Включите JavaScript в настройках браузера.
24 января 2016
Сейчас читают:

В Усть-Каменогорске мужчина погиб, выпав из автобуса

Летом 2015 года в областном центре произошла трагедия. Мужчина, едва успевший запрыгнуть в движущийся автобус № 67, выпал из распахнутой двери, которую не закрыл водитель транспортного средства. Пассажир получил тяжелые травмы, провел почти два месяца в коме и скончался в больнице. Шофера приговорили к условному сроку. Родственники погибшего простили сотрудника автопарка. А коллега водителя, загремевшего на скамью подсудимых, считает, что инцидент мог случиться, потому что шофер переутомился из-за нечеловеческих условий работы.

Страшная ошибка

25 августа 47-летний Жанат Молдагалиев вышел на остановку "Больничный комплекс" на проспекте Абая. По злой иронии судьбы, буквально за несколько часов до этого мужчина угодил в травмпункт первой городской больницы. Дома случайно сильно повредил палец, вот и пришлось обратиться к врачам.

— Его доставили в больницу на "скорой", — вспоминает вдова погибшего Гаухар. — В больнице наложили гипс и отпустили. Он возвращался домой, в Новую Гавань. Увидел отъезжающий от остановки автобус и поспешил к нему...

Водитель автобуса "Daewoo" маршрута № 67 50-летний Тулеубек Айдарханов подобрал пассажира не у остановочного комплекса.

— Водитель уже отъезжал от остановки, — говорит Гаухар Молдагалиева. — Увидел, что бежит человек с гипсом на руке. Наверное, пожалел, остановился. Жанат успел запрыгнуть в транспорт.

Как следует из материалов дела, шофер сразу же продолжил движение, не дождавшись, пока мужчина зайдет в салон, и даже не закрыв дверь. Примерно через два с половиной метра автобус резко затормозил. Едва вошедший пассажир не удержался на ногах и вывалился через открытый проем на проезжую часть. После падения Жанат Молдагалиев потерял сознание.

— Как я узнала позже, когда муж запрыгнул в автобус, водитель отвлекся, — излагает версию произошедшего вдова.

— Автобусу кто-то сигналил, был час пик. Шофер просто забыл закрыть дверь. Потом транспорт затормозил — и Жанат выпал на дорогу, ударившись головой об асфальт.

Мужчину госпитализировали. Жанат Молдагалиев получил тяжелые травмы головы — ушибы лобной и височной долей головного мозга с последующими необратимыми изменениями. Он так и не пришел в себя - пробыл в коме почти два месяца.

— Мы не сразу узнали, что случилось, — вспоминает Гаухар Молдагалиева. — Сначала думали, что просто упал где-то. И только через 10 дней после инцидента пришел следователь и рассказал, что мой муж пострадал в ДТП...

В октябре 2015 года мужчина скончался.

В суде родственники погибшего простили нарушителя и попросили судью не лишать его свободы. Тулеубек Айдарханов извинился перед потерпевшими и пообещал оказывать им материальную помощь. Правда, по сведениям родственников, обещание осталось невыполненным...

Семья погибшего мужчины

Никакую помощь он нам не оказывает, — рассказывает вдова Жаната Молдагалиева. — Только передал 10 тысяч тенге на лекарства, когда муж был в больнице (в суде обвиняемый утверждал, что выплатил 20 тысяч тенге - прим. авт.). Да и какая от него помощь? Он сам семью содержит. Мы думали, что на похороны помогут деньгами, но так ничего и не дождались...

В итоге суд № 2 приговорил водителя автобуса к трем годам лишения свободы условно. Приговор пока не вступил в законную силу.

Гаухар Молдагалиева не жалеет, что человек, признанный судом виновным в гибели ее мужа, остался на свободе.

Тулеубек Айдарханов по большому счету не виноват, — считает женщина. — Он ведь остановился, подобрал мужа, то есть хотел помочь, но вышла ошибка. Он забыл закрыть дверь и затормозил. Не нарочно ведь выпихнул Жаната... И если даже я буду настаивать на большем сроке, то какой от этого толк? Моего мужа все равно не вернешь. Пусть Тулеубек живет на свободе, с семьей.

Первоначально потерпевшая сторона предъ­явила подсудимому иск на сумму миллион тенге в качестве материального ущерба. Затем родственники погибшего отозвали заявление. Затраты на похороны взяли на себя сестра и пожилые родители Жаната. Мужчину похоронили в Курчумском рай­оне. Там, где он родился и где сейчас живут его отец и мать.

У Жаната остались двое детей: пятнадцатилетняя дочь и одиннадцатилетний сын.

— Мой муж был очень жизнерадостным человеком, — делится Гаухар.

— Его все так любили...

Печальный рекорд

ТОО "VoSca", в котором работает Тулеубек Айдарханов, по данным усть-каменогорского отдела ЖКХ, является рекордсменом по различным нарушениям. Водители и кондукторы не объявляют остановки, могут спокойно проехать мимо ожидающих тран­спорт пассажиров, у персонала отсутствует нужная экипировка, водители не выполняют последний рейс и самовольно уходят с маршрута, а также нарушают график движения. В общей сложности за 10 месяцев минувшего года специалисты насчитали почти полторы тысячи нарушений.

Директор ТОО "VoSca" Канат Калелов считает, что нарушений так много, потому что в компании... много автобусов и водителей!

Недавно вышла информация, что наша компания — лидер по всем нарушениям, — рассказал YK-news.kz Канат Калелов. — Мол, полторы тысячи нарушений! В сравнении с другими предприятиями это звучит очень сильно. А вы знаете, сколько другой городской перевозчик, не будем называть его конкретно (имеется в виду транспортная компания с 300 нарушениями за 10 месяцев - прим. авт.), выпускает автобусов и сколько мы? Если они выводят на линию 10 автобусов, то мы — 80. В среднем получается одно нарушение в день. Большинство не очень значительные: опоздал на пару минут или нарушил график — с такой погодой разве успеешь вовремя?

Канат Калелов воздержался от комментариев по поводу трагедии на маршруте № 67. Директор компании-перевозчика объяснил, что не хочет давать СМИ повода "очернить репутацию организации". Тем не менее господин Калелов пояснил нам, что Тулеубек Айдарханов до сих пор работает в ТОО "VoSca". В отношении шофера дисциплинарные меры не принимались.

После работы — как пьяный

Бывший работник ТОО "VoSca" Владимир Шерстобаев считает, что трагедия с Жанатом Молдагалиевым могла произойти из-за переутомления водителя автобуса. Виной всему, по версии нашего собеседника, напряженный график работы и низкая зарплата сотрудников автопарка.

— Комитетом транспортного контроля четко прописано, что запрещено управление транспортом свыше 10 часов, — полагает Владимир (имеются в виду правила труда и отдыха водителей, утвержденные постановлением правительства РК - прим. авт.). — Мы же сидим за рулем гораздо дольше! А ведь еще в 1960-х годах европейскими медиками проводилось исследование относительно того, как долго человек может управлять машиной без потери координации. Они выяснили, что после 11 часов работы состояние водителя сравнимо с состоянием человека, в крови которого 0,5 промилле спирта. После чего и было запрещено находиться за рулем более 10 часов.

По словам Владимира, выдержать 12-часовой рабочий день бывает очень сложно.

После работы идешь как пьяный, — рассказывает шофер. — А через четыре часа, если занят две смены подряд,  снова на работу. И так ежедневно! По трудовому законодательству запрещено работать больше двух смен подряд. А люди трудятся и четыре смены с одним выходным, и пять с двумя. Считаю, что тут уже виноваты сами водители.

По словам Владимира Шерстобаева, коллеги зачастую сами не против заработать побольше и, прекрасно понимая риски, стараются взять больше рейсов и маршрутов.

Потом вот такие ситуации и происходят, — резюмирует Владимир Шерстобаев. — Если водитель устал и плохо контролировал свои действия, он мог в чем-то не отдавать себе отчета. Вот человек и пострадал...

Не первое падение

Проблема безопасности проезда в общественном транспорте для нашего города весьма актуальна. Вот лишь наиболее громкие случаи, когда пассажиры получили серьезные травмы.

Март 2014 года. 17-летняя Сара Амангельды выпала из маршрутного такси, движущегося на полном ходу. Школьница ехала в переполненной маршрутке стоя. На повороте дверь микроавтобуса неожиданно открылась — и девушка выпала на проезжую часть. Пострадавшая получила сотрясение мозга. Водитель транспортного средства отделался штрафом в 10 МРП. Мать школьницы собиралась подать иск к водителю транспортного средства, но до суда дело так и не дошло.

2 сентября 2014 года. 44-летний пассажир выпал из полуоткрытой двери трамвая прямо на проезжую часть. Мужчину задел боковым зеркалом не успевший затормозить автобус № 19. Горожанин отлетел на несколько метров и получил различные травмы. На его счастье, неподалеку от места происшествия находилась машина скорой помощи. Пострадавшего оперативно доставили в больницу. У него диагностировали черепно-мозговую травму и сотрясение мозга.

— К сожалению, водители автобусов не всегда отличаются дисциплиной. Как и другие участники движения, они могут подрезать автомобиль или начать обгонять коллегу, — рассказывает начальник отдела дорожно-технической инспекции управления административной полиции ВКО Сергей Коваленко. — При том что на водителях общественного транспорта особая ответственность — они везут десятки пассажиров. Разумеется, дорожные полицейские стараются тщательно работать с шоферами автобусов, проводятся даже специальные профилактические мероприятия. Но раз и навсегда искоренить нарушения невозможно. Пока сами водители не озаботятся культурой вождения, тут вряд ли что-то изменится...

Роман Кудинов

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней