Включите JavaScript в настройках браузера.
17 мая 2012
Сейчас читают:

Большинство зданий в Восточном Казахстане сейсмоопасны

Долгие годы жители села Глубокого наблюдали, как здание местной больницы покрывалось трещинами и кренилось на одну сторону. Потребовалось не одно письмо от нового директора медучреждения, чтобы стационар, куда привозили больных со всего района, признали аварийным. Самое интересное, что в области действует программа по сейсмоусилению зданий. Согласно ей еще в 2010 году все объекты образования и здравоохранения должны были обследовать на сейсмоустойчивость. Но, как мы видим, в ВКО есть строения, которые могут рухнуть и без всякого землетрясения.

Семь баллов

Рудный Алтай расположен в зоне повышенной сейсмической опасности. Ученые прогнозируют - здесь велика вероятность землетрясений интенсивностью семь-девять баллов.

В 2005 году сейсмичность территории, на которой расположен Усть-Каменогорск, увеличили до семи баллов. В первую очередь это отразилось на строительных нормах. То есть с этого времени здания в городе должны строиться с более высоким коэффициентом сейсмоустойчивости. Но большинство горожан живут в домах, построенных в расчете на советскую СНиПовскую шестибалльную нагрузку. А если принять во внимание возраст застройки города и степень износа несущих конструкций, картина вырисовывается и вовсе не радужная.

- Да, наши сегодняшние строительные нормативы очень строги, значительно жестче, чем были раньше, - рассказывает кандидат технических наук, профессор ВКГТУ им. Серикбаева Александр Хапин. - Но почти все здания построены в городе до 2005 года и не соответствуют современным требованиям проектирования. Можно смело говорить, что основная масса домов в Усть-Каменогорске сейсмоопасна.

Конечно, землетрясение в семь баллов, которое не исключают сейсмологи, наши здания выдержат. Это уже доказано на практике. Хотя при такой интенсивности колебаний не исключены повреждения домов. К счастью, не катастрофические – трещины, обрушения штукатурки, балконов. Однако сложность и главная опасность заключается в том, что здания в городе стоят на разных грунтах, которые неодинаково реагируют на землетрясение. Одни способны гасить колебания, другие, наоборот, - увеличивать. Например, в жилом доме, построенном на скальной породе, семибалльное землетрясение будет ощущаться как шестибалльное.

- Есть и другие грунты - водонасыщенные, мелкодисперсные. Такие, как песок и глина, - продолжает Александр Владимирович. - Здесь даже землетрясение в семь баллов может дать все восемь. Присутствуют грунты, которые не увеличивают и не снижают амплитуду колебаний. Это - галечник. Такие нюансы должны быть основополагающими при создании планов городской застройки. Но у нас они не учитывались ни в советские времена, ни сейчас.

Так, при освоении новых районов КШТ, по мнению специалиста, уже есть очень неудачные примеры расположения жилых домов и даже детских учреждений.

Как капризная женщина

Избежать ошибок в застройке города помогла бы карта микросейсморайонирования. Правда, ее создание - дело хлопотное и очень затратное. По словам Александра Владимировича, чтобы разработать такую схему, нужно провести целый комплекс работ - от опросов местных жителей после ощутимого землетрясения до бурения огромного количества скважин на территории города для оценки состояния грунта.

- Есть и другие методы. Например, установить на зданиях специальные датчики и произвести за городом взрыв, который вызовет колебания интенсивностью до трех баллов. Люди их не почувствуют, а приборы зафиксируют, где "трясет" больше, - отмечает Александр Хапин. - Конечно, это все не просто. Недаром ученые шутят, что сейсмика, как женщина, требует много денег и внимания...

По оценкам специалистов, на разработку карт микросейсморайонирования Усть-Каменогорска, Зыряновска и Риддера необходимо более 900 миллионов тенге. Программа по обследованию и сейсмоусилению жилых домов, зданий и сооружений ВКО на 2008-2019 годы предполагает создание этой схемы. Правда, пока реализация всех запланированных в рамках программы мероприятий вызывает сомнения. По истечении трех лет сложно похвастаться ощутимыми результатами. Первый этап программы закончился еще в 2010 году. В его рамках намечалось провести детальное обследование и паспортизацию объектов здравоохранения и образования. Эти работы стоят 914 миллионов тенге. Судя по всему, деньги из областного бюджета выделены не были.

- Фактически не выполнен первый этап региональной программы на 2008-2010 годы, - отмечают в управлении архитектуры и градостроительства ВКО.

Сейчас проверить здания школ и больниц ВКО власти все-таки обещают. Правда, не в рамках обозначенной программы, а все из-за той же глубоковской больницы. Аким Восточного Казахстана Бердыбек Сапарбаев поручил обследовать социальные объекты, чтобы исключить повторение ситуации.

Нужны деньги

В прошлом году начался второй этап программы. Он предполагает, что до 2016 года "обследованные" в ходе предыдущей стадии здания здравоохранения и образования будут сейсмически укреплены. На все это необходимо более 14 миллиардов тенге. Пока были выделены только 15 миллионов. Они пошли на разработку карты сейсмического районирования Восточного Казахстана.

Эта схема дает более уточненные сведения об уровне сейсмичности в разных регионах области. Согласно карте, самым опасным в нашем регионе является Катон-Карагайский район. Здесь можно ожидать землетрясений интенсивностью до 9 баллов по сейсмической шкале MSK-64(К).

Третий, заключительный этап программы намечен на 2017-2019 годы. В это время должны обследовать на сейсмоустойчивость уже жилые дома.

Всего на реализацию программы потребуется 19 миллиардов тенге. Видимо, такие затраты области не по карману. В ходе недавней встречи с первым заместителем премьер-министра РК Сериком Ахметовым аким ВКО отметил необходимость финансирования работ по сейсмоусилению из республиканского бюджета. Будет ли это реализовано, пока не известно.

Есть способ

По сведениям городского отдела архитектуры и градостроительства, только в Усть-Каменогорске около 1600 многоэтажных домов требуют сейсмоукрепления.

- По моему мнению, самые сейсмоопасные дома - кирпичные, - считает Александр Владимирович. - Дело в том, что раствор, на котором держится кладка, не имеет прочности на растяжение и сдвиг. Это значит, что при сильных колебаниях стены просто разрушаются. Панельные дома, наши пресловутые "хрущевки", намного прочнее, но и здесь есть одно "но". Нужно учитывать их возраст, качество сварки арматурного каркаса и степень износа. Панельные дома выдержат высокую сейсмическую нагрузку, но только если они новые и построены с соблюдением всех требований.

Пока не ясны методы, с помощью которых планируется укреплять здания в ВКО. Способы сейсмоусиления есть, но все они весьма затратны. Так, например, существует практика создания укрепительных каркасов на здании. Еще один способ – реконструкция крыши, уменьшение ее нагрузки на здание.

- Многие страны сегодня сейсмобезопасность ставят в приоритет развития, - отмечает Александр Хапин. - Потому что ущерб от землетрясений может отбросить страну на много лет назад. Правду сказал известный сейсмолог Сергей Медведев: "Мы не можем ни предсказать, ни предотвратить землетрясение, но у нас есть нечто большее – мы в силах построить здания, которым землетрясение будет не страшно". К сожалению, современные строители такое правило не всегда соблюдают...

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней