Жительница Усть-Каменогорска из-за нехватки средств не может забрать тело новорожденной дочери из морга Астаны
Без шансов?
- Дочь родила девочку 17 мая, два часа малышка пробыла с ней в палате, - вспоминает мать роженицы Светлана Пруткова. - Я присутствовала на родах, успела сфотографировать внучку и заснять на видеокамеру телефона. С ребенком все было в порядке. А потом ее забрали в отделение патологии, далее последовала реанимация.
О том, что у Анисы порок сердца, родственники узнали еще после первого УЗИ.
- Тогда медики предлагали сделать аборт, но мы отказались, - объясняет женщина. - Перед родами врачи говорили, что нужно ехать в Астану, тамошняя клиника лучше оснащена. Но мы рассчитывали, что необходимую помощь смогут оказать и в больнице на КШТ. Там тоже есть хирурги, кардиологи, все необходимые специалисты. В итоге через три дня после родов дочь с ребенком доставили в Астану самолетом санавиации. Врач столичной клиники осмотрел девочку и сообщил, что нарушения в организме не совместимы с жизнью. Однако ей все-таки сделали операцию, малышка умерла прямо на операционном столе. После того как мы потеряли Анису, я созванивалась со специалистами столичного морга. Они рассказали, что помимо порока сердца у малышки якобы было еще несколько патологий: врожденный вывих таза, одна из почек была не на месте, плохо развитые ручки. Зафиксировали проблемы с пищеварительной системой.
19-летняя мать Анисы после жуткого известия о смерти дочери недолго пробыла у родственников и на следующий день уехала в Усть-Каменогорск.
- Понимаете, Таню доставили в Астану самолетом, сказали взять только удостоверение и немного денег, - рассказывает свою версию произошедшего Светлана Пруткова. - Все произошло экстренно, мы меньше всего думали о перевозках или документах. Во время обследования и операции Таня находилась в коридоре. Потом врачи сообщили, что Аниса умерла. Таня спросила, что теперь делать ей, медики ответили, что она может переночевать в коридоре клиники. Дочь была подавлена, ревела в трубку. Она только что потеряла ребенка, к тому же чувствовала себя беспомощной в чужом городе. Я нашла в Астане дальних родственников, Таня поехала ночевать к ним. На следующий день они помогли купить ей билет до Усть-Каменогорска. Тело Анисы еще было на вскрытии, никаких документов в Астане нам не выдали.
Позднее Прутковы узнали, что тело из другого города им придется забирать самостоятельно. По словам бабушки, врачи из Астаны предлагали написать заявление, что семья не имеет возможности забрать тело ребенка. Тогда бы малышку кремировали за счет государства.
- В астанинской клинике сказали, что не могут выделить средства на транспортировку, поскольку это будут нецелевые расходы. Примерно то же самое мы услышали и в Усть-Каменогорске, - говорит Светлана. - Необходимо более 80 тысяч тенге, чтобы мы могли забрать тело внучки, попрощаться с ней, похоронить как полагается. Но у нас таких денег нет. У меня многодетная семья, Таня - одна из шести детей, потому никаких накоплений делать не удается.
Кроме того, молодая женщина, пережившая страшную утрату, не может получить пособие по родам, которое полагается ей, несмотря на гибель новорожденного. Для того чтобы оформить эти выплаты, необходимо свидетельство о смерти. Татьяна Пруткова не получила его в Астане до отъезда. Выслать документы о факте гибели ее ребенка в столичной клинике, по словам женщины, отказываются.
Таковы правила
В облздраве считают, никакой вины медиков в печальной путанице нет.
- Мы сделали все возможное, чтобы спасти девочку. Организовали экстренный перелет санавиацией в клинику Астаны, где имеется самое современное оборудование и лучшие специалисты, - сообщила пресс-секретарь управления здравоохранения ВКО Анель Есенбердина. - Приносим соболезнования родственникам малышки, но, к сожалению, управление не имеет финансовой возможности помочь маме Анисы забрать тело из Астаны. Такая статья расходов не входит в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи.
В Центре матери и ребенка ВКО (ЦМиР), где маленькая Аниса появилась на свет, сообщили, что ранее никто из пациентов не обращался с вопросами обратной транспортировки из медучреждений других городов.
- Когда санитарная авиация забирает наших пациентов в Астану или Алмату, независимо от результата оказанной помощи, родственники самостоятельно доставляют больного или, при печальном исходе, его тело в родной город, - объяснили специалисты ЦМиРа. - К сожалению, таковы правила. Что касается дочери Татьяны Прутковой, у нее были множественные врожденные патологии, включая порок сердца. Всех тяжелых пациентов мы направляем в специализированные республиканские учреждения. Так произошло и в этот раз. Бригада врачей республиканской санитарной авиации осмотрела малышку и пришла к выводу, что ее нужно госпитализировать в клинику Астаны. Почему мама не забрала медицинские выписки в Астане, мы не знаем.
Корреспонденты YK-news.kz связались с Центром материнства и детства Астаны, в который санавиация доставила Анису, но там не смогли дать оперативного комментария.
Вместо послесловия
Бабушка Анисы считает, что она не может попрощаться с внучкой и отправить ее в последний путь на родине из-за пробелов в законодательстве.
- Мы не единственная семья, которая столкнулась с такой проблемой, - отмечает Светлана Пруткова. - Такое несчастье - всегда неожиданность. Что делать родственникам умершего человека в чужом городе? Как везти тело домой? В обычном гробу не повезешь, а где взять цинковый? Каким транспортом воспользоваться? Почему государство бросает людей в момент утраты один на один с такими проблемами? Ведь когда, к примеру, гибнет солдат, тело по всем правилам грузом 200 доставляют на родину. Почему нельзя поступить так же с умершими вдали от дома детьми?
Анастасия Строкова, Анастасия Куприянова