Включите JavaScript в настройках браузера.
Выберите режим
19 сентября 2020
Сейчас читают:

Борьба за выживание

Борьба за выживание

История не терпит непрофессионального подхода. Факты, описанные со своего шестка, не могут считаться достоверными. Поэтому журналисту, не обладающему специальными познаниями, сложно писать о нашем городе объективно. В этом цикле, посвященном 300-летию Усть-Каменогорска, повествование будет вестись посредством книги нашего прославленного земляка Николая Владимировича Алексеенко "Усть-Каменогорск и устькаменогорцы". Она была издана к 275-летию областного центра. Через нее вы услышите голос истории, через источники с вами начнут говорить свидетели тех далеких событий.

Итак, Усть-Каменогорску 300 лет...

От автора

Всё вместили в себя полной мерой эти века: войны, революции, репрессии, голод, наши непростые дни. Те или иные исторические события могут нравиться или не нравиться. Никто не может нам помешать сделать прошлому выговор, возмущаться, негодовать, заполнять "белые пятна" черной краской. У истории любого народа палитра весьма и весьма разнообразна: выбирай на вкус. Одного мы сделать не в силах — отменить то, что было... Это наша история, наша биография. Родину, как мать, не выбирают. А стало быть, не должно быть и "выборочной" истории...

***

Весь XVIII век Россия продолжает развивать и укреплять линии укреплений. Постройкой крепостей и форпостов в верховьях Иртыша было положено начало Иртышской линии, оградившей от нападения джунгар поселения в Барабинской степи и возникшие Колывано-Воскресенские заводы. В ряду крепостей, редутов Усть-Каменогорская крепость была признана главной из всех верхиртышских укреплений, "угловою точкой", где смыкались Иртышская, Колывано-Кузнецкая и Бухтарминская линии.

Хлеб и другие припасы для воинских гарнизонов и казаков верхиртышских крепостей доставлялись издалека, из окрестностей Тобольска и Тюмени. "Кровавыми трудами сибирского крестьянства" называл доставку хлеба в верхиртышские крепости депутат от сибирских казаков в комиссии по составлению нового "Уложения" Анциферов.

Ежегодно две тысячи сибирских крестьян отрывались от своих хозяйств для доставки хлеба и фуража в верховья Иртыша. От города Верхотурье до крепости Омской везли крестьяне свой груз на лошадях. А от Омска до Усть-Каменогорской крепости — бечевой по Иртышу.

Одна копейка за пройденную версту со своим пропитанием и одеждой — такова была плата за этот каторжный труд. И хотя непогода и мелководье задерживали крестьян на одном месте по неделе, оплата не увеличивалась. Доставив провиант, крестьяне отправлялись домой пешком, получая 5 копеек за 100 верст пути.

Крестьяне покидали свои семьи почти на два года. Их собственные хозяйства приходили в разорение.

Голод

Условия жизни первых поселенцев были нелегкими. Казаки верхиртышских крепостей получали меньшее довольствие по сравнению с городовыми сибирскими казаками...

Вот доношения 1734 и 1735 годов: "За неимением провианта и фуража померло людей и лошадей немалое число", "Имеется во всех крепостях муки только 2050 четвертей и только может достать на тамошнюю команду, а овса нисколько нет".

Именно в это время (1745 год) генерал-майор Киндерман и выступил со своими проектами. По одному из них казаков предлагалось снабжать вместе с хлебом "березовою истолченною корою, во избежание казне ея императорского величества ущерба"…

От безысходности усть-каменогорские казаки стали засевать небольшие пашни. Проезжал в 1747 году по линии командующий сибирским войском генерал-майор Киндерман, увидел посевы, похвалил старательных казаков, а потом обратился к императрице Елизавете Петровне с "покорнейшим доношением", в котором извещал, что теперь казаки сами себя своим хлебом "пропитывать" будут, да еще и в гарнизоны поставлять...

Казенное хлебопашество Сенатом было узаконено. Так для крепостных (приписанных к крепостям — прим. ред.) казаков была введена еще одна повинность, самая тяжелая и обременительная... Каждый казак должен был вспахать три десятины под пшеницу и три под рожь. Были выделены сельскохозяйственные орудия и по две пары волов… А кроме хлебопашества выполняли в XVIII веке казаки следующие повинности: добывали и перевозили соль с Коряковского и Ямышевского озер, ремонтировали крепостные сооружения и строения, перевозили лес, заготавливали сено для лошадей, "выгоняли" смолу, деготь, выжигали уголь, изготавливали упряжи, сани, телеги, обслуживали мукомольную и пильную мельницы.

В знак протеста в 1749 году верхиртышские казаки отказались от выполнения вообще всех повинностей. Из доклада полковника Павлуцкого в Сибирскую губернскую канцелярию: "Оные казаки по силе из Правительствующего сената указов и ордеров по тамошней границе и в хлебопашестве употребляются все без остатку, и от чего обретающие там наличные казаки пришли во всеконечную скудость и большая часть из оных стали быть беспокойны".

Казенное хлебопашество было отменено в 1770 году, когда в Прииртышье возникло значительное количество крестьянских поселений.

Решение хлебного вопроса

"Казенное хлебопашество", или "палочное", как его сразу стали называть, оказалось нежизнеспособным. Задачи хозяйственного освоения края казаки решить не смогли. Сибирская администрация прекрасно осознавала, что эту задачу можно решить только заселением крестьянами округи Усть-Каменогорской крепости. А мысль эту подали сами сибирские крестьяне.

В 1743 году Максим Земляных и Василий Шибаев от имени 29 семей Кузнецкого ведомства (Белоярской слободы, Берского и Чаусского острогов) обратились к командующему сибирских укрепленных линий генералу Киндерману с просьбой разрешить им переселиться в ведомство крепости Усть-Каменогорской. Ответа не получили. В 1746 году просьба была повторена, но теперь к ней присоединились крестьяне Ишимского, Ялуторовского, Тарского и Омского ведомств, всего 200 человек. Крестьяне сообщали, что их ходоки Максим Земляных и Василий Шибаев побывали в окрестностях Усть-Каменогорской крепости и убедились, что там "имеется пахотных земель, сенных покосов и конского выпуску с удовольствием".

Ходоки, будучи, очевидно, людьми грамотными и бывалыми, сразу отметили, что в крепость с большим трудом доставляются продукты, в связи с чем "в продаже хлебные припасы высокою ценою". Передали они через Киндермана прошение в Сенат, где указали, какие выгоды можно извлечь из крестьянских поселений в ведомстве Усть-Каменогорской крепости. Собственно, их доводы и использовал Киндерман в своем доношении в Сенат: "А понеже как в вышеописанной Усть-Каменогорской крепости, так и в протчих верхнеиртышских крепостях регулярных и нерегулярных команд находится немало, служилых в тех местах из обывателей, служащих, кроме военных команд, не имеется, а из других жилых мест за дальние расстояния в привоз хлеба и харчу мало имеется, отчего военным командам в потребность и в харчу и в протчем не без нужды".

В 1760 году был издан сенатский указ "О занятии в Сибири мест от Усть-Каменогорской крепости по реке Бухтарме и далее до Телецкого озера, о построении там в удобных местах крепостей и заселении той стороны по рекам Убе, Ульбе, Березовке, Глубокой и прочим речкам, впадающим в оные и в Иртыш реку, русскими людьми до двух тысяч человек". Переселенцам предоставляется ряд льгот...

Вначале сибирские крестьяне довольно охотно переселялись в округу Усть-Каменогорской крепости. Но с 1761 года переселения носят единичный характер. Дело в том, что в том же 1760 году был издан указ об очередной приписке к Колывано-Воскресенским заводам окрестных крестьян. Сибирские крестьяне, видя перед собой столь явную перспективу быть приписанными к заводам, отказались от переселения в места, совсем недавно привлекавшие их плодородием земель.

Неудавшаяся попытка заселить округу крепости Усть-Каменогорской добровольцами заставило правительство предпринять другие меры. В августе 1760 года издается указ, разрешающий помещикам "за предерзостные поступки" ссылать своих крепостных на поселение в Сибирь... А указом 1765 года помещикам предоставлялось право ссылать своих крепостных в Сибирь с зачетом сосланных в рекруты. Помещики использовали это право как средство освобождения от нетрудоспособных крестьян. К концу 1765 года их оказалось в крепости 1048 человек. В официальных бумагах значатся они как "посельщики"... В "мемории", представленной в Сенат, сибирский губернатор Денис Чичерин пишет: "По указу ея императорского величества и Правительствующего сената приведены многие и приводятся из России взятые в зачет рекрутов на поселение сюда. Великая казне в том трата. Большая часть и прежде приведенных, а также нынче отданных от помещиков камардинеры, лакеи и тому подобные, которые от роду что есть соха не слыхивали, родились и выросли в гультяйстве. Нет средств их здесь крестьянской работе приучить. Лошадей поморили, хлеб поели, платье пропили, их за то секут, а они бегают да воруют". Очевидно, далеко не единичны были эти побеги, коль скоро губернатор докладывает о них Сенату.

Ссылались в "округу Усть-Каменогорской крепости" за различные проступки и сибирские крестьяне. Из предписания сибирской администрации командованию Сибирской линии: "Как ныне небезызвестно, што великое число ишимского дистрикта крестьян и протчих обывателей, не взирая ни на строжайшие запреты, ни на грозящую им погибель, единственно для одной своей негодной и безрассудной прибыли, оставляя пашни, прокрадываясь тайно между караулами, уезжают за границу для промысла зверя, рыбы и хмелю.

Того ради вашему превосходительству, сим представя, прошу командующему по линиям генералитету предложить ордерами, чтоб таковых бездельников изволили старатца ловить, и когда пойманы будут, там чинить им наказание кнутом и, поставя знаки на лбу и на щеках, отправлять прямо на поселение в Усть-Каменогорскую крепость".

Для закрепления крестьян на новых местах необходимо было обзаведение их семьями. Начальник Иртышской линии фон Фрауендорф докладывал в Сибирскую губернскую канцелярию, что жители крепости Усть-Каменогорской, деревень Убинской, Прапорщиковой и других вновь возникших поселений неоднократно заявляли ему, что "они состоят неженатые. По неимению у себя жен в домашнем своем хозяйстве крестьянском претерпевают нужду".

По предложению Сибирской губернской канцелярии Сенат постановил подлежащих смертной казни колодниц ссылать в Сибирь в верхиртышские крепости для выхода замуж. Через некоторое время бригадира фон Фрауендорфа известили: "Оказавшихся по осмотру в губернской канцелярии годных на поселение женского пола колодниц всего 43 для препровождения к вашему высокоблагородию отданы плывущему в Иртышские крепости с провиантом квартирмейстеру Боголепову. И ваше высокоблагородие соблаговолили бы тех жен и девок в назначенные вами места определить на поселение с дозволением, ежели тех женок и девок кто пожелает взять в замужество, то дозволять только оседлым крестьянам и разночинцам, а не военнослужащим, дабы они не могли с мужьями от тех мест выбывать". Такие партии колодниц присылались вплоть до 1770 года. Так формировалось население крепости Усть-Каменогорской и ее окрестностей.

Отрывки из книги Николая Владимировича Алексеенко «Усть-Каменогорск и устькаменогорцы»
Редакция благодарит Лидию Федоровну Алексеенко за предоставленное право публикации.

Наша справка

Алексеенко Николай Владимирович (1931 - 2009) — уроженец Усть-Каменогорска, историк, демограф и писатель.

В 1955 году окончил КазГУ имени Кирова. В течение долгих лет работал в УКПИ, занимал должности преподавателя и заведующего кафедрой истории СССР в этом вузе, позже был ректором Целиноградского пединститута, а затем возглавлял Восточный гуманитарный институт, который основал вместе с коллегами. В последние годы жизни открыл в составе ВКГУ имени С. Аманжолова первый в Казахстане институт демографии. Творческий багаж Николая Васильевича насчитывает 20 монографий и более 100 научных статей. За заслуги он был не единожды отмечен государственными наградами, а в 2006 году по решению маслихата ему было присвоено звание почетного гражданина города, историю которого он так скрупулезно изучал.

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней