Усть-Каменогорск. "Бесцветная революция"
Сценарий беспорядков, разыгранный в Восточном Казахстане, выглядит, как пресловутая «цветная революция» по технологии американского политолога Джина Шарпа. Корреспонденты YK-news.kz зафиксировали целый ряд признаков, которые говорят о том, что именно эта политтехнология была применена в нашем городе 5 января. Мы готовы показать нашим читателям, как она выглядела — в картинках и лицах. Возможно, люди пришли озвучить свои реальные нужды, не ведая о том, что их используют.
Казахстанский вариант «цветной революции» имеет ряд особенностей, вероятно, вызванных тем, что в нашем обществе уже сформировалось негативное отношение к этому явлению — особенно после украинского майдана 2014 года. Нашу революцию уместнее было бы назвать «бесцветной».
Классическая «цветная революция» нуждается в медийной картинке, утверждающей, что в стране происходит мирный народный протест. Но в отличие от настоящей революции, которая имеет задачу смены общественного строя, ни одна «цветная» не способна сформулировать настоящую программу преобразований. Реальная её задача заключается в перехвате государственного управления. Поэтому требования приходится буквально импровизировать, исходя из особенностей страны или региона, где затевается протестное движение.
Мы имели возможность убедиться, что люди, собравшиеся к 13.00 на центральной площади Усть-Каменогорска, не смогли выдвинуть сколько-нибудь внятную программу.
Организаторам не удалось днём 5 января собрать внушительную протестную массу для создания картинки мирного митинга. На площади собрались первоначально около 500 человек. Технология Шарпа рекомендует в случае малочисленности митингов занимать более тесное пространство, чтобы визуально толпа казалась больше. Потому протестующие оккупировали закрытый на зиму фонтан, используя его в качестве трибуны.
В полном соответствии с методичкой протестующие использовали флаги и символические звуки. Обычно для протеста выбирается определённый цвет или символ: оранжевый — в ходе украинского майдана в 2004 году, «революция роз» в Грузии, тюльпаны в Кыргызстане. Наши «майданщики», желая привлечь как можно больше людей, использовали Государственный флаг и гимн Республики Казахстан. Самыми популярными кричалками были: «Алға, Қазақстан!» и «Шал, кет!» ("Старик, уходи!"). Последнюю активно применяли до 2019 года, пока страну возглавлял Нурсултан Назарбаев.
Протестующие активно использовали национальную символику
Пока на площади работало большое количество журналистов, организаторы обеспечивали порядок среди протестующих. Специальные люди дирижировали толпой, останавливая радикалов. Участники митинга слушались их беспрекословно.
Предположительно "бригадиры", дирижировали толпой, их слушали беспрекословно
Одним из атрибутов «цветной революции» являются так называемые «девушки в белом». Хрупкие девушки, поддерживающие протест, вызывают инстинктивное желание их защищать. Подобные фигуры также имелись в ходе усть-каменогорских протестов. Несколько женщин стояли в стороне от митингующих и громко стыдили силовиков. Мы слышали, как они уверяли правоохранителей, что в Алматы полиция уже перешла на сторону восставших. Как теперь известно, в это самое время полицейские и военнослужащие Алматы погибали под натиском вооружённых боевиков, так что эта информация была заведомо ложной.
Характерными фигурами мирного протеста, которые нуждаются в защите, также являются инвалиды. Мы заметили минимум двух человек с белыми тростями слепых.
Одним из методов «цветной революции», попавшим на наше видео, была акция «Бей и беги!». Она заключается в том, чтобы агрессией спровоцировать силовиков на ответ, под который попадают невинные люди. Провокаторы кидали в полицейских мешки с мусором, большие комки заледеневшего снега и обращались в бегство.
По технологии Шарпа, жертвы среди участников мирного протеста призваны вызывать народный гнев и побуждать население присоединяться к «революционерам». Утром наш корреспондент побеседовал на площади с молодым человеком, который выразил готовность стать «сакральной жертвой»:
— Пусть стреляют, казнят! Мне в этой жизни терять нечего.
Что касается организации митинга. Кроме тех, кто открыто руководил протестующими, в толпе четко выделялись люди в ярко красных куртках, которые относительно равномерно были распределены среди митингующих. Внешне активного участия в протестной акции они не принимали. Но позже, по словам очевидца, именно такой человек "в красном" руководил группами, атакующих акимат.
Кроме того мы заметили мужчину, который пришёл задолго до его начала. При себе он имел сумку с оборудованием. Как выяснилось позднее, для связи в условиях блокировки интернета и мобильной связи мятежниками использовались рации. Вероятнее всего, молодой человек являлся одним из координаторов акции. Такие персонажи в активной фазе беспорядков в погромах не участвуют. Они руководят действиями «массовки».
Предположительно "координатор". Молодой человек, отличающийся от основной массы митингующих. Одет по городскому, с техникой в руках
Кстати, массовка формировалась главным образом из жителей районов. Слышно было, как её участники выясняли план действий, когда толпа двинулась по улицам: «Тарбагатай, қайда?», «Катон, қайда?». Организованное по окончании рабочего дня шествие было призвано привлечь к акции максимальное количество горожан. Этой цели организаторы акции в какой-то степени добились, к бесчинствам присоединилось некоторое количество местной молодёжи.
Кроме того, стоит отметить, что к штурму акимата протестующие начали готовиться ещё днём, когда на площади происходил "мирный" митинг. Заранее стаскивались в определённые точки «метательные снаряды»: обломки кирпичей и тротуарной плитки. Позже мужчина с бензопилой повалил деревья на улице Горького, устраивая из них баррикаду и заготавливая дубинки для бойцов. Ночью этими запасами воспользовались организованные группы штурмующих, действовавшие под руководством командиров с рациями, одетых в яркие куртки.
И ещё. Перед началом митинга 5 января в окрестностях площади, центрального рынка и библиотеки имени А. С. Пушкина горожане заметили молодых мужчин, одетых почти одинаково (в тёмные куртки с капюшонами), с характерными бородками, без усов и с южным загаром. Многие из этих людей не понимали казахского языка.
P. S. На этот раз попытка переворота в стране не прошла. Усть-Каменогорск стал одним из немногих городов Казахстана, где террористам не удалось достичь даже временного успеха.
— Все эти события эксперты оценивают по старым лекалам, — комментирует госсекретарь РК, специалист по антитеррору Ерлан Карин. — Кто-то сравнивает с "цветными революциями", с "бархатными революциями". Но в отношении Казахстана, я думаю, что они были бы малоэффективными. Обстоятельства в нашей стране другие, и позиция власти достаточно устойчива, и ряд других моментов - они не позволили бы реализовать классические варианты "цветных революций".
Сегодня трудно сказать, кто должен был извлечь выгоду из дестабилизации Казахстана. В этом будет разбираться следствие. Пока очевидно одно: под видом массовых протестов некие силы пытались осуществить перехват государственной власти. Мы надеемся, что этот анализ позволит нашим гражданам отличить «цветную революцию» в том случае, если эта технология будет задействована когда-либо ещё.
Ирина Плотникова
Использование данной новости (текста, фото, видео) ЗАПРЕЩЕНО!