Включите JavaScript в настройках браузера.
14 октября 2014
Сейчас читают:

В Усть-Каменогорске областной театр может лишиться исторического здания

Над Восточно-Казахстанским театром драмы имени Жамбыла стремительно опускается занавес. Очередной театральный сезон начался с тревожной новости: как только здание театра на Левом берегу будет готово, туда переедет казахская, а вместе с ней и русская труппа. А правый берег Усть-Каменогорска останется без единственного храма Мельпомены. Действительно ли актёров попросят освободить помещение и что с привычным зданием станет впоследствии, разбирался корреспондент YK-news.kz.

Народный дом, в помещении которого и расположен драмтеатр, был построен в 1902 году и является самым старым зданием театра по всей стране. Когда-то здесь была городская библиотека и место для народных собраний. А с 1936 года в этих стенах "живет" и работает русский драматический театр. Уже через несколько лет деятельности он получил статус областного, а в 2000 году на его базе создали казахскую труппу. Как рассказывают работники театра, тогда чиновники от культуры дали обещание, что два театра не будут долго ютиться под одной крышей. Уверяли, что когда казахская труппа наберется опыта, наработает репертуар, то получит и отдельное здание, и самостоятельный статус. Прошло почти 15 лет. А обещание, возможно, так и не будет выполнено.

В тесноте, да не в обиде

За долгие годы актёры приспособились делить одну сцену. Состыковывать расписание репетиций и спектаклей, распределять нагрузку на вспомогательные цеха. И когда узнали о начале строительства здания казахского театра на Левом берегу, вздохнули с облегчением. Решили, что сбудется долгожданная мечта работать и развиваться, не испытывая неудобств, и наконец-то получить статусы самостоятельных театров.

- Двум труппам в одном здании работать очень тяжело, - говорит главный режиссер Андрей Воронин. - Нет технической возможности развернуться на полную мощность. А потенциал есть у обеих трупп. Но мы не можем ставить больше новых спектаклей, вынуждены из года в год показывать одно и то же. Не можем готовить нужное количество костюмов и декораций, потому что их негде хранить. Не можем просто творчески развиваться, осваивать новые жанры.

- Мы уже столько лет делим один зал. Конечно, нам хочется самостоятельности и собственного пространства. - делится мнением главный администратор казахской труппы Алия Конилхан. - Мы мечтаем расширить актерский состав, репертуар. Только бы нам дали такую возможность. А что будет в новом здании, если мы все туда поедем, мы даже не знаем. Не знакомы с его внутренним устройством.

Поддерживает стремление двух трупп разъехаться по разным сценам и директор театра Сахан Акелеев.

- У каждого театра должен быть свой дом, своя репертуарная политика. Казахскому театру нужно развиваться отдельно, расширять свой репертуар и жанры. В будущем, возможно, - стать музыкально-драматическим театром. Сейчас у нас постоянные накладки. Для полного творческого развития нет возможности, - считает Сахан Акелеев.

Освободите помещение

В сентябре до работников театра впервые дошла новость о том, что на Левый берег они поедут полным составом. Говорили об этом исключительно в кулуарах разных госучреждений, а с официальным сообщением администрация области не торопилась. Тогда за разъяснениями решили обратиться к акиму региона. Ведь именно Бердыбек Сапарбаев неоднократно заявлял, что новое здание предназначено для казахского театра. Но в ответ на письмо с просьбой внести ясность пришла короткая отписка из управления культуры. "На сегодняшний день строительство театра не завершено и говорить о переезде преждевременно", - сказано в ответе. Режиссеры убеждены, что если бы решение осталось неизменным, им бы сказали об этом прямо. А раз в управлении юлят, значит, и слухи не беспочвенны.

Мы также поинтересовались у чиновников от культуры, какая судьба уготована усть-каменогорским актерам. И услышали весьма неожиданный ответ.

- Наш театр Жамбыла переедет в новое здание. И русская, и казахская труппы. Это распоряжение акима, - заявил по телефону руководитель отдела культуры и искусства при управлении культуры Самат Касенов.

По его словам, сейчас юристы готовят документы для левобережного театра, выбирается официальное название. Ну а после переезда областные власти решат, что делать с бывшим Народным домом.

Выстрел в голову

Участники русской труппы убеждены: переезд на Левый берег приведет к краху русского театра.

- Наш зритель находится здесь, в старой части города. Не нужно забывать о школьниках и студентах. Мы уверены, они не поедут на Левый берег. И тогда начнется отток зрителя. Это отразится на финансовой стороне. Наши сотрудники начнут увольняться. А это конец. Сродни контрольному выстрелу в голову, - считает Андрей Воронин.

Возникнут и другие проблемы. К примеру, все декорации придется изготавливать заново, так как существующие приспособлены для старой сцены. Это на неопределенное время полностью парализует работу актеров. К тому же и в новом здании труппы по-прежнему будут вынуждены делить одну площадку.

Если любят, то поедут

В управлении культуры уверены, что в левобережном театре всем артистам будет хорошо и вольготно.

- Да, весь коллектив театра поедет в новое здание, когда оно будет готово. Главное, оно оснащено самым современным звуковым и световым оборудованием. Оно больше, удобнее, там обеим труппам хватит места, - считает исполняющий обязанности руководителя управления культуры, архивов и документации Руслан Кайырсынов.

Вернутся ли актеры в свой прежний дом, зависит, как водится, от финансирования.

- Чтобы оставлять два театра и два здания, нужно понять, насколько это экономически выгодно. Руководство области сейчас это решает, - продолжил Руслан Кайырсынов.

- Учитывается ли при расчетах риск оттока зрителей, ведь не каждый захочет ездить так далеко?

- Раньше мы думали, что в спортивный кластер никто не поедет, во "Фрешмаркет". А теперь смотрите, сколько людей. К тому же, если люди действительно любят театр, они будут и туда ездить.

Думать о потомках

Тем временем будущее исторического здания, которое, кстати, является памятником культуры республиканского значения, остается туманным и обрастает все большим количеством домыслов. До работников театра доходят сообщения, что здание отдадут в распоряжение Дома дружбы или этнографическому музею. По другой информации, к нам могут перевести один из театров Семея. Какое из предсказаний сбудется, в управлении культуры пока сказать не могут.

- Хочется все сделать поступательно, - говорит Руслан Кайырсынов. - Сначала завершить строительство, а потом решать вопрос переезда. Однако, если здание освободят, управление культуры предложит закрыть его для капитальной реконструкции. Так же, как мы отреставрировали ДКМ, нужно капитально отремонтировать театр. Не только снаружи, но и внутри. Заменить все, начиная от пола и заканчивая оборудованием. Конечно, это работа не на один месяц и даже не на один год. Тем не менее ее давно уже пора сделать. А после можно будет говорить о возвращении туда русской труппы. Позиция управления будет такова: чтобы оба театра переехали, а здание закрылось на ремонт. Я знаю, что русская труппа не хочет переезжать. Но нужно подумать о тех, кто придет работать после них. Потерпеть несколько лет для следующего поколения.

- Возможно, работники театра не стали бы бить тревогу, если бы им все объяснили четко и ясно.

- Это будет сделано после того, как мы закончим строительство нового здания.

***

Трудно упрекать труппы за желание обрести статус полноценных театров. Особенно если учесть, что Усть-Каменогорск, по словам сотрудников Драмтеатра, единственный областной центр, где артисты двух разных коллективов вынуждены существовать под одной крышей, терпя неудобства.

А поклонников нашего театра волнует только одно. Как долго еще они смогут наслаждаться игрой любимых актеров и не станет ли нынешний 79-й театральный сезон для них последним.

Наталья Цвейгард

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней