Включите JavaScript в настройках браузера.
16 сентября 2017
Сейчас читают:

В Усть-Каменогорске растет число жертв общественного транспорта

В Усть-Каменогорске растет число жертв общественного транспорта
Нина Должикова
Фото предоставлено Валерием Должиковым

Страшный случай в Новой Согре — 77-летняя горожанка, выходившая из салона автобуса, получила тяжелые увечья. По предварительной версии, водитель решил, что женщина уже сошла, тронулся с места — и многотонная машина переехала несчастной обе ноги. Пенсионерка в тяжелом состоянии находится в реанимации. Это уже не первый случай, когда травмы получают пассажиры автобусов. Насколько безопасен общественный транспорт и кто поможет пострадавшим, выяснял корреспондент YK-news.kz.

Под колёсами

Несчастный случай произошел 11 сентября у перекрестка улиц Егорова и Менделеева в Согре. Когда автобус № 6, в котором 77-летняя Нина Должикова направлялась домой, подъехал к остановке, женщина подошла к выходу.

— Пока непонятно, что же там случилось, — рассказал корреспонденту YK-news.kz сын пострадавшей Валерий Должиков. — Либо, выходя, мама споткнулась и упала, либо она шагнула со ступеньки, но еще не встала на тротуар, а водитель этого не заметил и тронулся с места.

Тяжеленная машина переехала Нине Должиковой обе ноги. Очевидцы вызвали "скорую" и сотрудников полиции. Женщину экстренно госпитализировали.

— Первое время мама была в коме, ее поместили в реанимацию, — пояснил собеседник. — Она в крайне тяжелом состоянии.

В УВД Усть-Каменогорска подтвердили, что инцидент официально зарегистрирован как ДТП.

— В отношении водителя начато досудебное расследование по статье "Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека", — сообщили в пресс-службе ведомства. — Сейчас сотрудники полиции детально восстанавливают картину произошедшего.

Уточнить какие-либо подробности полицейские отказались.

— Я пока сам не знаю всех деталей, поэтому не берусь судить, виноват водитель или нет. Еще нет ни результатов экспертиз, ни внятного изложения обстоятельств, — делится Валерий Должиков. — Из ТОО "Рост", которое обслуживает "шестерку", мне даже не позвонили, не предложили помощь маме. Со мной связались родственники мужчины, который управлял автобусом. Говорят, что сдали кровь для мамы и готовы оказывать поддержку. Для меня сейчас важно, чтобы мама поправилась. Но этот жуткий случай — повод обратить внимание властей на наш общественный транспорт. Ведь мама — не первый пострадавший пассажир. Мне непонятно, почему этой теме не уделяют должного внимания.

По мнению Валерия, усть-каменогорский общественный транспорт не годится для пожилых людей.

— В нем и молодым дискомфортно, — считает собеседник. — Возят как попало, стоящему в салоне пассажиру трудно удержаться на ногах. Запросто можно получить травму.

В ТОО "Рост" отказались оперативно прокомментировать инцидент, сославшись на то, что директор фирмы-перевозчика находится в отпуске, и попросили направить все вопросы на электронную почту.

Сесть в автобус и выжить

Наша справка
Согласно законодательству пострадавшим при несчастных случаях на транспорте причитаются следующие страховые выплаты:
В случае гибели человека — 1000 МРП.
В случае установления инвалидности первой группы — 800 МРП.
В случае установления инвалидности второй группы — 600 МРП.
В случае установления инвалидности третьей группы — 400 МРП.
Если человек провел некоторое время в больнице — 1,5 МРП за каждый день стационарного лечения, но не более 200 МРП в общей сумме.

Происшествие с Ниной Васильевной — не первый случай, когда обычная поездка заканчивается тяжелыми травмами. Корреспондент YK-news.kz изучил случаи травматизма за последние четыре года и выяснил, что в усть-каменогорских автобусах человека могут уронить при резком торможении, защемить дверью или вовсе допустить, чтобы пассажир выпал из автобуса. Более мелкие происшествия, с синяками-ссадинами, похоже, никто не считает и не анализирует.

Апрель 2013 года. Водитель автобуса № 60 резко тронулся с места. Пожилой пассажир не удержался на ногах, упал — и получил перелом бедра. Ему потребовалось лечение. На фоне стресса у мужчины обострились болезнь Паркинсона, диабет и красная волчанка, что подтверждается документально. По решению суда ему должны выплатить около 40 тысяч тенге в качестве возмещения материального ущерба и 120 тысяч — морального вреда.

Август 2013 года. В поселке Нурлы Кош водитель автобуса № 71 отвлекся и раньше времени закрыл двери. Створками зажало пятилетнюю девочку, которая получила сотрясение мозга и провела в больнице более недели. Водителя привлекли к административной ответственности. Отец пострадавшей девочки обратился в суд с требованием компенсировать затраты на ее лечение. Однако получил отказ, так как суд решил, что за возмещением ущерба следует обращаться в страховую компанию, в которой застрахована гражданско-правовая ответственность перевозчика. Чем в итоге закончилась история, неизвестно.

Май 2014 года. На остановке на улице Машиностроителей водитель автобуса № 67 закрыл двери как раз в тот момент, когда в транспортное средство входила женщина. Пассажирке защемило ногу, у нее диагностировали сильный ушиб. Женщина отсудила у фирмы-перевозчика 50 тысяч тенге в качестве компенсации морального вреда.

Май 2015 года. Жительница Усть-Каменогорска получила повреждения шеи во время резкого торможения автобуса. Горожанка, ехавшая маршрутом № 67, сильно ударилась о перегородку в салоне, отделявшую водительское сиденье. До суда дело так и не дошло.

Август 2015 года. Водитель автобуса № 67 в районе остановки "Городская больница" резко тронулся с места, не закрыв дверь. 47-летний пассажир выпал из салона и ударился об асфальт. Мужчина впал в кому и спустя два месяца, так и не придя в сознание, скончался. Суд приговорил виновного водителя к трем годам лишения свободы условно.

Дефицит кадров

В чем причина подобных инцидентов? Разумеется, вина всегда в той или иной мере возлагается на водителя. Но тот, кто не был в его шкуре, вряд ли сможет понять, почему человек за рулем автобуса в какой-то момент забывает о пассажирах. Водители общественного транспорта на условиях анонимности жалуются на нелегкий труд. Шоферы рассказывают, что зачастую работают сверх нормы, устают и теряют концентрацию. А из-за этого может произойти все что угодно.

— ДТП случится — ты сам виноват, заявляют в автопарке. А что запчасти толком не покупают, топливо берут подешевле, и оно в холода перемерзает, что машины сто лет профилактики не видели — это ж не мой выбор, а начальства! — возмущается сотрудник одного из городских автопарков. — Пассажиры кричат, если график не выдерживаю, а разве разбитые дороги и пробки кругом — моя вина?

Официальные лица различных уровней не раз делали заявления, что водителей не хватает — люди не хотят идти работать на городские маршруты из-за условий, которые им предлагают. Зарплата не самая высокая (причем возможны штрафы как от дорожной полиции, так и от работодателя), а нагрузка огромная — рабочий день начинается в пять утра, а заканчивается около 11 вечера. В центре управления пассажирскими перевозками подтвердили, что дефицит шоферов на маршрутах — это одна из главных проблем перевозчиков.

— Сейчас не хватает около 40 процентов водителей, — пояснил руководитель центра управления пассажирскими перевозками Владимир Панков.

Отметим, что в январе 2017 года руководитель городского отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Аскар Жаксылыков сообщал прессе, что нехватка водителей достигла 30 процентов. При этом главный коммунальщик города обозначил, что для бесперебойной работы должно быть организовано три смены водителей, но в некоторых автопарках людей набирается только на две. Сопоставляем озвученные цифры. Получается, за полгода произошел отток 10 процентов основного персонала автопарков? Похоже, шоферы не хотят принимать на себя риски, связанные с работой, и единолично нести ответственность в случае ЧП. Вот и "голосуют ногами".

Деньги за вред

Полицейские признают, что количество пострадавших в инцидентах, связанных с общественным транспортом, растет. И пытаются привлечь внимание общественности к этой проблеме. Несколько странными способами. Например, в прошлом году стражи правопорядка в рамках акции по обеспечению безопасности привязывали лентами руки пассажиров к поручням. Как бы намекая — держитесь крепче. Но люди продолжают падать. Видимо, не те руки перевязывать надо.

Раз дело нашей с вами защиты в наших руках, мы решили составить алгоритм действий на случай, если вы или ваши близкие пострадали в общественном транспорте. В первую очередь надо вызвать полицейских, чтобы они зарегистрировали происшествие и составили протокол. По возможности запишите контакты других пассажиров, дабы они позже могли дать свидетельские показания. Сфотографируйте номер автобуса и место происшествия. Помните: вы вправе требовать компенсацию за травмы, повреждения и даже переживания! Необходимо подключить к делу компанию, которая страхует гражданско-правовую ответственность перевозчика.

— Перевозчик должен сообщить страховщику о несчастном случае в течение трех рабочих дней, — рассказывает секретарь по урегулированию взаимоотношений аппарата страхового омбудсмена РК Сымбат Куребаева. — Но обратиться в страховую компанию может и сам потерпевший.

Компания должна провести необходимые исследования и убедиться, что произошедшее с вами — действительно страховой случай. Также пострадавший может потребовать компенсацию морального и материального вреда через суд.

***

К счастью, на третий день после ДТП Нине Васильевне стало лучше. По словам сотрудников реанимации первой городской больницы, женщина пришла в себя.

— Когда она к нам поступила, думали, что ее потеряем, — признался заведующий отделением реанимации Александр Нарейко. — К нашей радости, появились заметные улучшения. Сейчас пациентка сама дышит, ее отключили от аппарата искусственной вентиляции легких. Нина Васильевна помнит, что с ней произошло. Женщина получила тяжелые переломы, ей установили аппараты Илизарова, за ней неусыпно наблюдает травматолог.

Михаил Потапов

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней