Выберите режим
4 января 2022
Сейчас читают:

Что готовит нам небесная канцелярия в 2022 году

Наступивший год станет интересным в отношении крупных космических явлений. Главными астрономическими событиями года будут лунные и солнечные затмения, а также противостояние Юпитера, звездопады, астероиды и кометы, передает Noks.kz.

Затмения и не только

Всего в текущем году произойдут два солнечных и два лунных затмения. Лунные — приходятся на майское и ноябрьское полнолуние, а солнечные — на апрельское и октябрьское новолуние.

Первое затмение 2022 года будет частным солнечным и произойдет 30 апреля, а фазы его будут наблюдаться в Антарктиде, Южной Америке и над акваторией Тихого океана. Максимальная фаза составит около часа при общей продолжительности явления около четырех часов.

Второе затмение будет полным лунным. Оно произойдет 16 мая, а его видимость распространится на Америку, Африку и страны Западной Европы. В Казахстане будут видны только малые полутеневые фазы. Максимальная фаза космического шоу составит приблизительно 1 час 10 минут.

Третье затмение 2022-го будет частным солнечным и произойдет в новолуние 25 октября. Это явление будет наблюдаться в разных фазах в северо-западной половине страны. Максимально закрытое Солнце увидят жители Северо-Казахстанской и Костанайской областей на закате. Общая продолжительность затмения составит более 4 часов.

В полнолуние 8 ноября нас ожидает полное лунное затмение. Это явление более благоприятно для наблюдений с территории нашей страны, но во всем великолепии его смогут увидеть только жители западных областей Казахстана. Продолжительность полной фазы составит немногим менее полутора часов.

Кроме этого, 26 сентября Юпитер войдет в противостояние с Солнцем. Противостоянием называется момент, когда планета располагается точно напротив светила, если смотреть с Земли. Это лучшее время для наблюдения планеты на небе. Яркая планета будет видна невооруженным глазом; с помощью бинокля вполне вероятно увидеть галилеевы спутники крупнейшей планеты нашей системы.

Гости из Космоса

Крупным астрономическим явлением в наступившем году станет астероид Веста, блеск которого в созвездии Водолея 22 августа достигнет 5,8 m. Местонахождением его является широкий пояс астероидов, расположенный между Юпитером и Марсом. Он наполнен космическими телами различных размеров и значительным количеством малых планет. Веста — второй по размеру среди своих соседей (530 километров). Но по массе он обогнал всех и стал наибольшим среди подобных объектов.

Впервые астероид заметил немецкий астроном Генрих Ольберс в 1807 году. Своим наименованием Веста обязана величайшему математику Карлу Гауссу. Именно он предложил назвать найденное небесное тело именем покровительницы семьи и домашнего очага из Древнего Рима.

Поверхность Весты за время ее существования подверглась нескольким масштабным метеоритным атакам, оставившим после себя кратеры в сотни километров. Изучение их последствий происходит с помощью телескопа «Хаббл» и аппарата «Даун». Наибольший кратер находится в южной части, его размер 460 километров. Он назван в честь прославленной римской матроны - Рея Сильвия. По периметру астероида возвышается на 18 километров горное образование. Эта скала была вытолкнута при ударе колоссальной силы, ее высота вдвое превышает Эверест.
Веста заметна нам без оптического приближения. Астероид является ровесником Солнечной системы, а по геологическому составу близок к планетам земной группы.

Блеска 7,7 m в начале года достигнет карликовая планета Церера, которая будет видна в  созвездии Тельца, южнее звездного скопления Плеяды. Это небесное тело, также расположенное в поясе астероидов между Марсом и Юпитером, было открыто в 1801 году астрономом Джузeппe Пиaцци. Он и дал ей имя в честь римской богини земледелия и плодородия.

Первоначально Церера считалась крупным астероидом, но изучив ее строение, ученые пришли к выводу, что имеют дело с крохотной планетой. Диаметр ее составляет 743 километра, а масса — всего четыре процента от Луны. Церера имеет скалистое ядро и ледяную мантию, в которой многие астрономы видят замерзший океан. Поверхность покрыта вулканами и кратерами от метеоритных атак.

Среди комет доступными для малых и средних телескопов будут по крайней мере восемь небесных странниц, ожидаемый блеск которых составит более 10 m.

3 января нашу систему покинула яркая комета Леонарда — небесное тело, открытое совсем недавно, а  именно, в 2021 году. Этот объект стал поистине сенсацией - комета была признана ярчайшей в сезоне. В следующий раз жителям Земли выпадет шанс увидеться с ней только через 80 лет.

1 февраля 2022 близко к перигелию подойдет комета Борелли, открытая в 1904 году. В последний раз земляне видели хвостатую странницу шесть лет назад — таков период ее обращения.

18 марта можно будет наблюдать пролет в перигелии кометы Копффа, названной в честь своего первооткрывателя, заметившего хвостатую в августе 1906 года.

25 апреля нас посетит комета с длинным названием — Хонда-Мркус-Пайдушакова. Это объект девятой звездной величины, открытый в 1948 году сразу тремя астрономами: японцем Хондой Минори, чехом Антонином Мркосом и словачкой Людмилой Пайдушаковой.

Приблизительно 6 июля 2022 года комета C/2017 K2 (PANSTARRS) пересечёт небесный экватор и станет доступна для земного наблюдателя, а около 14 июля года она пройдет на расстоянии 1,8 астрономических единиц от Земли. Гостья достигнет перигелия 19 декабря и будет находиться вблизи орбиты Марса.

20 июля близко от Земли будет пролетать комета Вильсона-Харрингтона, открытая в 1979 году. Это небесное тело имеет скальную основу, поэтому астрономы присвоили ему двойной статус — кометы и астероида. Считается, что комета почти полностью испарила слой звездного льда со своей поверхности и хвост у нее появляется периодически.

Еще две хвостатые гостьи будут видны в космосе в 2022 году: комета Леви — 7 сентября, а в ноябре — комета Гиббса. Последняя к Новому году может достичь восьмой звездной величины и пройдет перигелий уже в следующем январе.

Звездопады

Особенно впечатляющих звездных дождей в наступившем году предвидится три.

Новый год начнется с Квадрантид. Этот метеорный поток способен производить до 120 метеоров в час, однако обычно можно увидеть около 25-ти. Во время пика активности Квадрантид 3 января менее одного процента Луны было освещено Солнцем, что создало идеальные условия для наблюдения метеоров. В последующем лучше всего начинать наблюдения после полуночи. Радиант Квадрантид находится в созвездии Волопаса, однако метеоры могут появиться в любой части неба.

Персеиды, возможно, самый популярный метеорный поток — по крайней мере, в Северном полушарии, где он достигает максимума в теплые летние ночи. Во время пика активности Персеид можно увидеть до 100 метеоров в час. К сожалению, 13 августа условия для наблюдения будут далеки от идеальных — всему виной полная Луна. Тем не менее метеоры Персеид бывают настолько яркими, что их можно увидеть несмотря на яркий свет спутника Земли. Чтобы не пропустить максимальное число «падучих звезд», необходимо направить взгляд на радиант, находящийся в созвездии Персея.

14 декабря можно наблюдать пик Геминид — обильного метеорного потока, способного производить до 150 метеоров в час. Метеоры Геминид очень яркие и могут быть окрашены в разные цвета: белый, желтый, красный, синий и зеленый. Радиант этого потока находится в созвездии Близнецов. В Северном полушарии, можно наблюдать Геминиды до полуночи, так как радиант будет располагаться высоко в небе уже в 22:00 по местному времени.

Космические исследования

Беспилотная миссия «Artemis-1» — первый этап новой космической программы НАСА по исследованию Луны. Запуск ее запланирован на февраль 2022 года. В рамках этой миссии аппарат «Orion» отправится в космос на сверхтяжелой ракете-носителе Space Launch System и проведет шесть дней на орбите Луны. Если этот проект будет успешным, за ним последует пилотируемая миссия «Artemis-2».

Еще одна лунная миссия, которая будет запущена в июле 2022 года — «Луна-25». В ходе ее предполагается посадка российского спускаемого аппарата на поверхность нашего естественного спутника. Аппарат «Луна-25» совершит посадку в районе южного полюса и займется изучением полярного реголита.

Исследование НАСА «Psyche» получило название в честь крупного металлического астероида Психея, находящегося в главном поясе. Ученые считают, что этот астероид может представлять собой ядро протопланеты, которая когда-то была размером с Марс. Космический аппарат «Psyche» в августе выйдет на орбиту астероида и изучит его геологию, форму, состав и другие свойства. Ожидается, что эта миссия расширит наши знания о процессах формирования небесных тел.

И, наконец, в сентябре стартует совместная программа Евросоюза и России «ExoMars». В рамках миссии «ExoMars-2022» российская посадочная платформа «Казачок» и европейский марсоход «Rosalind Franklin» достигнут поверхности Марса. Главной задачей программы будет поиск признаков древней жизни на красной планете.

Мира Круль