Что нового появилось в работе ЦОНов и портала eGov.kz в 2022 году?
Госкорпорация "Правительство для граждан" оказывает почти 96 процентов всех государственных услуг. Неудивительно, что вокруг работы портала eGov.kz возникает много вопросов. Как заказать доставку документов на дом? Что такое мобильный ЦОН? Правда ли, что одноразовые СМС-пароли на eGov.kz отменили? Как сейчас работают ЦОНы по вечерам и субботам? Самые интересные вопросы и ответы о деятельности портала "электронного правительства" - в материале YK-news.kz.
Для начала обозначим одно из главных новшеств, появившихся в 2022 году. Был внедрен единый реестр очередников на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства (ИЖС). Теперь данная услуга доступна на eGov.kz. Раньше, чтобы встать в очередь на получение 10 соток земли, казахстанцы обращались в акиматы с бумажным заявлением, и это могло стать причиной некорректного формирования списков. Сам процесс постановки в очередь занимал 12 дней. Заявления в течение 16 лет хранились разрозненно и по отдельности на уровне города, района, области.
Теперь благодаря проработанной системе граждане могут подать заявку на получение земли через портал "электронного правительства" eGov.kz. Далее можно самостоятельно отслеживать движение своей очереди онлайн, а также актуализировать данные по ранее поданным заявлениям. Так процесс получения земли должен стать максимально прозрачным. Формирование заявки теперь занимает всего пять минут. Сделать это можно из дома, в любом регионе страны, посещение акимата больше не требуется. Отметим, что каждый казахстанец, достигший 18-летия, имеет право подать заявку на получение десяти соток земли под строительство своего жилья.
Сразу возникает закономерный вопрос: как воспользоваться этой услугой?
В филиале Госкорпорации "Правительство для граждан" по ВКО нам рассказали, что нужно зайти на портал eGov.kz в раздел "Недвижимость" - "Земельные отношения", выбрать услугу "Просмотр или постановка на очередь на получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство (10 соток)". Далее необходимо выбрать тип заявления. Сегодня доступно три типа: постановка на очередь, актуализация данных или снятие с очереди.
Если гражданин впервые подает заявку на получение участка, то необходимо выбрать регион, в котором он желает его получить. В случае, если человек уверен, что вставал в очередь ранее, но не может найти сведений о себе - необходимо выбрать тип заявления - "Актуализация данных". После этого нужно загрузить документ, подтверждающий наличие предыдущего обращения (скан-версия талона, копии заявления, удостоверения личности и т. д.).
Также отследить свою очередность можно на сайте www.map.gov4c.kz/egkn, авторизовавшись с помощью ЭЦП.
Какие еще новшества появились в 2022 году?
Госкорпорация "Правительство для граждан" совместно с Министерством труда и социальной защиты населения РК внедрила принцип проактивного назначения пособия для многодетных семей. Теперь в случае рождения четвертого и последующего ребенка матерям будет отправляться СМС с предложением не только получить свидетельство о рождении, пособия по уходу за ребенком и рождению без обращения в ЦОН, но и пособие для многодетных семей.
Ранее, чтобы оформить данную выплату, нужно было прийти в ЦОН и предоставить копии свидетельств о рождении детей и свидетельства о браке. Новшество позволяет клиентам не обращаться в центр обслуживания населения лично, сэкономить время и ресурсы.
Отметим, что на данное пособие могут рассчитывать семьи, имеющие четверых и более совместно проживающих несовершеннолетних детей или студентов очной формы обучения до 23 лет.
Что нового должно появиться в 2023 году?
Сейчас Госкорпорация "Правительство для граждан" вместе с МВД работает над внедрением терминалов самообслуживания. Они будут оснащены биометрической системой и понятным интерфейсом. Клиенты смогут самостоятельно прийти, сфотографироваться, выбрать наилучший вариант фотографии и отправить заявку сотрудникам миграции. Такие терминалы уже запущены в Астане, и постепенно они должны появиться во всех остальных регионах.
Правда ли, что при входе на портал "электронного правительства" теперь нельзя будет воспользоваться одноразовым паролем? То есть условия входа на портал изменились?
— С 14 марта для пользователей портала eGov.kz вход по логину/паролю и одноразовому СМС-коду не будут доступны по отдельности. Данные на портале eGov.kz будут защищены двухфакторной аутентификацией, — пояснила пресс-секретарь филиала Госкорпорации "Правительство для граждан" по ВКО Молдир Заруеткызы. — Теперь пользователям портала eGov.kz необходимо ввести логин/ИИН, затем ввести пароль, далее подтвердить вход, введя одноразовый СМС-код, который направляется на зарегистрированный в Базе мобильных граждан номер телефона. Таким образом обеспечивается высокий уровень безопасности. Без изменений останутся такие методы аутентификации, как вход по электронной цифровой подписи (ЭЦП), биометрии и путем сканирования QR-кода с помощью мобильного приложения eGov Mobile.
Что всё это значит? Двухфакторная аутентификация при входе на портал введена для того, чтобы можно было двумя разными способами подтвердить, что именно Вы являетесь владельцем аккаунта. То есть злоумышленникам, которым по разным причинам могут пригодиться ваши данные, гораздо сложнее получить доступ одновременно к вашему паролю, а также телефону.
Чтобы воспользоваться услугами портала, необходимо иметь активный номер телефона, зарегистрированный в Базе мобильных граждан. При заблокированном или неактуальном номере необходимо обратиться в call-центр по номеру 1414 либо поменять номер в "личном кабинете" eGov.kz.
А можно ли на портале "электронного правительства" получать различные услуги через одноразовые СМС-пароли? Осталась ли актуальной эта услуга?
Молдир Заруеткызы:
— Да, конечно, услуги, получаемые через портал электронного правительства, по-прежнему ведутся с помощью смс-сообщений с одноразовыми паролями или с помощью ЭЦП.
Правда ли, что оплата госпошлин сейчас осуществляется через QR? А как оплачивают услуги граждане, у которых нет банковских приложений Kaspi.kz или Halyk Homebank?
Молдир Заруеткызы:
— Госкорпорация "Правительство для граждан" действительно совместно с Kaspi и Halyk Bank внедрила сервис по оплате госпошлин с помощью QR-кода. С момента внедрения сервиса мы видим положительную динамику: клиенты оплачивают госпошлину сразу у оператора, что экономит их время. Снизилась нагрузка на кассы. Также при оплате через QR-код не взимается комиссия. Все это позволит нам в ближайшее время на две трети сократить количество касс в ЦОНах, оставив по одной кассе на отдел. То есть у граждан будет альтернатива и при желании они могут оплачивать услуги наличными деньгами. Во всех ЦОНах расположены кассы Казпочты.
С помощью QR-кода сейчас можно оплатить 146 госуслуг. В дальнейшем этот список будет увеличиваться. Оплата госпошлин через QR-код доступна через мобильные приложения Kaspi.kz и Halyk Homebank.
Говорят, что в ЦОНах сейчас появилась новая услуга по доставке документов. Как она работает?
Молдир Заруеткызы:
— Да, действительно, Госкорпорация "Правительство для граждан" запустила сервис по доставке готовых документов. Жители Усть-Каменогорска могут заказать документы по государственной регистрации прав (обременений) на недвижимое имущество, акты на земельные участки, апостилированные документы об образовании, архивные справки, дубликаты военных билетов и другие готовые документы — всего по 144 видам госуслуг.
Как это работает? В момент готовности ранее заказанного документа в ЦОНе, клиент получает СМС-сообщение с предложением воспользоваться сервисом доставки. При согласии клиент переходит по персональной ссылке и заполняет адрес доставки. Далее человеку необходимо оплатить стоимость доставки, в черте города она составляет 970 тенге. Курьер привозит почту в течение одного рабочего дня с момента заказа.
Госкорпорация создает дополнительные сервисы, чтобы не только процесс обслуживания в ЦОНе был максимально комфортным, но и не было необходимости повторно приходить за готовым документом. Мы знаем, что не всегда у людей бывает возможность отпроситься с работы, дополнительно приезжать или оставлять дома детей. Сервис по доставке документов может значительно сэкономить время и деньги клиентов.
Кто освобожден от оплаты госпошлины за изготовление удостоверения личности и паспорта?
В филиале Госкорпорации "Правительство для граждан" по ВКО рассказали, что при получении услуг документирования в ЦОНах, согласно Налоговому кодексу РК, определенные категории клиентов действительно освобождаются от оплаты госпошлины. К услугам документирования относятся выдача паспортов, удостоверений личности, видов на жительство и удостоверений лица без гражданства. От уплаты госпошлины освобождаются:
- ветераны Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица;
- Герои Советского Союза и Социалистического Труда;
- инвалиды всех групп, а также один из родителей инвалида с детства, ребенка-инвалида;
- престарелые, проживающие в учреждениях для престарелых и для инвалидов;
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, проживающие в детских домах или интернатах;
- многодетные матери, удостоенные звания "Мать-героиня", награжденные подвесками "Алтын алқа" и "Күмiс алқа";
- граждане, пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы.
Если, являясь представителем льготной категории, вы по ошибке оплатили госпошлину - вы можете вернуть свои деньги. Для этого вам сначала необходимо обратиться в территориальный орган МВД и предоставить документ, подтверждающий льготную категорию. Орган выдаст вам справку о не востребованности оплаченной квитанции. С этой справкой необходимо обратиться в ЦОН либо подать заявку через eGov на возврат суммы. После принятия заявления налоговым органом осуществляется возврат суммы на счет клиента в течение пяти рабочих дней.
Какой сейчас режим работы у ЦОНов Усть-Каменогорска? До какого времени центры обслуживания населения работают по вечерам и открыты ли они по субботам?
Молдир Заруеткызы:
— В будние дни ЦОНы работают с понедельника по пятницу с 9.00 до 18.00, а дежурные ЦОНы работают с 9.00 до 20.00, по субботам — с 9.00 до 13.00. Дежурные центры обслуживания населения по городу Усть-Каменогорску — это ЦОН № 3 на улице Белинского, 37а, и автоЦОН на проспекте Абая, 203/3.
Расскажите, пожалуйста, про приложение "Мобильный ЦОН". Когда и для чего оно появилось? В чем удобство этого приложения?
Молдир Заруеткызы:
— Тем, кто не имеет персонального компьютера, приходилось посещать ЦОН для получения ЭЦП. Теперь появилась возможность получения ЭЦП для физических и юридических лиц через приложение "Мобильный ЦОН". Для этого необходимо авторизоваться в приложении и кликнуть "Услуга по видео", оператор подключится и запросит удостоверение личности и код из СМС для подписания заявки.
В приложении появились такие популярные услуги, как выдача дубликата правоустанавливающего документа на недвижимое имущество, дубликата технического паспорта объектов недвижимости, назначение пособий на рождение ребенка и по уходу за ребенком, единовременной выплаты на погребение, пособия многодетной семье, жилищной помощи и другие. Сейчас через "Мобильный ЦОН" можно получить 38 услуг. И список еще будет пополняться.
При заказе платных услуг, счет на оплату придет в приложения банков второго уровня. Приложение "Мобильный ЦОН" доступно к скачиванию в Google Play и App Store.
Ирина Краскова