Включите JavaScript в настройках браузера.
13 февраля 2015
Сейчас читают:

Восточноказахстанцы массово лишаются работы из-за финансового кризиса?

Восточноказахстанцы массово лишаются работы из-за финансового кризиса?
Без работы уже остались больше ста жителей области
Фото Виктор Абакумов

Всю страну взбудоражили известия о положении сотрудников АО "АрселорМиттал Темиртау" в Карагандинской области. Руководство компании планирует урезать вполовину зарплату сотрудников и сократить тысячу человек уже до конца года. И даже вмешательство Генеральной прокуратуры не заставило администрацию предприятия поменять решение. Жители ВКО, особенно занятые на производствах по добыче полезных ископаемых и в металлургии, не на шутку обеспокоились собственными перспективами.

Грозят ли рабочим Восточного Казахстана массовые сокращения и какие меры вправе принимать работодатели в условиях кризиса, разбирался корреспондент YK-news.kz.

"Спокойствие, только спокойствие..."

Жители областного центра из уст в уста передают информацию о якобы проводимой на крупных предприятиях "оптимизации". Ходят слухи, что предприятия сотнями сокращают работяг, отправляют их в административные отпуска или сокращают рабочий день.

Областной акимат заключил уже больше семи тысяч меморандумов с местными работодателями, чтобы не пускать проблему на самотек. Теперь ежедневно данные об уволенных, сокращенных и занятых неполный рабочий день стекаются в администрацию региона.

Областные власти спешат успокоить рабочих: в ВКО создали специальную схему оповещения. Если руководство предприятия прогнозирует снижение объемов производства или остановку мощностей, то уведомить акимат соответствующего города или района о высвобождении сотрудников положено за два месяца. В случае перехода на режим неполного рабочего дня "доложить" о своих планах предприниматели обязаны не меньше чем за месяц. А при появлении вакантных мест руководители должны отдавать приоритет тем кандидатам, которые ранее трудились на их предприятии.

Все эти нормы прописаны в меморандуме, который подписали с акиматом представители подавляющего большинства предприятий. Крупные и средние организации охвачены полностью. Подсчет поневоле свободных рук уже начали в областной администрации. Примечательно, что если обращающиеся к нам в редакцию горожане говорят чуть ли не о сотнях сокращенных, то в акимате рапортуют: у страха глаза велики!

- По состоянию на начало февраля 11-ю предприятиями высвобождено 107 человек, - ответил на официальный запрос редакции заместитель руководителя управления координации занятости и социальных программ Серик Сакпанов. - Из них сокращен один человек, заняты в режиме неполного рабочего времени – 15, уволены по собственному желанию – 37, временно не заняты из-за простоя производства – 54 человека.

Какие конкретно организации пошли на неполный день или остановили производство, в ведомстве не сообщили. Однако отметим, что, по данным областного акимата, за 2014 год добыча свинцовых концентратов снижена на 36,7 процента, золотосодержащих концентратов - на 22,9, свинцово-цинковой руды – на 7,3, медно-цинковой руды - на 5,2 процента.

"Дело-то хозяйское"

В поисках более подробной информации мы обратились к руководству наиболее крупных предприятий Восточно-Казахстанской области.

В ТОО "Казцинк" сообщили, что все подразделения предприятия работают стабильно и никаких планов по снижению производства у руководства нет. Единственным поводом для смены заданного курса может стать резкий спад цен на мировом рынке металлов, уточнили в компании.

Представители АО "УМЗ", вторя соседям по промплощадке, ответили, что никаких мероприятий, связанных с сокращением персонала, на заводе не предусмотрено. Единственное подразделение, где, по официальным данным, действует режим неполного рабочего времени, это Ульбинский проектно-конструкторский институт. На сегодня 17 его сотрудников (что составляет треть от общего штата) работают по особому графику. Причиной тому стал недостаток объемов работ для обеспечения полной занятости. Во всех остальных подразделениях - режим полной загрузки, подчеркнули на заводе.

На предприятиях группы "KAZ Minerals" (бывшее ТОО "Казахмыс") введен режим экономии. Но он, судя по официальному ответу руководства компании, никак не касается условий и режима труда сотрудников. Оптимизацию персонала, сокращение или переход на неполную рабочую неделю руководство группы не планирует. Падение цен на рынке металлов в компании считают краткосрочным явлением, а потому продолжают строить рудник Актогай в Аягозском районе. Производство на объекте начнет действовать уже к концу этого года. А в полную силу оно станет работать через два года - следовательно, возникнут дополнительные рабочие места.

Администрация АО "УК ТМК" также заверила, что никаких сокращений или оптимизации штата не планирует.

А вот добиться оперативного ответа от арматурного завода не удалось. Руководство предприятия сослалось на конфиденциальность запрошенной информации и отказалось рассказать о проводимых на заводе "антикризисных" мерах. Нежелание говорить порой бывает весьма красноречиво.

Вносим поПРАВки

Третьей стороной разговора о трудовых отношениях в непростой для казахстанской экономики период выступают профсоюзные организации. Именно сюда приходят со своими бедами рабочие. В областном совете профсоюзных организаций готовы ответить на все вопросы трудящихся горожан. Тем более что работать в подобных условиях местным производителям приходится не впервые.

- Предыдущий кризис 2009 года показал один из позитивных примеров диалога работодателя и профсоюза, - комментирует заместитель облсовпрофа Мурат Кудабаев. - Тогда на Усть-Каменогорском конденсаторном заводе стороны приняли нелегкое совместное решение сократить рабочую неделю до трех дней и убрать из коллективного договора все льготы. Благодаря этим жестким мерам удалось сохранить рабочие места и со временем вернуть прежний уровень доходов сотрудников.

Такая ситуация, к сожалению, вполне может повториться на других предприятиях страны. Поэтому во время недавнего брифинга в Астане Федерация профсоюзов РК представила список из нескольких пунктов Трудового кодекса, которыми на время кризиса могут "вооружиться" работодатели:

Статья 44. Временный перевод на другую работу в случае простоя. Работодатель вправе без согласия работника перевести его на другую, не противопоказанную по состоянию здоровья работу, на срок не более одного месяца в течение календарного года. При этом зарплата на новом месте не может быть меньше двух третей прежней.

Статья 48. Изменение условий труда при реорганизации и (или) сокращении объема работ. О понижении заработной платы работодатель обязан в письменной форме уведомить сотрудника минимум за месяц, если иное не предусмотрено коллективным договором. В целях сохранения рабочих мест работодатель имеет право с учетом мнения представителей работников вводить режим неполного рабочего времени.

Статья 78. Сокращенная продолжительность рабочего времени для отдельных категорий работников. Обращаем ваше внимание: если производство простаивает по вине работодателя, то заработная плата не может быть сокращена более чем наполовину.

Если, несмотря на все принятые меры, работодатель все же разрывает договор с сотрудником при ликвидации или прекращении деятельности предприятия, то он обязан выплатить уволенному компенсацию в размере среднемесячной заработной платы. Если работодатель нарушил условия трудового, коллективного договоров или Трудового кодекса и сотрудник уходит именно по этой причине, то компенсация вырастет до трехкратного размера среднемесячной заработной платы.

Особое мнение

Правозащитник Анель Жунусова уверена, что масштабы сокращений могут быть серьезнее, нежели считают в областной администрации.

- Дело в том, что акимат запрашивает у крупных фирм и предприятий информацию по сокращенным сотрудникам. Но давайте будем откровенны: мало кто из промышленников идет непосредственно на сокращение – это ведь серьезная головная боль для отдела кадров и юридической службы, масса документов, отчеты перед властями. В 90 процентах случаев работник пишет заявление по собственному желанию под давлением ли руководства или после определенных выплат. Поэтому, когда мы говорим о сокращении, нужно понимать, что большая его часть идет вне статистических отчетов областной администрации. Под "косу" увольнений попадают обычные люди, которые написали "по собственному" и сейчас ищут работу. Проще всего отследить реальную картину кризиса по газетам с вакансиями и городским сайтам – посмотрите, сколько людей сегодня ищут работу грузчиками, продавцами, водителями... А теперь давайте узнаем, где они работали еще вчера.

Зарина Жумагалиева

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней