Авиалесная охрана ВКО рассказывает невероятные истории из своей службы
Во поле "Березка" стояла
В компании опытного летчика-наблюдателя Владимира Санарова мы отправляемся за город. База, где располагается усть-каменогорское авиаотделение, находится недалеко от села Степного. У аэродрома символичное название "Березка". И родное, и с лесом связано.
Хозяйство невелико: несколько невысоких строений посреди широкого поля, на котором в траве "зарылся" почти по самые крылья яркий маленький самолет. Оказалось, что оригинальное название прилипло к аэродрому давно.
- Вообще-то это место называется Кулаковский ключ, - объясняет нам Владимир Павлович. - А "Березка" - это позывной диспетчера, который когда-то давно управлял тут полетами. Теперь и полетов не так много, и диспетчерский пункт пустует. А название осталось.
Проходим под навес. Там нас уже ждут несколько молодых ребят в синем камуфляже. С любопытством смотрят на гостей. Старший по званию - Илья. Он инструктор группы. Остальные – десантники-пожарные. У них самая опасная работа: мобильная группа должна спуститься с вертолета к месту пожара и оперативно его потушить, чтобы огонь в лесу не перекинулся на соседние деревья. Но, кажется, сами десантники не видят в своей службе ничего особенного, зато с удовольствием рассказывают про самые "тяжелые случаи".
- Однажды мы летели с пожара, когда наш летчик-наблюдатель заметил внизу дым, - вспоминает Илья. - Оказалось, что горит одиноко стоящее дерево. Но все равно мы с напарником решили спуститься. Нас оставили тушить огонь и обещали вернуться через несколько часов. Но погода в горах так быстро меняется, что видимость стала практически нулевой спустя всего час. В итоге нам пришлось жить там четыре дня. Учитывая, что мы возвращались с предыдущего вызова, из еды оставалась только пачка китайской лапши. Ее мы поделили пополам в первый же день. Потом пришлось ловить местных зверьков и спускаться к ручью за водой. Если бы вертолет не вернулся на пятый день, мы пошли бы за подмогой сами.
Таких историй у каждого из сидящих с нами под одним навесом ребят оказалось немало. Кто-то вспоминал, как приходилось перерезать трос, чтобы освободиться от веток дерева, в которых он запутался, и прыгать без страховки с высоты нескольких метров. Был и такой случай, когда разбушевавшийся на Маркаколе огонь пришлось гасить растопленным льдом. Водоем замерз, и единственным помощником в борьбе со стихией стала замерзшая вода. Удивительно, но именно льдом ребята "забрасывали" яростное пламя.
Десантники с гордостью демонстрируют нам снаряжение. Основная ценность - рюкзак - лесной огнетушитель, в который помещается 20 литров воды. Больше всего он напоминает ручной водный пулемет, из которого тонкой, но мощной струйкой бьет вода. Иностранные спонсоры подарили и современное оборудование.
Юрий, дипломированный спасатель, демонстрирует работу РЛО
Илья, старший усть-каменогорской группы, демонстрирует пенную пушку
Пенная пушка густой белой пеной обволакивает каждую травинку и не дает огню распространиться. Самый небольшой низовой пожар, когда горит трава, и вовсе тушат "хлопушкой". На вид инструмент похож на мухобойку из плотной резины. Только увеличенную в несколько десятков раз. Это практически полный перечень средств тушения, которые использует авиалесная охрана. Несмотря на заверения, сложно поверить, что с такими скромными приспособлениями можно справиться с бушующей стихией.
Пламенное желание
Все десантники прошли специальное обучение и сдали жесткий экзамен на профпригодность. Такое рвение к работе не значит, что охранять леса от пожаров – единственное важное дело в жизни ребят. Юрий, например, - мастер спорта по горным лыжам, с гордостью сообщили сослуживцы парня.
- Я закончил платное отделение в колледже и получил диплом спасателя, - рассказывает Юра. - Нам говорили, что это очень востребованные специалисты. В итоге по профессии устроиться не смог, слишком много оказалось желающих работать в МЧС.
Молодой человек не жалеет, что попал в авиаотряд, но и не скрывает - если позовут в спасатели, отказываться не станет. Ведь это – его заветная мечта.
- Я отучился на пилота, - делится Илья. - Правда, денег хватило только на любительскую категорию. Чтобы стать профессионалом, нужно много летных часов, а это очень затратно. В идеале я бы хотел летать на вертолете и пойти служить во французский легион (профессиональный наемный военный отряд - прим. автора).
А пока иностранные войска не прислали Илье приглашение, он с энтузиазмом учит новичков пожарного десанта правильно складывать трос, чтобы он сам собой разматывался при прыжке с вертолета, настраивать снаряжение и ориентироваться на пересеченной местности.
"Забор"-самолет
Чтобы почувствовать атмосферу работы авиалесной охраны, нас пригласили в полет на одном из служебных Ан-2. Отправляться в первое воздушное путешествие на "кукурузнике" было страшновато, уж слишком много ходит про него баек среди неопытных пассажиров. Но летчики-наблюдатели поспешили нас успокоить. Оказывается, Ан-2 - один из самых безопасных самолетов, потому что по своей конструкции не способен уйти в штопор. "Забор", как называют его авиаторы (если перевернуть самолет, то крылья и вправду напоминают ограду), может планировать над землей.
Винт на носу служебного Ан-2 раскручивают вручную
- Истинная высота нашего полета 500 метров, - прокомментировал летчик-наблюдатель Андрей, который отправился сопровождать нас в полете в Катон-Карагай. - Это значит, что от нас до самой высокой точки на земле полкилометра.
Замечу, что на обратном пути даже засекла время. От того момента, как мы пролетали над базами отдыха Бухтармы, до приземления на аэродроме в Степном прошло ровно 15 минут. Вот что значит с ветерком!
В общем и целом дорога до заповедных мест Катон-Карагая заняла чуть больше часа. А внизу нас уже ждали бойцы из местного авиаподразделения. Оно меньше по составу, но имеет огромное значение.
- Вчера недалеко от базы был пожар, - рассказывает местный летчик-наблюдатель Артем. - Ни одна другая служба не смогла даже подобраться к огню, потому что горело на другом берегу реки, на горе. Мы взяли с собой лодку и снаряжение, и нам удалось довольно быстро потушить возгорание.
На страже горных лесов в Катон-Карагае, кстати, трудятся, пожалуй, самые опытные десантники-пожарные области. Вот и отец Артема Владимир Воробьев также работает в авиаотряде не первый десяток лет. Именно здесь он "заболел" фотоохотой.
- Раньше у нас многие мужчины охотой занимались, - вспоминает Владимир Воробьев. - И я в том числе. Пока не появился природный парк. Вот и пришлось переквалифицироваться. Хотя я, наверное, всегда был больше натуралистом, чем охотником. Любил наблюдать за животными в их естественной среде.
Теперь Владимир не расстается с фотоаппаратом и может часами высиживать в засаде хвостатых и пернатых героев своих фото. Недавно его работу отметили на международном конкурсе в России. Он единственный, кому удалось запечатлеть трех горных козлов разных поколений у водопоя на одном снимке. Кроме того, Владимир Воробьев уже поднаторел в орнитологии. Даже сделал уникальные фотографии птиц, которых до этого в Катон-Карагайском районе никто не видел.
- Авиалесной охране сейчас не уделяют столько внимания, как раньше, - сетует наш собеседник. - Раньше, например, нам платили круглый год. Сейчас – только в пожароопасный сезон с апреля по октябрь. На остальное время отправляют в отпуск без содержания. Мы в деревне еще хозяйством можем прожить. А вот городские ребята говорят, приходится таксовать по зиме, чтобы летом на любимую работу вернуться.
Отказываться от опасной и, к слову, не слишком высокооплачиваемой работы десантники не хотят. "Кто, если не мы" для этих ребят не просто слова, а настоящий служебный девиз.
Зарина Жумагалиева