Два в одном: промывка мозгов и очистка карманов
Рассказами о пагубном влиянии на психику и поведение людей в различного рода деструктивных сектах сейчас уже, пожалуй, трудно кого-либо удивить. Примеров, когда их адепты становятся послушными марионетками в руках умелых манипуляторов, более чем достаточно.
На коммерческой основе
В ход идут и отработанные приемы нейролингвистического программирования, и методики гипнотического воздействия на паству. Цель при этом преследуется всегда одна — подчинение человека своей воле и дальнейшее использование его в интересах "кукловода".
Справедливости ради скажем, что вырабатывались эти технологии веками и в той или иной степени использовались в религиозной практике всех конфессий. В том числе даже считающихся сегодня традиционными, а в некоторых странах — и системообразующими. Однако если в имеющих солидные исторические корни религиях за долгие годы были выработаны и достаточно жесткие нормы, регламентирующие воздействие на сознание верующих, обозначены определенные этические рамки, обеспечен контроль за деятельностью священнослужителей, то в так называемых "новых верованиях" зачастую все пущено буквально на самотек.
Как методы, так и цели самозванных пастырей нередко зависят только от их моральных принципов. А они порой в корне отличаются от заповедей, которые донесли до нас священные книги различных религий. Рядятся ли эти "новые церкви" в христианские одежды или примеряют на себя покровы ислама, суть их, как правило, остается общей. Это максимальная коммерциализация деятельности и получение наибольшей прибыли за счет своих последователей.
Выявить истинные мотивы таких, по сути дела, псевдорелигиозных организаций весьма сложно. А достаточно либеральное в вопросах вероисповедания законодательство Казахстана позволяет им действовать в правовом поле вплоть до того, как всплывут факты явных нарушений. Только тогда может последовать запрет на их работу, судебное преследование. Но сами посудите, многие ли из зомбированных людей способны осознать свою зависимость, разорвать психологические путы и обратиться за помощью в правоохранительные органы?..
Но все же у кого-то рано или поздно открываются глаза, и люди могут объективно взглянуть на происходящее с ними. А кого-то попросту выбрасывают на обочину, выжав досуха и не видя смысла дальше заниматься ими без всякой выгоды в перспективе. Такие люди и приходят в полицию, обращаясь с просьбой восстановить справедливость и наказать виновных.
Перед нами свидетельства нескольких потерпевших, состоявших прежде в числе прихожан одной из достаточно распространенных в нашей стране религиозных общин. Это семейная чета, которая понесла серьезные потери и вдобавок едва не распалась в результате возникших со временем разногласий, которые спровоцировали "братья по вере". Еще одна исповедь принадлежит одинокой женщине, пытавшейся найти в этой общине друзей и единомышленников, восполнить дефицит общения.
Поскольку следствие по возбужденному правоохранительными органами делу еще продолжается, мы не будем называть имен и фамилий его фигурантов. Приведем только факты, изложенные нашими собеседниками.
Этот туман похож на обман
— Несколько лет назад у моей жены начались проблемы со здоровьем, и одна из подруг рассказала, что ей якобы удалось избавиться от хвороб благодаря посещению богослужений. Эта подруга и пригласила нас составить компанию на очередной службе. Мы решили, что ничего не потеряем, придя на это церковное собрание. Как же мы заблуждались!
Выслушали проповедь, сопровождающуюся прославлением Бога и песнопениями. Затем как-то буднично и, видимо, привычно для окружающих прошел сбор пожертвований. А потом всех, пришедших сюда впервые, позвали к сцене, чтобы покаяться, "приняв веру в сердце". Неофиты выстроились в ряд, закрыли по просьбе проповедника глаза и стали повторять вслед за ним слова, сопровождавшиеся музыкой. Словно туман какой-то на мысли упал. Спустя несколько дней нам позвонили домой, вновь позвали на службу. Но, как я потом понял, это было именно собрание для начинающих. Сейчас не могу назвать это ничем иным, как "промыванием мозгов" и подготовкой к долгой кабале, состоянию несвободы. И все же даже после этого я не стал ревностным сторонником внушаемых нам идей, относился к ним достаточно скептически. А вот моя жена ушла в культ с головой.
Она неукоснительно посещала все собрания, прошла платное обучение на годичных курсах, как говорили, для духовного роста. Жена систематически отдавала десятую часть всех наших семейных доходов на нужды церкви. А помимо этого, каждое служение с прихожан собирались пожертвования. И поводов для сбора денег было очень много. Кроме ежемесячной "десятины", раз в месяц-полтора объявлялось о все новых благих деяниях, которым следует помочь материально.
— Меня постоянно тянуло в церковь, я испытывала боязнь что-то сделать не так. Когда наш наставник что-то говорил, я могла внезапно начать улыбаться, плакать или танцевать. Было чувство, что, если мне что-то прикажут, я должна все исполнить, и ослушаться этого нельзя, — дополняет рассказ супруга свидетеля. — Когда, случалось, в доме не было денег, я уносила в качестве пожертвований драгоценности, которые были приобретены раньше. Впрочем, не запрещалось оставить в качестве мзды и долговую расписку, которую надо было обязательно погасить в течение определенного срока. "Добровольным пожертвованием" на большой церковный праздник стал и наш автомобиль. А вложив средства в один из проектов наших "пастырей", мы в итоге лишились квартиры, остались без крыши над головой.
Со временем у меня возникли разногласия с мужем, так как он не был таким активным членом общины, как я. Он часто пытался отговорить меня бывать на служении, из-за чего возникали конфликты. Многие члены нашего религиозного объединения, в том числе его лидеры и активисты, уговаривали меня развестись с мужем. Говорили, что он нечист душой, в нем нет подлинной веры. И только сейчас я понимаю, что он всячески пытался вытянуть меня из трясины, чувствовал, что все это обман ради денег.
Нас практически зомбировали, программировали на то, чтобы мы все больше несли пожертвований, призывали других вступать в общину. Только со временем я стала сама обращать внимание на разногласия между благими словами и несоответствующими им действиями.
В итоге потеряны свыше 15 лет нашей жизни, мы понесли невосполнимый материальный ущерб. Всего этого уже не вернуть, но я хотела бы обезопасить общество от таких людей и "новых церквей", которые, прикрываясь именем Бога, обманывают людей, отбирают у них то, что они нажили своим трудом.
— По сути дела, все это было чистой воды лохотроном с элементами сетевого маркетинга, который к вере не имеет никакого отношения, — завершил свой рассказ наш собеседник.— С большими усилиями мне удалось выбраться из этого болота самому и вытащить жену, но последствия мы ощущаем до сих пор. Поэтому и обратились с заявлением в правоохранительные органы. Нельзя позволить, чтобы такое случалось в других семьях. Я родился на этой земле и не желаю, чтобы мои внуки, их поколение попало в рабство к таким людям, как наши "наставники".
Была без радости любовь
Из этого же ряда история и еще одной потерпевшей:
— Пригласительный билет на богослужение мне дал один из коллег. В первый раз я приехала туда из любопытства: не хватало общения, было мало друзей. Но как-то само собой случилось, что я стала регулярно посещать религиозные собрания. Мы постоянно несли "десятину" и другие пожертвования в церковь. Суммы были разные, от семи тысяч тенге до 15 тысяч ежемесячно. Все деньги, что я зарабатывала, незаметно для себя стала отдавать церкви.
Примерно раз в месяц проводились ночные молитвы. В процессе ритуала после прославления Бога под ритмичную музыку и истеричные выкрики пасторов мы доводили себя буквально до беснования. В такие моменты я чувствовала состояние, близкое к оргазму, и вела себя очень агрессивно, не контролируя свои действия. О деталях я рассказывать не хочу.
Сейчас я понимаю, что нас каким-то образом зомбировали и сделали истинными "послушниками" церкви. В том смысле, что ослушаться наших духовников мы не могли. Мало того, в нас пытались воспитать негативное отношение к государству и правительству, говорили о том, что нельзя запрещать проповеди на улицах, не следует ужесточать закон о религиозной деятельности в РК.
Но со временем в связи с занятостью церковными делами мои заработки, а следовательно и пожертвования, становились все меньше. И тогда в один прекрасный день мне просто дали понять, что я лишняя на собраниях. Только тогда я стала осознавать, что потеряла себя как личность и была полностью зависима от других людей, преследующих свои интересы. Поначалу даже думала свести счеты с жизнью. И лишь спустя несколько лет удалось избавиться от тяжелой депрессии.
В заключение
Вот такие исповеди трех человек разных национальностей, причислявших себя прежде к разным конфессиям, имеющих разное образование, но объединенных общим постигшим их несчастьем. Итог страшный: потерянные годы и средства, разочарование в жизни, обрыв практически всех связей с прежним окружением. А ведь все они к моменту вступления в псевдорелигиозную общину были достаточно взрослыми, сложившимися людьми.
Действительно, врагу не пожелаешь. И все же хочется надеяться, что людям, нашедшим в себе волю и мужество откровенно рассказать о том, что они пережили, чтобы предупредить об опасности других, судьба еще улыбнется. Маловероятно, что спустя годы удастся в судебном порядке доказать, будто передача денег и имущества религиозной структуре была далеко не такой добровольной, как заявляют "духовные пастыри". Да и сам главный фигурант судебного дела, возглавлявший данную "новую церковь", поспешил отбыть за границу сразу после возбуждения уголовного дела. Но история еще не закончилась, и мы будем ждать ее продолжения.
А главное, мы надеемся, что тем, кто прочел наше сегодняшнее повествование, оно прибавит здравого смысла и осторожности. Поможет не попасть в опасные сети, вырваться из которых бывает очень сложно. Берегите себя и своих близких.
Юрий Бурых