Включите JavaScript в настройках браузера.
15 августа 2021
Сейчас читают:

Чтобы почувствовать вкус победы, нужно научиться справляться с поражением

Белоснежные кимоно, цветные пояса и отточенные боевые приемы. Так большинство людей представляют себе каратистов. Но мало кто знает, что философия карате строится не только на овладении боевым искусством. О правилах этикета для современных самураев, духовном воспитании спортсменов и настоящей дружбе расскажет сегодняшний герой YK-news.kz.

Слово "сэнсэй" с японского переводится как "учитель". Однако в мире боевых искусств это понятие приобрело более глубокое значение. Сэнсэй Николай Владимиров для своих учеников не просто спортивный тренер. Это человек, который учит подопечных быть в гармонии с собой и окружающим миром, пре­одолевать трудности и воспитывать в себе самые лучшие качества.

— Я занимаюсь карате и тренирую уже больше 20 лет, однако решение пойти по стезе преподавания пришло не сразу, — начинает свой рассказ Николай Николаевич.

Николай Владимиров родился и вырос в Семее. Когда наступило время выбора профессии, мама будущего сэнсэя, работавшая связистом, настояла на техническом образовании для сына. И Николай поступил в семейский Колледж ра­диотехники и связи на специальность "техника автоматической электросвязи", а после - на монтера станционного оборудования.

— Родители предполагали, что я буду трудиться именно в этой сфере. Но вышло по-другому, — с улыбкой говорит Николай Николаевич. — По полученным профессиям я не работал ни дня. Потому что в моей жизни появилось карате.

Как и многие подростки, Николай посещал разные кружки.

— Был юным натуралистом, увлекался шахматами, достаточно долго ходил на плавание, пробовал себя в боксе, — перечисляет мужчина. — А в 17 лет познакомился с девушкой, которая занималась карате. Она пригласила меня в зал на тренировку. Так и начался мой карате-путь.

Уже через год тренировок стало понятно, что юного каратиста Николая Владимирова ждет успех.

— В 1998 году мне доверили тренировать детей, — вспоминает учитель. — В Семее тогда только начинала свою деятельность партия "Нур Отан". В связи с этим в городе открылся кружок военно-патриотического воспитания, куда ходили школьники 13 - 14 лет. И в качестве факультатива ребят из кружка два раза в неделю приводили на тренировки карате. К тому моменту я уже стал чемпионом области по кёкушинкай карате. И меня поставили работать с этими детьми.

Карате — это жизнь

Спустя пять лет после окончания колледжа Николай решил получить педагогическое образование, чтобы иметь возможность работать по профессии тренера. А в 2014 году мужчина переехал в областной центр. Здесь сэнсэй открыл Школу кёкушинкай карате, где на сегодняшний день обучается около 600 учеников.

— Среди моих учеников есть люди разных возрастных категорий, — говорит сэнсэй. — Я берусь тренировать детей в возрасте от пяти лет и далее без ограничений. Для каратиста неважен возраст или уровень физической подготовки, важна цель.

Как оказалось, мотивы для занятий карате могут быть весьма различными.

— Безусловно, для многих учеников спортивная составляющая является главной, — объясняет тренер. — В отличие от профессиональных видов спорта, в карате практически любой ученик имеет возможность достичь успехов. Другое дело, что быстрого результата не бывает ни у кого. Карате — определенно забег на длинную дистанцию. На тренировках основное внимание уделяется технике боевого искусства.

Но внутри себя сэнсэй Николай Владимиров привык делать ставки на другие, более глубокие знание.

— Когда мне задают вопрос: карате – это спорт? Я всегда отвечаю: карате — это жизнь, — продолжает Николай Николаевич. — Помимо спортивных достижений в карате есть такая вещь, как целостное формирование личности. И задача наставника - привить детям понятия о том, как ребенок (а потом и взрослый человек) должен себя вести в обществе. Это и отношения детей со старшим поколением, и соблюдение этикета, и много других важных вещей. Именно поэтому, когда ко мне приводят записывать детей, я объясняю: вы отдаете ребенка не в спортивную секцию. Это школа карате, то есть более широкий термин. И как только ребенок начинает у меня тренироваться, я уже считаю, что это мой ребенок тоже. И считаю нужным принимать максимальное участие не только в физическом, но и в морально-этическом воспитании моих подопечных. Они становятся частью моей жизни, частью души.

Японская мудрость

Тренировочный зал каратистов называется додзе, что в переводе на русский язык означает "место, где ищут путь". Изначально это пространство для медитаций и других духовных прак­тик в японском буддизме. Поэтому помещение для тренировок — своего рода кармическое место для бойцов карате, вступивших на путь Будо — путь Воина. Каждая тренировка начинается с приветствия, когда сэнсэй и ученики встречают друг друга, говоря "Ос!". Слово выражает уважительное отношение, также ученики пользуются им, когда хотят показать, что задания сэнсэя понятны и спортсмены готовы к выполнению упражнений.

На тренировке в додзе то и дело слышится ритмичный счет: "Ичи, ни, сан, ши, го, року, сичи, хачи, ку, дзю..." ("Один, два, три, четыре… десять..."). Под четкие команды сэнсэя ребята сосредоточенно выполняют комплексы ката, изображающие бой с мысленным противником по заранее обусловленной схеме. А за 15 минут до окончания занятия начинается вторая часть тренировочного процесса.

— Мы садимся с детьми и разговариваем, — объясняет сэнсэй. — Например, я спрашиваю, как ребята помогают родителям по дому? Имеет большое значение показать ребенку, особенно маленькому, что-то, что он делает, важно и интересно для взрослого. Тогда он будет стремиться это делать. Иногда я даю младшим ученикам домашние задания. Допустим, говорю: сейчас мы выходим с тренировки, подходим к маме, обнимаем, целуем и говорим, что она у нас самая лучшая. Или даю задание до следующей тренировки попытаться самостоятельно дома заправить постель.

По словам Николая Николаевича, с помощью таких элементарных упражнений закладывается фундамент духовного воспитания.

— Своих старших учеников я привлекаю к помощи при работе с маленькими ребятишками, — говорит Николай Николаевич. — Так я демонстрирую доверие. Они помогают мне вести тренировки, следят за дисциплиной. Это, во-первых, учит подростков быть внимательными, ответственными по отношению к тем, кто младше и слабее. А кроме того, учит справляться, скажем так, с популярностью. Например, есть ребята, которые успешно занимаются, активны в помощи тренеру. Таких младшие дети очень любят, оказывают бурное внимание. Для подростка бывает трудно в этом случае не зазнаться. И я объясняю своим ученикам, как важно оставаться человеком, даже если ты в чем-то сейчас лучше других.

К слову, у людей, занимающихся кёкушинкай карате, существует клятва (Додзе кун), в которой, среди прочего, есть такие слова: "Мы будем соблюдать правила этикета, уважения к старшим и воздерживаться от насилия".

Не сдавайся!

Не менее важной частью обучения сэнсэй называет преодоление учениками своих неудач.

— Очевидно, что далеко не все становятся чемпионами, — констатирует сэнсэй. — Однако именно на соревнованиях ясно виден колоссальный труд ребят.

Такие мероприятия, по мнению тренера, очень хорошо закаляют дух и характер детей. Николай Николаевич акцентирует, что выступления на городских состязаниях, выездные чемпионаты всегда становятся стрессом для учеников.

— Ребенок впервые выходит на татами на глазах у своих соперников, судей, волнуется, чувствует ответственность за свои действия, но учится справляться с этим стрессом. А значит, становится сильнее, — уверен тренер. — Умение не сдаться, подняться после проигрыша или, напротив, умение обуздать горделивость после победы — это большая работа над собой и для взрослого человека, что уж говорить о ребенке? Иной раз, когда я смотрю на детей на соревнованиях, кажется, лучше бы сам вышел и отбился. Потому что понимаю, насколько это сложно и какой внутренней подготовки, эмоциональной выдержки требует такое испытание от маленького человека.

Сэнсэй отмечает особое значение поддержки ученика в моменты огорчений.

— Когда я вижу, что ребенок теряет уверенность в своих силах, расстроен тем, что испытал боль или еще что-то, я напоминаю ему, что в любом деле, не только в карате, будет сложно, — подчеркивает Николай Николаевич. — И нужно учиться преодолевать трудности, а иногда преодолевать себя, чтобы достичь желаемого. Чтобы полноценно почувствовать вкус победы, нужно научиться справляться с поражением.

В поисках истины

Рано или поздно почти каждый преподаватель сталкивается с профессиональным выгоранием. Николая Николаевича также не обошло это явление.

— Выгорание мне знакомо, — признается сэнсэй. — Правда, со мной это случилось только однажды, еще в начале моего пути как тренера. Позже я научился справляться с таким состоянием. Но тем не менее это было достаточно тяжело.

Николай Владимиров считает, что профессиональное выгорание случается, когда человек теряет смысл того, к чему он идет.

— Само слово "кёкушинкай" переводится как "союз искателей абсолютной истины". А значит, я тоже искатель истины. Я до сих пор в поиске. И считаю, так и должно быть, — улыбается мой собеседник. — Один из самых знаменитых японских преподавателей карате, создатель стиля кёкушинкай, Масутацу Ояма говорил: "Когда вы получаете черный пояс, ваше карате только начинается". То есть какой бы ступени ни достиг человек, ему всегда есть к чему стремиться.

Сэнсэй поделился, что, оставаясь наедине со своими мыслями, он часто думает о своих учениках.

— Я вижу, как они растут, и спрашиваю себя: "А все ли я сделал для них? Дал ли им все, чтобы направить по верному пути, закалить их волю и характер для преодоления препятствий и трудностей, что ждут их во взрослой жизни?" — задается вопросом Николай Николаевич. — Хочется верить, что все. Ведь истинный смысл карате, на мой взгляд, состоит именно в воспитании личности, человека, способного выстоять и не отступить! Смотря на недавних ещё малышей, пришедших на первые тренировки в додзе, и видя перед собой крепких, сильных парней и не менее крепких, сильных и красивых девушек, невольно улыбаюсь и верю, что они все смогут.

Лилия Дроздова

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней