В обвале кровельных заграждений виноваты сами жители?
Сошедший месяц назад снег обрушил ограждения на крыше дома на проспекте Н. Назарбаева, 66. А во время мартовского снегопада сквозь щели и слуховые окна чердак здания и вовсе замело. Однако подрядчики считают, что во всех бедах стоит винить работников КСК. В ситуации разбирался YK-news.kz.
Ранее мы рассказывали о том, чем обернулась реставрация, которую произвели осенью прошлого года в историческом здании на проспекте Н. Назарбаева. По мнению жителей дома № 66, дорогостоящий, но неэффективный ремонт крыши привел к обрушению кровельных ограждений, а отсыревшая бетонная лепнина того и гляди упадет на головы прохожих. Но на этом неприятности жильцов дома не закончились.
Как снег на голову
Первого марта в городе начался сильный снегопад. И в доме № 66 снова происшествие: сквозь щели и слуховые окна без стекол в помещение чердака намело снега.
— Чердак изнутри засыпало снегом, — рассказывает Алена Сельдюкова, жительница дома, председатель КСК "Крепкая башня". — Окна с осени после ремонта так и остались незастекленными. Конька на крыше будто бы вовсе нет — на стыке скатов щели. День был теплый, снег начал таять. Соседи переполошились, потому что талая вода грозила вновь залить квартиры. Да и деревянные перекрытия все водой пропитываются, это тоже чревато. Такого безобразия даже до ремонта не было. Хотя на реконструкцию дома затратили 55 миллионов тенге. Мы сразу же связались с представителем подрядчика ТОО "Ункас" Маратом Чунчубаевым.
На вас не угодишь
По словам Марата Чунчубаева, заместителя директора ТОО "Ункас", на обращение о заснеженном чердаке подрядчик отреагировал оперативно:
— Когда Алена мне написала, я отправил людей. И в течение часа они уже там были. Причем туда сразу приехали из партии "Nur Otan", заместитель архитектора тоже был. Они видели, что наши люди работали. И это я не перед официальными лицами показуху устроил. Я даже не знал, что они приедут. Ну задуло немного снега, но мы же это убрали. Мне интересно, почему жители возмущены? Восьмого февраля, когда упали ограждения на крыше, мы тоже сразу все вычистили. Хотя не обязаны это делать.
Кроме того, по мнению замдиректора, подрядчик и так сделал даже сверх того, что было предусмотрено ремонтом, а жителям все равно не угодишь.
— Мы сделали больше, чем было по смете, — отмечает Марат Чунчубаев. — Дополнительно поставили воздуховоды и слуховые окна для вентиляции. Без окон на чердаке будут сосули, и нас опять начнут обвинять, что мы плохо сделали кровлю. А это конкретно вина самих владельцев дома и КСК: горячие трубы идут по всему чердаку. КСК должны были трубы изолировать, чтобы не было потери тепла и не образовывался иней. Мы не думали, что так снег залетит, но это пурга. Обычный снег, который просто падает, он ничего не делает. На чердачном покрытии есть гидроизоляция. И если снег упал, ничего страшного. В квартиры он не попадет.
Заместитель директора ТОО "Ункас" считает, что любые обвинения в отношении подрядчика беспочвенны.
— Председатель КСК утверждает, что на крыше нет конька. Это ложь, — подчеркивает Марат Чунчубаев. — Конек есть. Нюанс в том, что профлист высокий, сороковой волны, поэтому на стыке образовались щели. Особой вины нашей в этом нет. Сейчас на контроле вопрос герметизации. Зачем нас голословно обвинять? Это настолько неприятно.
В городском акимате тоже считают, что уборка снега — зона ответственности КСК и самих жильцов.
— На нас давят тем, что мы сами не чистили снег, поэтому у нас и чердак замело, и кровельные ограждения рухнули, — выражает свою точку зрения Алена Сельдюкова. — Но я хочу заметить, что до 2010 года у нас была шиферная крыша. Также были массивные ограждения, прикрученные на кровельные саморезы. Потом нам проводят ремонт, меняют шифер на профлист, а обрешетка почему-то осталась старая, предназначенная для шиферной крыши. То есть ее надо было усиливать, чтобы человек мог ходить по профлисту и заниматься уборкой снега. Иначе профлист просто прогнется. Ходить по такой крыше нельзя. Именно по этой причине 8 февраля под тяжестью снега и снесло ограждения.
Но замдиректора ТОО "Ункас" категорически отметает все доводы председателя КСК по поводу "непроходимости" крыши.
— Это вранье, что по крыше сейчас нельзя ходить, — считает Марат Чунчубаев. — Профлист жесткий. Люди ходят там у меня. Можно стокилограммовому товарищу пройти — и не вопрос.
Думайте сами, решайте сами
Что касается кровельных ограждений, установленных осенью 2020 года и обрушенных месяц назад снегопадом, ситуация выглядит абсурдной.
— По поводу крыши я консультировалась со специалистом, — говорит Алена Сельдюкова. — Он мне объяснил, что любая металлическая кровля, будь то профилированный лист, металлочерепица или нержавейка, предполагает самосход снега. Соответственно, снегозадержатели не требуются. Единственное, что на такую крышу можно установить, это снегорезы, которые разделяют снежную массу, и при сходе она не валится кучей. Но опять же снегорезы должны быть прочными. Те ограждения, что сейчас у нас стоят, довольно хлипкие. Тем более на гвозди прибиты.
Ответы на запросы, которые редакция YK-news.kz отправляла в акимат и ТОО "Ункас", оказались противоречивы. В письменном ответе подрядчик черным по белому написал, что на крыше крепились именно снегозадержатели. В акимате, напротив, подчеркнули, что установленные ограждения функции снегоудержания не несут. А установили их согласно требованиям пожарной безопасности. В ДЧС ВКО, в свою очередь, уточнили, что при реконструкции здания специалистов-спасателей для проведения экспертизы не привлекали.
— Требования пожарной безопасности действительно регламентируют установку специальных ограждений на крышах, — комментируют в ДЧС ВКО. — Но, во-первых, такие ограждения показаны не для всякой крыши. Для этого кровля должна обладать рядом характеристик. Во-вторых, поскольку наши специалисты не участвовали в осмотре здания по адресу: проспект Н. Назарбаева, 66, во время ремонта, нам неизвестно, какие именно ограждения там поставили. Никаких заключений на этот счет наше ведомство не выдавало.
Не внесли ясности и комментарии замдиректора ТОО "Ункас".
— Ограждения на кровле не снегозадержатели, — заявил Марат Чунчубаев. — Это своего рода балкончик для безопасности людей, которые будут обслуживать крышу. Чтобы, не дай бог, человек, даже если он не завязался, не сорвался и не улетел вниз.
Ответ на вопрос "Почему в феврале ограждения не выдержали и рухнули под напором снежной массы?" оказался неожиданным.
— Мы же не первый год работаем, более 15 лет кровлями занимаемся, — заявил замдиректора. — Ограждение несущим не является. По СНиПам, оно забивается на гвозди. Сошло оно потому, что в одном месте гвозди элементарно не были загнуты. Гвозди длинные, но если их не загнуть, их может вырвать. Вот и все.
Наше дело — предложить
Марат Чунчубаев считает, что подрядчик делает все возможное, чтобы исправить положение. Так, например, жителям предлагали сделать ремонт в затопленных квартирах, но люди сами отказались.
— Я с жителями разговаривал, — поясняет замдиректора. — Ни у кого не бежит в квартирах, поэтому от помощи они отказались. Я сказал жильцам: "Напишите расписку, что вы отказываетесь от ремонта". Буквально все написали, что ничего делать не требуется, лишь бы кровля не бежала.
Алена Сельдюкова изложила свою версию обхода квартир.
— По квартирам действительно ходили, — соглашается председатель КСК. — Предлагали замазать стены. То есть не первопричину устранить, а последствия. Естественно, люди ответили: "Какой смысл сейчас штукатурить стены? Минусовая температура на улице, в квартирах не бежит. Вы сейчас замажете, отчитаетесь, что провели ремонт. Но как снег на крыше начнет таять, вся эта замазка опять отстанет". А представитель подрядчика начал расписки с жильцов брать. В итоге крыша по-прежнему не защищена, жители в который раз уже рискуют быть затопленными.
И еще одну проблему обозначила председатель КСК.
— Дело в том, что даже при желании обратиться в суд мы, жители, скорее всего, не сможем этого сделать. Поскольку не являемся заказчиком проведенных работ. Чтобы подать в суд со стороны третьего лица, мы должны иметь доказательства того, что крыша отремонтирована некачественно. Доказательством может стать заключение независимого эксперта. Эта услуга довольно дорогостоящая. Но мы с соседями продолжаем работать над тем, чтобы начать судебное разбирательство. Здание на гарантии три года.
Ставить точку в этой истории рано. Представитель жильцов дома считает, что проблем с крышей они еще хлебнут предостаточно. Но сидеть сложа руки жители не намерены, несмотря на поговорку про "дарёного коня".
Лилия Дроздова
Видео предоставлено жителями дома