Включите JavaScript в настройках браузера.
24 мая 2012
Сейчас читают:

Александр Кузнецов: «31-ая школа не последняя, которую коснется оптимизация»

Неделю назад ученики и педагоги школы-лицея № 31 внезапно узнали: в учреждении они учатся и работают последний школьный сезон. Решением городского отдела образования здание школы признано наиболее подходящим для размещения в нем переполненной казахской многопрофильной школы-гимназии № 3. Родители школяров решение гороо восприняли в штыки. Они намерены отстаивать 31-ю школу всеми возможными способами. 21 мая здесь состоялся митинг.

Гром среди ясного неба

- Ребенок пришел из школы и говорит: "Мама, а нашу школу закрывают! Сегодня учительница сказала, что мы учимся последний год, а потом некоторых учеников переведут в 30-ю школу, остальных – неизвестно куда. В нашу переедет казахская", - поделилась Оксана Зимина. - Как обухом по голове... Как? Почему?! Все взбудоражены.

В недоумении родители стали звонить учителям, директору... В школе в экстренном порядке было организовано родительское собрание.

- Вы тоже бастовать пришли? - подбежали к корреспонденту школяры.

Ждали акима. Вместо него явился главный педагог города Александр Кузнецов. Он подтвердил: школа-лицей № 31 к 1 сентября всем составом перебазируется в казахстанско-российскую гимназию № 30. Мини-центр останется на прежнем месте. Вечерняя школа переедет на улицу Гастелло. В 31-ю школу перебазируется казахская многопрофильная гимназия № 3.

Чиновника оборвали на полуслове. Зал "загудел". Собрание превратилось в стихийный митинг. Люди наперебой кричали. Кто-то плакал. Эмоции брали верх. Завидное спокойствие сохранял лишь начальник гороо. С терпением учителя он пытался утихомирить родителей. Тщетно.

Стали задавать чиновнику вопросы в микрофон. Многие из них остались без ответа. Родители кричали: "Школу не отдадим!" Чиновник всё твердил: "Этот вопрос уже решен".

Конструктивного диалога не получилось.

Освещение хода собрания на сайте YK-news.kz вызвало шквал отзывов. К протестующим родителям учащихся 31-й школы присоединились выпускники заведения. Из России, Германии, других стран.

Цифры не знают сантиментов

Передислокации учащихся нашлось простое логическое объяснение. Это ежегодное снижение численности учеников в Усть-Каменогорске: 29458 в 2012 году против 45668 в 2001 году.

- Выбывают в основном ученики, для которых русский язык – родной. Количество детей, обучащихся на казахском языке, наоборот, увеличивается, - объяснил господин Кузнецов. - Из 46 городских школ 9 – с казахским языком обучения (общего профиля). Создался дисбаланс, поэтому необходимы меры по оптимизации.

В школе № 31 возник "дефицит" учеников. При мощности 1400 мест в ней 535 школяров. В школе № 3 ситуация прямо противоположная. Она переполнена в течение ряда лет. При мощности в 920 мест сейчас в ней обучаются более 1200 детей.

"HELP!..

…Все, кто не равнодушен к судьбе школы № 31, приходите 21 мая в 8.30 на митинг..."

Дети расклеили листовки по всему городу. Откликнулись многие. Несмотря на утро рабочего дня, около школы собралась огромная толпа. Акция протеста не состоялась. Всех попросили пройти в здание школы.

Сидячих мест в актовом зале не хватило на всех. Да и не нужно было. От негодования люди не могли усидеть на местах.

На амбразуры снова послали Александра Кузнецова. Однако это собрание кардинально отличалось от предыдущего. Родители сменили тактику: от крика перешли к действиям.

По словам представителя инициативной группы родителей Анастасии Юсуповой, отправлены письма-протесты против реорганизации школы № 31 в областной акимат, НДП "Нур Отан", Министерство образования РК и лидеру нации.

Родители предложили господину Кузнецову свои варианты оптимизации.

- Первый: расформировать учащихся казахскоязычной гимназии № 3 по другим школам с казахским языком обучения. Поскольку в некоторых из них наполняемость ниже, чем проектная мощность, - озвучила Светлана Дианова. - Второй: передислоцировать школу-гимназию № 30 в школу № 31. Здание у нас более новое. И, наконец, третий вариант: давайте строить новые школы!

На собрании, к слову сказать, речь заходила по сути и еще об одном пути решения этой проблемы. Родители считают, что школе № 31 нужно вернуть статус учреждения с углубленным изучением английского языка. Именно лишение ее этого статуса способствовало значительному оттоку школяров в свое время.

Слова не давали

Изначально из слов Александра Кузнецова следовало, что родителей собрали не обсудить возможные варианты оптимизации, а просто поставить перед фактом. Причем в последний момент. Родители считают, что это сделано намеренно: чтобы ничего нельзя было изменить. На собрании приняли решение дежурить летом у школы, чтобы наблюдать за всеми "телодвижениями" чиновников.

Только когда собрание приобрело сверхэмоциональный окрас, господин Кузнецов пошел на компромисс.

- Мы будем работать в мае, июне – если понадобится. Совместно с родителями выработаем оптимальный вариант, который будет мягким для школы № 31 и решит вопрос оптимизации, - заявил начальник гороо журналистам во время брифинга. - Но оставить школу в состоянии деградации, постепенного снижения численности учащихся и оттого – вымывания педагогических кадров, я просто не имею права. Это будет моей служебной недоработкой. Законодательно мнение родителей при реорганизации школы не требуется. Но я склонен к тому, чтобы мнение их учитывать. Поэтому я терпеливо объяснял ситуацию на собраниях, которые прошли 18 и 21 мая.

Также начальник гороо заявил, что ультиматум родителей: "Школу не отдадим! Никого туда не пустим" - незаконен. Учреждение не частное, а государственное. Значит, государству и повелевать?..

Есть прецедент

Оптимизация школ из-за малочисленности учащихся – явление не новое для Восточного Казахстана. Учреждения образования закрывались в селах, городах. Этот процесс всегда протекал одинаково внезапно, а оттого со скандалами, проклятьями в адрес чиновников, слезами. Приведем лишь несколько примеров.

Закрытие школы в Верх-Березовке в 2011 году. Мнение учителей, родителей не спросили, их не оповестили заранее.

Перепрофилирование школы № 16 в Усть-Каменогорске в учреждение с казахским языком обучения. Состоялось аналогичным образом.

Попытка переселить школу № 3 в здание школы № 36 в прошлом году. Разразился серьезный скандал. Попытка не увенчалась успехом.

- Когда Вы узнали, что школе грозит реорганизация? - спрашиваю директора школы-лицея № 31. - Когда оповестили учителей?

- Я узнала во вторник 15 мая. Учителям официально объявили двумя днями позже, - говорит Анаргуль Бектургенева. - Хорошо, что нас предупредили в конце учебного года, а не перед самым началом нового. Я морально была подготовлена, в принципе. Слухи по этому поводу ходили давно...

В беседе с нашим корреспондентом Александр Кузнецов сообщил, что в городе еще много школ, которые находятся в таком же положении, как и 31-я – то есть заполнены едва ли наполовину.

- Мы это видим, анализируем. Будем работать и дальше, - говорит начальник гороо. - Возможно, нужно использовать какие-то другие методы... Но повторяю: этот процесс остановить невозможно.

Согласны. Демографические процессы таковы, что количество русскоязычных детей снижается. Благодаря отъезду в Россию, низкой рождаемости в русских семьях. Но если ситуация отслеживается, почему бы гороо не составить план оптимизации учебных заведений? Допустим, на три года? Обосновать его и сделать достоянием общественности. Отойти от суворовской тактики внезапности и натиска. Чтобы без надрыва. Чтобы учителя, родители, дети могли заранее морально подготовиться к "новоселью" и получили право выбора учебного заведения.

Вместо заключения

22 мая в школе № 31 снова собирали родителей. Теперь уже отдельно по классам. По словам родителей, в каждой классной комнате дежурил представитель гороо. Родителям они предлагали поставить подписи за переезд всем классом в казахстанско-российскую гимназию. Но почему-то предлагали поставить автограф на чистом листе.

Елена Супрунова

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней