Какие изменения ждут в новом учебном году образование в Казахстане?
Лето почти на исходе, и скоро в школах зальются первые звонки. В последние годы граждане нашей страны уже привыкли ждать от образовательной системы быстрых и не всегда логичных перемен. О том, какие реформы и нововведения готовит нам грядущий учебный год, дает представление проект инструктивно-методического письма (ИМП) "Об особенностях организации учебно-воспитательного процесса в Республике Казахстан в 2019/2020 учебном году", передает корреспондент YK-news.kz.
Начнем с того, что с 1 сентября по старым типовым учебным программам грызть гранит науки будут только одиннадцатиклассники. Все остальные параллели учащихся переходят на обучение согласно обновленному содержанию образования. В новом учебном году к "обновленке" присоединяются четвертые, девятые и десятые классы, для которых разработана и издана соответствующая учебно-методическая литература.
Для самых маленьких
Прием в школу теперь осуществляется по-новому: в первый класс могут пойти не только шестилетки, но и (по желанию родителей) дети, которым шесть исполнится до конца текущего календарного года, независимо от уровня подготовки. Для этого родителям или законным представителям необходимо всего лишь подать заявление. И именно они будут решать, когда ребенку пришла пора становиться школяром.
В связи с этим изменился и Стандарт дошкольного воспитания и обучения — предшкольным считается возраст от пяти лет.
В прошлом году для зачисления в первый класс требовалось всего четыре документа: заявление, копия свидетельства о рождении, паспорт здоровья ребенка по форме 026/у-3 и две фотографии размером 3х4. Ныне в канцелярию сдается еще и справка о состоянии здоровья по форме 063/у.
Причем во всех учреждениях образования, кроме специализированных организаций, гимназий и лицеев, проведение вступительных экзаменов, тестирования, зачетов и конкурсов не допускается.
Также изменится максимально допустимый объем недельной учебной нагрузки в классах предшкольной подготовки. Он составит двадцать часов против прошлогодних двадцати четырех.
Нововведением станет и так называемая "Малышкина школа" — двухмесячные подготовительные курсы, которые планируется открывать ежегодно в летний период при образовательных организациях. Программа курсов сейчас находится на утверждении.
Кухня процесса
В системе трехъязычного обучения появились новые понятия: целевой язык и язык обучения. Согласно ИМП, к языкам обучения в общеобразовательных школах относятся те, на которых в основном осуществляется учебно-воспитательный процесс. А целевые языки изучаются дополнительно.
В 2019/2020 учебном году в десятых и одиннадцатых классах преподавание физики, химии, биологии и информатики будет вестись на языке обучения. Преподавание их на английском возможно, но только при условии готовности учащихся, педагогов и организации образования, а также с учетом мнения родителей и по согласованию с исполнительными органами. История Казахстана и всемирная история станут изучаться только на языке обучения.
Кроме того, в режиме апробации первоклассники пилотных школ начнут штудировать немецкий и французский языки.
По-прежнему часть учебных предметов для углубленного изучения школьники смогут выбирать самостоятельно.
Особенно подчеркивается в письме необходимость создания в каждой школе материальной базы для обеспечения безбарьерной среды для школьников с особыми образовательными потребностями. Она включает наличие пандусов, лифтов, туалетов, игровых зон, кабинетов специалистов, работающих с такими ребятами, оснащенных нужным оборудованием и дидактическими материалами.
Небезынтересен для родителей также будет следующий факт: ИМП на сей раз официально признает, что использование рабочих тетрадей на всех уровнях образования не является обязательным, а следовательно, никто не вправе заставить пап и мам их покупать.
Уроки по ряду учебных предметов предполагается проводить в музеях, театрах, библиотеках, на предприятиях.
И педагогов не забыли
По сравнению с предыдущими годами учителю в тесных рамках "обновленки" намерены дать больше самостоятельности. Так, с нового учебного года педагог имеет право производить формативное оценивание по своему выбору: цифрами, графическими изображениями или в баллах, а также лично разрабатывать задания для СОР и СОЧ с учетом особенностей обучающихся в классе. Использование рекомендованных для образца не допускается.
Радует то, что канцелярской работы у учителей должно стать меньше. Ведь согласно ИМП бумажный вариант журнала будет запрещен, этот документ нужно будет заполнять только в электронном формате.
Использование учителей в качестве "заемной" рабочей силы на различных мероприятиях, привлечение к участию в подворовых обходах, подготовке к ЕНТ и сопровождению учащихся во время пробных тестов тоже запрещены.
Если школа перешла на пятидневную учебную неделю, учитель вправе использовать субботний день по своему усмотрению. Хотя за администрацией школы сохраняется право один раз в месяц ставить на субботу заседания педагогических, методических советов и другие организационные мероприятия.
Впервые в ИМП оговариваются морально-эстетические нормы, которым должен следовать каждый учитель: "Важно, чтобы педагог придерживался делового стиля в одежде в период исполнения своих служебных обязанностей. Культура поведения педагога в организации образования, вне организации образования, в интернет-пространстве должна соответствовать высокому званию учителя. Педагог не должен допускать противоречащее принципам и требованиям педагогики, подрывающее авторитет учительства поведение".
Новые проекты
Предполагается, что новый учебный год будет посвящен формированию среди обучающихся "моды на чтение". Для решения этой задачи традиционными должны стать "часы чтения". Необходимо организовать в каждой школе специальные места по обмену книгами — буккросинги. Создатели письма крепко надеются на совместную деятельность учащихся и взрослых на основе общего интереса к книге, поэтому запланировали книжные выставки, конкурсы, благотворительные акции.
К 175-летнему юбилею со дня рождения Абая Кунанбаева школы должны будут провести целый комплекс воспитательных и учебных мероприятий.
В 2019/2020 учебном году также стартует проект ранней профориентации и основ профессиональной подготовки школьников "Junior Skills", в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями.
Для реализации новой образовательной политики в обучающие программы включаются STEАM-элементы, направленные на развитие новых технологий, научных инноваций, математического моделирования. Аббревиатура STEAM расшифровывается как: S — science (естественные науки), T — technology (технология), E — engineering (инженерное искусство), A — art (творчество), M — mathematics (математика). Эти дисциплины становятся самыми востребованными в современном мире.
"Не удивительно, что сегодня развитие STEAM — один из основных трендов в мировом образовании, — говорится в письме. — STEAM основан на идее обучения школьников с применением междисциплинарного и прикладного подхода. Вместо того чтобы изучать отдельно каждую из пяти дисциплин, STEAM интегрирует их в единую схему обучения.Для снижения разрыва в образовании между сельскими и городскими школами в малокомплектных школах будут внедрены новые модели поддержки: "Школа-спутник", "Мобильный учитель", "Временная семья".
В сфере воспитания тоже изрядно "посвежело". В ней особое внимание уделяется таким качествам, как академическая честность, культура интернет-поведения, обеспечение кибербезопасности учащихся, неприятие антиобщественного поведения.
В итоге пока можно отметить лишь то, что образовательная сфера продолжает стремительно меняться. О переходе количества этих изменений в качество говорить еще рано. Проект ИМП находится в стадии обсуждения. Академия образования приглашает к диалогу всех желающих, и, надо полагать, возникшие мнения будут учтены при утверждении окончательного варианта инструктивно-методического письма.
С полным вариантом проекта ИМП-2019/2020 можно ознакомиться на официальном сайте НАО имени Ы. Алтынсарина по адресу nao.kz
Мира Круль