В Казахстане хотят ужесточить требования к автошколам
Депутаты Мажилиса выступили с инициативой усилить контроль над обучающими организациями, которые занимаются подготовкой водителей. По мнению народных избранников, такая мера поможет уменьшить количество дорожно-транспортных происшествий и снизить смертность в авариях, передает корреспондент YK-news.kz.
Депутаты отправили коллективный запрос в Министерство внутренних дел РК. В документе они ссылаются на статистические данные по ДТП и утверждают, что за годы независимости страна потеряла в авариях больше людей, чем за 10 лет военных действий в Афганистане. Так, по информации депутата Павла Казанцева, только за прошлый год в дорожно-транспортных происшествиях погибло более двух тысяч человек и около 20 тысяч получили увечья. Мажилисмен обращает внимание на то, что 95 процентов аварий происходит по вине водителей.
Депутаты в своем запросе предлагают ужесточить требования к автошколам и сдаче экзаменов на получение водительского удостоверения. Кроме того, они настаивают, чтобы инструкторы автошкол обучали будущих водителей контраварийному вождению.
— Количество автомобилей ежегодно увеличивается, — говорит Павел Казанцев. — Но большинство ДТП происходит не из-за неисправностей автомобиля или несовершенства дорожной инфраструктуры, а по вине участников дорожного движения.
Действительно, число аварий растет с каждым днем. В 2018 году в Восточно-Казахстанской области также произошел ряд резонансных ДТП. Вспомним скандальный эпизод в Риддере со смертельным исходом или случай, когда несовершеннолетняя девушка без спроса взяла мамин автомобиль и сбила ребенка. В последнем примере только чудом удалось избежать жертв. Люди гибнут на пешеходных переходах. Нередки аварии, когда автомобили сталкиваются лоб в лоб. О наиболее трагичных фактах мы писали в прошлом году.
Однако, по словам председателя общественного объединения автошкол Восточно-Казахстанской области Дулата Сарсенбаева, наблюдается парадоксальная ситуация. Два года назад народные избранники предложили упростить процедуру получения водительского удостоверения, разрешив обучение теории в режиме онлайн. Причиной назвали низкую посещаемость автошкол. Теперь же выходят с инициативой ужесточить требования к автошколам.
— К нам часто обращаются те, кто прошел обучение онлайн, — поясняет Дулат Сарсенбаев. — И можно сказать, что это очень низкий уровень подготовки. Здесь нельзя винить автошколы и перекладывать всю ответственность на инструкторов. Фактически нам потом приходится обучать таких курсантов заново. К тому же еще хотят добавить к базовому курсу контраварийное вождение. А это совершенно другая дисциплина.
Солидарен с ним и один из инструкторов. Дмитрий говорит о том, что порой положенных 50 часов практики в автошколе не хватает: курсант не успевает освоить азы, почувствовать автомобиль и научиться применять на дороге полученные теоретические знания.
— Контраварийное, как и экстремальное, вождение требует определенного уровня подготовки водителя, — объясняет Дмитрий. — Тот, кто только получил водительское удостоверение, еще неуверенно себя чувствует даже в самых простых ситуациях. Пытаться загнать его даже в инсценированную аварию — это подвергать и самого курсанта, и автомобиль опасности. Контраварийным вождением можно и нужно заниматься с теми, чей стаж за рулем хотя бы год или два. Когда человек привык к автомобилю и уже не испытывает за рулем состояние стресса. И это должны быть дополнительные курсы за дополнительную плату, а не обязательный элемент в подготовке водителей.
Представители общественного объединения автошкол Восточно-Казахстанской области уверены: необходимо, чтобы в первую очередь сами курсанты понимали важность как теоретической, так и практической части занятий. Относились к этому более ответственно и впоследствии не нарушали правила дорожного движения. Политика ужесточения вряд ли приведет к ожидаемым результатам, считают общественники.
Серафима Березовская