В 2017 году 15 восточноказахстанцев ушли на работу и не вернулись
В ВКО — высокие показатели травм на производстве. В прошлом году 199 человек покалечились на работе, из них 15 погибли. Только в декабре произошла целая череда трагедий на усть-каменогорских предприятиях. В результате взрыва на маслозаводе пострадали два человека, один из них скончался в больнице. Двое рабочих погибли на стройке: один упал с высоты шестого этажа, другого почти насквозь прошила свалившаяся арматура. По какой причине люди с ужасающим постоянством гибнут на рабочем месте и как это предотвратить, пытался выяснить корреспондент YK-news.kz.
Жуткая смерть
В управление госинспекции труда ВКО поступило сообщение от ТОО "Пром-Альянс", что 8 декабря произошел несчастный случай. В одной из многоэтажек, которые возводят в районе драмтеатра, погиб рабочий — гражданин Узбекистана Умиджан Юсупов.
— При демонтаже бракованной плиты перекрытия из связанной сетки выпала арматура и тяжело травмировала работника, — кратко описал обстоятельства инцидента исполняющий обязанности руководителя управления госинспекции труда по ВКО Кайрат Аблкайров. — Немедленно вызвали скорую помощь, пострадавший умер в больнице, так и не придя в сознание.
Нам удалось пообщаться с очевидцами происшествия. По их версии, упавшая с высоты арматура угодила несчастному, который поднимался по лестничному маршу, в рот. Металлический штырь длиной почти три метра проткнул мужчине внутренности. Он сам вытащил железяку и с криком, леденящим душу, прошагал еще два пролета вверх, прежде чем упал.
14 декабря на стройке в том же районе Усть-Каменогорска произошла вторая трагедия: погиб работник ТОО "Русстрой плюс". Об этом сообщили в трудовой инспекции.
— Мужчина упал с балкона в процессе установки оконного откоса на шестом этаже, — пояснил Кайрат Аблкайров. — Пострадавший умер до приезда неотложки.
Специальное расследование
Для выяснения обстоятельств обоих несчастных случаев была создана комиссия. В ходе расследования, которое завершилось 28 декабря, проведена внеплановая проверка ТОО "Пром-Альянс". Выяснилось, что работодатель использовал иностранную рабсилу незаконно, а погибший гражданин Узбекистана работал без трудового договора. Администрацию строительной компании за эти нарушения наказали в административном порядке.
— По результатам проверки руководство ТОО "Пром-Альянс" в общей сложности оштрафовано на 160 МРП, — сообщил руководитель управления госинспекции труда по ВКО Бакытбек Кизатов. — Копии материалов специального расследования направлены в УВД для принятия соответствующего решения.
По информации заместителя начальника ДВД ВКО Муратжана Шакерова, расследование по этому факту проводится в рамках статьи 277 Уголовного кодекса РК "Нарушение правил безопасности при проведении горных или строительных работ", по второму, произошедшему в ТОО "Русстрой плюс", — по статье 156 УК РК "Нарушение правил охраны труда".
Относительно "Русстрой плюс" срок специального расследования продлён. Эксперты не завершили необходимые процедуры и по несчастному случаю в ТОО "Усть-Каменогорский маслозавод", пояснил господин Кизатов.
Напомним, ЧП случилось 21 декабря. По данным департамента Комитета индустриального развития и промышленной безопасности по ВКО, в котельной предприятия произошел неконтролируемый взрыв. В результате аварии пострадали мастер котельного участка Борис Катаев и старший машинист котельной Алексей Столяров. У Катаева медики диагностировали ожоги лица, рук, травматическую ампутацию части стопы. 40-летний Столяров, у которого было обожжено 70 процентов тела, через несколько дней скончался в больнице.
Слабое звено
В декабре прошлого года проблемные вопросы охраны труда и промышленной безопасности обсуждали в Национальной палате предпринимателей "Атамекен".
Наша справка |
За 2017 год в ВКО зафиксировано 199 случаев производственного травматизма, 15 из них — со смертельным исходом. В 76 случаях доказана стопроцентная вина работодателя, сообщили в трудовой инспекции. |
— Высокие показатели травматизма на производстве сохраняются в Павлодарской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской областях, — сообщил председатель Комитета социальной сферы и социального партнерства президиума палаты Талгат Доскенов. — Традиционно травмоопасными являются горно-металлургический комплекс и строительная отрасль.
Однако в областной трудовой инспекции по итогам 2017 года определили свою тройку лидеров.
— Наибольшее количество пострадавших — в организациях горно-металлургической промышленности, бюджетной сфере и строительстве, — сообщил Кайрат Аблкайров.
В трудовой инспекции пояснили, что под бюджетной сферой, в которой, как оказалось, тоже трудиться небезопасно, подразумевается довольно широкий спектр организаций, финансируемых из госказны: образование, здравоохранение и другие.
Наша справка |
По итогам 2017 года в разрезе отраслей наибольшее количество пострадавших на производстве в ВКО отмечается в горно-металлургической промышленности — 68 человек, бюджетной сфере — 45 и строительстве — 32 человека. |
Что касается горных работ, достоянием общественности становятся исключительно происшествия на рудниках. Надо отдать должное Группе "KAZ Minerals" — компания оповещает СМИ обо всех несчастных случаях со смертельным исходом.
В 2017 году на рудниках компании произошло четыре подобных факта. Двух сотрудников убило током, еще один человек погиб в результате обрушения горной массы.
Последняя трагедия случилась 5 декабря. Машинистке Орловской шахты затянуло руку в подъемный механизм, сообщили в департаменте корпоративных связей Группы "KAZ Minerals" по ВКО. В больнице медики приняли решение ампутировать пострадавшей конечность, однако до операции женщина не дожила — 6 декабря она умерла.
— Ознакомившись с технической документацией, осмотрев место происшествия, изучив объяснительные записки и опросив свидетелей, комиссия пришла к выводу, что имеет место неудовлетворительная организация производства работ, — сообщил Бакытбек Кизатов. — В частности, не выполняется контроль за соблюдением машинистами безопасной эксплуатации подъемной машины. Данный случай квалифицирован как связанный с производством.
К слову, в 2014 году как раз после череды несчастных случаев на Артемьевском руднике (тогда он еще принадлежал компании "Казахмыс") горняки протестовали против тяжелых условий труда, отказавшись покидать рабочие места. Рабочие поднялись на поверхность после того, как часть их требований выполнили.
Причина и следствие
В Казахстане на разных уровнях звучит, что меры по безопасности труда зачастую сводятся к формальному проставлению работниками подписей в журналах инструктажа. Если к этому еще добавить высокий износ оборудования, неудовлетворительную организацию производства работ...
— На крупных предприятиях — будь то строительная или иная сфера — так или иначе система контроля за техникой безопасности налажена, в штате есть инспектор по охране труда, — говорит руководитель ОО "Локальный профсоюз работников строительства и стройиндустрии" Юрий Потапчук. — Если же это организация, в которой работают 15 — 50 человек, то там к технике безопасности относятся формально. Ответственным за нее назначают, к примеру, заместителя руководителя, механика или кого-то другого — в нагрузку, так сказать. А в структурах, где трудятся человек десять, даже такого сотрудника нет.
По словам Юрия Константиновича, гораздо лучше обстоят дела там, где есть профсоюзные организации.
— В таком случае функции по охране труда возлагаются на производственный совет, в который входят представители профсоюза, — поясняет господин Потапчук.
Но беда в том, что в организациях очень неохотно идут на то, чтобы создавать подобные объединения.
— Практически в 90 процентах строительных компаний области их нет, — говорит Юрий Константинович. — Вопрос системы охраны труда нужно поднимать на законодательном уровне. Всё должно быть расписано от А до Я, как в советское время. Только тогда техника безопасности будет исполняться и контролироваться. Сейчас у той же трудовой инспекции очень мало полномочий. Даже имея в штате, к примеру, 50 или 100 человек, разве они успеют проконтролировать все объекты по области?
— Ни для кого не секрет, что в мелких организациях — преимущественно строительной отрасли — сотрудники работают неофициально. С ними не заключают трудовые договоры. Если несчастный случай происходит с таким работником, сможет ли он доказать, что в его увечье виноват работодатель?
— Доказать практически невозможно, — считает Юрий Потапчук. — Нужно обращаться в прокуратуру, суд, но потребуются свидетели, которые подтвердят, что человек действительно там работал. А кто пойдет в свидетели? Коллеги пострадавшего понимают, что в таком случае завтра они останутся без работы.
К слову о полномочиях трудовой инспекции. Мы поинтересовались в этой структуре, сколько всего граждан Узбекистана работают в ТОО "Пром-Альянс", которое упомянуто выше.
— Ответить на данный вопрос не представляется возможным, — сообщил Бакытбек Кизатов. — В рамках спецрасследования и внеплановой проверки предприятия государственный инспектор труда рассматривал моменты относительно пострадавшего. Он не имел права запрашивать численность иностранных граждан.
Как говорится, без комментариев.
***
Есть еще один показатель, по которому Восточный Казахстан также не сдает позиций, — профессиональные заболевания сотрудников. Сегодня больше 13 тысяч казахстанцев имеют инвалидность, связанную с производством. Но это уже другая тема, которая заслуживает отдельного внимания.
Елена Супрунова