорожной станции Усть-Каменогорска живут чуть меньше пяти тысяч человек. Административный центр носит название Опытное поле. Населенный пункт был основан в 1956 году с весьма амбициозной целью — для поддержки геолого-геофизической экспедиции, которая занималась изучением земель края. Тогда же здесь появилась сельскохозяйственная опытная станция, проводящая научные исследования и по сей день.
— Раньше это был поселок городского типа. Я была еще студенткой, училась в университете, — с грустью вспоминает местная жительница Тамара Дугина. — И как-то заехала к своей приятельнице в гости. Цветущий уголок! Улицы заасфальтированы и освещены, работали тепловые сети. А потом... произошел развал.
По мнению женщины, с тех пор населенный пункт был буквально брошен на произвол судьбы. Кочегарки пришли в запустение и вскоре перестали фукционировать. Другим инфраструктурам повезло чуть больше. Старенькие канализационные сети еще действуют. Но они никогда не видели капитального ремонта. Асфальтовое полотно не получает значительного обновления. Рабочих с техникой можно заметить лишь на центральных улицах.
— Вот так и живем... — сокрушается Тамара Петровна.
Борьба за выживание
Большая часть домов на Опытном поле — частные, барачного типа. Но есть и многоэтажки. В селе стоят несколько пятиэтажных и двухэтажных многоквартирных зданий. Их начали возводить в 1970-х годах, когда название Опытное поле было у всех на слуху, а численность населения быстро увеличивалась. То, что ранее казалось перспективой, обернулось большой проблемой. Ведь поддерживать тепло в домах приходится самостоятельно.
— В доме стоит печь, через которую проходит труба с водой. Жидкость нагревается, а потом насос гоняет ее по трубам, протянутым по всей квартире, — рассказывает Тамара Дугина. — Приходишь с работы и запускаешь систему. А потом ждешь, пока в квартире станет тепло.
Работает чудо-печка на твердом топливе. Специально для этого во дворах местных жителей построены углярки. Люди жалуются, что вынуждены таскать тяжелые ведра в квартиру, минуя сугробы, лёд и лестницы.
— Если будешь колоть дрова сам, то согреешься ими дважды, — с иронией отмечает Тамара Петровна.
Помимо неудобств тепло в домах обходится в кругленькую сумму. В нынешнем году лишь за доставку топлива семьи отдали по 15 тысяч тенге. А в конце месяца еще обязательно придет немаленький счет за электроэнергию. Ведь все время, что жители проводят в квартирах, работает электромотор, гоняющий воду по трубам.
При этом дровяные титаны спасают местных жителей лишь от мизерной части проблем. Ведь при полноценной работе теплосетей обогреваются и подвалы. А если этого не происходит, то в зимний период пол будет холодным и помещения не просушиваются.
— Влага поднимается в квартиру, стены покрываются черной плесенью! Приходится регулярно отмывать. Постиранные вещи в доме не сохнут и начинают пахнуть сыростью, — негодует Тамара Дугина.
Неудобств добавляют и старые канализационные сети, пролегающие в подвале. Причем начинаются они в соседней от дома Тамары Петровны двухэтажке и проходят через их подвал. Люди объяснили, что к такому решению инженеры пришли, чтобы сети не замерзали в холодную погоду. Узкие ржавые трубы очень часто засоряются и начинают течь. Единственный способ устранить проблему — почистить засор.
Канализация в домах находится в плачевном состоянии. Сырость в подвалах и квартирах
— Заливает все до двери в подвал. Ну и запах стоит, — жалуется местный житель Александр Иванович. — У нас есть импровизированный сантехнический трос. Просовываем его в коллектор и пробиваем затор. А потом приходится все убирать. Однажды 25 мешков отходов вынесли. Так приходится делать почти ежемесячно.
Жители понимают, что для защиты своего подвала от нечистот необходимо поменять канализационную трубу, идущую к ним из соседнего дома. Но для этого надо раскапывать местный проезд. Выделить такие деньги из семейных бюджетов они не могут.
Еще одна головная боль поселка — уличное освещение. В акимате Опытнопольского сельского округа пояснили, что освещением охвачены улицы Дачная, Степная, Инициативная, Набережная и Луговая. Включаются фонари в полночь и работают до шести утра. Опытнопольцы считают, что дорога не всегда освещается положенные шесть часов. Это может быть связано с высокой ценой за электричество. Ведь поставляется оно через посредников.
По мнению жителей, комфортно передвигаться на машине можно только по центральным улицам. Транспортные артерии села и вовсе не видели ремонта. Достаточно вспомнить случай 2016 года, когда перевозчик сократил маршруты № 8 и № 8а из-за отвратительного состояния дорог в поселке.
Тянем, да не вытянем
Местные власти в курсе проблем жителей, но помочь мало чем могут.
— Изначально на территории округа не было центрального отопления. Населенный пункт был временного типа и капитальной застройки не предполагалось. Экспедиция и опытная станция вели сезонные полевые работы, — рассказала аким Опытнопольского сельского округа Татьяна Селезнева. — А когда численность населения возросла, началось строительство многоэтажных домов. Чтобы обогреть жилье, были построены две автономные котельные установки. А в домах с улучшенной планировкой для обеспечения жителей горячей водой устанавливались дровяные титаны.
В акимате добавили, что в двух пятиэтажках в начале двухтысячных пытались ввести индивидуальную систему отопления на жидком топливе. Но оно оказалось людям не по карману. Чтобы хоть как то помочь, был протянут силовой электрический кабель, который сможет выдержать высокую нагрузку, создаваемую электрическими обогревателями. Глобально решить проблему можно — необходимо централизованное отопление. Но построить его невозможно. Этого не дает сделать бюрократическая преграда.
Отапливаются квартиры не централизованно
— Генерального плана* в селе нет! Он обязателен для населенных пунктов с численностью свыше пяти тысяч человек. Однако нам он не положен. В Опытном поле проживают 4625 человек, — сообщила госпожа Селезнева.
Канализация села была построена в 60-70 годах прошлого столетия. Власти не скрывают, что трубы полностью изношены. Чтобы обеспечить хорошую систему водоотведения, нужно протянуть 18 километров сетей. Татьяна Георгиевна вспоминает, что в 2014 году канализация и вовсе была признана бесхозной. В следующем году ее удалось поставить на баланс ЖКХ и передать на обслуживание коммунальному государственному предприятию. А в 2018-м отдел строительства, архитектуры и градостроительства Глубоковского района разработал проект реконструкции канализационной системы. Он даже прошел экспертизу. Была подана бюджетная заявка и на этом все.
"Финансирование происходит согласно бюджетному плану развития регионов строго по намеченным целям, исходя из возможности и целесообразности строительства определенных объектов инфраструктур", — пояснили в акимате сельского округа на вопрос о проблемах финансирования работ.
В акимате дали понять, что рассчитывать на многое жителям Опытного поля не приходится.
Надежда есть
Нетрудно заметить, что коммунальная сфера села из года в год требует все больше вложений. А в деньгах местным чиновникам отказывают. Панацеей от всех проблем, по мнению жителей, стало бы присоединение Опытного поля к Усть-Каменогорску. Тогда начнутся работы над генпланом, которого так не хватает жителям многоэтажных домов. Разговоры об этом ведутся еще с 2012 года. Тогда чиновники обещали присоединить ряд территорий, в том числе и Опытное поле. И сделать это планировалось в течение ближайших нескольких месяцев. Но этого не произошло.
В июне текущего года чиновники вновь упомянули об этой идее.
— Включение в черту города села Герасимовка, поселка Опытное поле и села Прапорщиково будет производиться поэтапно, — сообщила заместитель акима Усть-Каменогорска Тамара Рахимжанова.
Власти областного центра не стали уточнять сроки, когда завершится последний этап. А в акимате сельского округа поделились, что для присоединения необходим большой пакет документов. Его придется собирать обеим сторонам. А войдут туда решения маслихатов и акиматов; протоколы схода граждан, заинтересованных сторон, представителей всех форм собственности села; обоснование для прикрепления; сведения об изменениях территории, численности населения, промышленности и иных объектов; научная экспертиза, экономические расчеты по преобразованиям и переименованиям.
Тем временем жителям ничего не остается, кроме как в очередной раз готовиться к зиме, проверять и налаживать отопление, оборудование и ждать...
Ян Ярославский
Фото Виктора Абакумова
* Генплан — проектный документ, на основании которого осуществляются планировка, застройка, реконструкция и иные виды градостроительного освоения территорий.