Включите JavaScript в настройках браузера.
Выберите режим
9 апреля 2022
Сейчас читают:

Родители детей-инвалидов в Усть-Каменогорске лишены возможности выбрать условия реабилитации

Родители детей-инвалидов в Усть-Каменогорске лишены возможности выбрать условия реабилитации
Победивший в конкурсе центр в рамках основного соглашения должен был начать оказывать реабилитационные услуги с 3 февраля, но, по версии родителей, придя 7 февраля, они обнаружили, что в здании идет ремонт, помещения частично пустуют, территория завалена
Фото кадры из видео

На сегодняшний день в областном центре сложилась крайне непростая ситуация в сфере оказания специальных социальных услуг (ССУ) детям-инвалидам. Единственный механизм по их приобретению — это государственные закупки. Проводятся они уже много лет в виде закрытого конкурса. В результате на выходе получатель услуг имеет "кота в мешке", ведь он даже не может ознакомиться с условиями, на основании которых конкурс выигрывает то или иное учреждение.

Шоковая ситуация

Специальные социальные услуги для детей-инвалидов в Казахстане включают реабилитационные, лечебные, образовательные, культурные мероприятия, так же как и весь комплекс условий, чтобы эти мероприятия проводить: оборудованные помещения, питание, помощь специалистов и так далее. Оказание таких услуг возложено в нашей стране на так называемые реабилитационные центры полустационарного типа или попросту медико-социальные учреждения, в которых размещается государственный заказ, чтобы ребята могли бесплатно проходить реабилитацию и социализироваться. В этом случае с ними должны работать специально обученные профессионалы, вооруженные всеми необходимыми методиками и технологиями.

Уже несколько лет в Усть-Каменогорске проводится конкурс, согласно результатам которого распределяется государственный социальный заказ. В текущем году, как и в течение двух лет до этого, конкурс выиграл реабилитационный центр ОО "Общество инвалидов "Мархабат.kz".

— В декабре 2021 года акиматом Усть-Каменогорска был утвержден список из 67 детей-инвалидов, нуждающихся в получении специальных социальных услуг через НПО в условиях полустационара, — сообщила руководитель управления координации занятости и социальных программ Альмира Мусинова. — В рамках предусмотренных средств, выделенных на размещение государственного социального заказа, 25 детей были обеспечены ССУ по основному договору, кроме того, 9 февраля с поставщиком было заключено дополнительное соглашение в целях охвата оставшихся 42–х детей за счет сформировавшейся экономии.

Победивший в конкурсе центр в рамках основного соглашения должен был начать оказывать реабилитационные услуги с 3 февраля, но, по версии родителей, придя 7 февраля, они обнаружили, что в здании идет ремонт, помещения частично пустуют, территория завалена строительным мусором. Все это возмущенные мамы засняли на видео, несмотря на отчаянные протесты сотрудников, находящихся в здании.

— Мы обнаружили, что в центре нет бассейна, в спальных помещениях отсутствуют кровати, не оборудован туалет, — озвучивает свою версию событий одна из посетительниц. — Нас предупредили, что горячее питание для ребят будет один раз в день, а пищу на завтрак, ужин и полдник нужно приносить из дома и оставлять в шкафчиках. Ребенок в центре должен находиться полный день. О каком соблюдении СанПИНов в этом случае может идти речь?

Через некоторое время ремонт завершился, но претензии к работе центра остались.

По версии родителей, с группой детей должны работать несколько специалистов — педагоги, дефектологи и так далее. В центре "Мархабат.kz" в группе один педагог и несколько помощников, которые были набраны из неработающих мам этих же детей. Вполне логично, что услугополучатели засомневались в том, что эти женщины в состоянии провести эффективную реабилитацию ребенка, поскольку специального образования у них нет.

— У нас средств достаточно, и мы решили, что будем получать эти услуги платно в другом центре, где с ребенком будут заниматься дипломированные специалисты. А как выходить из положения родителям, у которых на платную реабилитацию просто нет денег, ума не приложу, — заявила одна из мам Маржан.

Альтернатива отсутствует

Как же получилось, что дети, которым государство обещало помощь и содействие в борьбе с недугом, получают эту помощь по принципу дареного коня, которому, как известно, в зубы не смотрят?

— На сегодняшний день единственным механизмом по приобретению специальных социальных услуг в рамках государственного социального заказа является проведение государственных закупок, — поясняет Альмира Мусинова. — По этой причине каждый год у получателей услуг меняется услугодатель, что влияет на психоэмоциональное состояние лиц с инвалидностью. Постоянная сменяемость услугодателей неэффективна. Учитывая данную ситуацию, в целях беспрерывного обеспечения и качественного предоставления услуг нами было направлено предложение в Министерство труда и социальной защиты населения РК по вопросу совершенствования Портала социальных услуг по части возмещения затрат поставщикам, оказывающим специальные социальные услуги в рамках государственного социального заказа. В настоящее время данное предложение находится на стадии рассмотрения.

Сами родители, напротив, считают, что корень проблемы в том, что конкурс на оказание специальных социальных услуг уже несколько лет выигрывает одно и то же учреждение, а сами торги проходят в закрытом формате, что, возможно, сопряжено с нарушениями в процессе их проведения.

"Конкурс проводится методом сомнительной процедуры сбора ценовых предложений, — гласит обращение, отправленное родительской инициативной группой в различные инстанции. — Мы неоднократно адресовали местному исполнительному органу просьбы о проведении открытого конкурса. На протяжении трех лет все конкурсы на оказание всех видов ССУ выигрывает одна компания, искусственно занижая цену ниже 50 процентов. Искусственное занижение цены автоматически ведет к низкому качеству оказания услуг. Таким образом, экономия на детях-инвалидах негативно сказывается на качестве их реабилитации и к тому же противоречит принципу эффективного расходования бюджетных средств, направленных на снижение инвалидизации среди детей".

Также родители считают, что при проведении конкурсов в закрытом формате нарушаются конституционные права ребенка, а именно: не учитывается реальная потребность в ССУ, искусственно занижается количество нуждающихся в социальных услугах, не учитывается естественный прирост детей-инвалидов в течение года. В связи с этим не выделяются бюджетные средства в достаточном объеме. А сама конкурсная процедура устроена так, что у родителей нет права выбора учреждения и услуг должного качества для реабилитации их детей, поэтому они вынуждены обращаться в тот центр, который выиграл конкурс, вне зависимости от качества услуг, либо вовсе отказаться от государственной социальной поддержки.

Последний призыв о помощи от родителей ребят с особыми потребностями отправился прямиком в Антикоррупционную службу региона.

"Согласно статье 181 Уголовно-процессуального кодекса РК, при отсутствии достаточных данных, указывающих на признаки уголовного правонарушения, заявления и сообщения, требующие проведения ревизий и проверок, в течение трех суток направляются для рассмотрения в уполномоченный государственный орган, — ответил заместитель руководителя регионального департамента по противодействию коррупции Адильхан Сабуров. — Таким образом, указанное обращение перенаправлено в департамент внутреннего государственного аудита по ВКО. После получения результатов проверок будет принято процессуальное решение".

Проверка в отношении ОО "Общество инвалидов "Мархабат.kz" продолжается по сей день и почти полностью захватит первую декаду апреля.

Хотим быть услышанными!

Мамы и папы ребятишек, пользующихся услугами реабилитации, убеждены в том, что они давно созрели для обстоятельного диалога с властью и вполне в состоянии предложить конструктивные решения для повышения качества и эффективности этих услуг.

Основным препятствием для этого, по мнению родителей, является недостаточная информированность обо всем спектре льгот, положенных их детям по закону.

— Оформляя справку об инвалидности ребенка, родитель не получает больше никакой информации из государственных органов, — рассказывает Маржан. — Большинство законных представителей думают, что имеют право только на получение ежемесячного пособия по инвалидности, не зная, зачем дается выписка из социальной части ИПР и на какой пакет льгот они могут претендовать.

У инициативной группы по этому пункту есть конструктивное предложение: улучшить работу по информированию законных представителей через государственные сайты, где должен быть открыт специальный раздел, посвященный этой информации. А также при выдаче справок в МСЭК нужно снабжать родителей памятками со всеми необходимыми данными о правах ребенка-инвалида, контактах учреждений, куда следует обращаться за той или иной помощью и где можно получить реабилитационные услуги.

Вторая существенная проблема — отсутствие права выбора учреждения для бесплатной или льготной реабилитации.

— Наши дети — с особыми образовательными потребностями, — подчеркивает Маржан. — Правильный выбор развивающего центра — это основа для улучшения их состояния. Большинство из нас, родителей, потратили много времени, чтобы подобрать именно такое учреждение. Но после проведения конкурса по госзаказу нам предлагается бесплатная реабилитация в другом центре, порой не с самой хорошей репутацией в городе. Перевод ребенка-инвалида в новый центр, к незнакомым специалистам — это в первую очередь стресс для него. Нашим детям очень сложно адаптироваться к новым условиям, привыкнуть к новым людям. Кроме того, мы часто не без причин сомневаемся в должном качестве оказания услуг в новом учреждении.

Здесь, считают родители, неплохо бы ввести систему подушевого финансирования, чтобы государственное вспомоществование двигалось за ребенком и перечислялось в тот центр, который выберут сами услугополучатели.

С широко открытыми глазами

Но пока суд да дело, самым больным вопросом для родителей особенных ребят по-прежнему является закрытый формат конкурсов на оказание ССУ.

— О результатах конкурса мы все узнали обиняками, — сетует Маржан. — Нигде не было никакой официальной информации. А мы все считаем, что он должен проводиться открыто, чтобы родители могли ознакомиться с программами претендентов, протоколом проведения, критериями отбора, а также в открытом доступе должны быть списки детей, получивших льготы.

В этом их поддерживают руководители других реабилитационных центров, чьи пакеты предложений в ходе конкурса были отклонены без объяснения причин.

— Мы не понимаем, почему в конкурсе побеждает тот, у кого меньшая цена, а не тот, у кого лучше условия, — недоумевает руководитель реабилитационного центра "Страна чудес" Лилия Мамбурова. — Это категорически плохо для самих детей, потому что качество услуг неизбежно будет страдать. Я уже несколько раз просила руководство управления соцзащиты, чтобы конкурс проводился открыто. Вопросы отпадут и у родителей, и у организаций. Все будет прозрачно, потому что на открытом конкурсе прикладывается вся документация о деятельности предприятия — о каждом специалисте говорит его портфолио, начиная от диплома и заканчивая трудовым стажем. А когда во главе угла только ценовое предложение, там ничего этого не нужно, там играет роль только низкая цена.

Совместные усилия родителей особых ребят и предпринимателей, желающих предоставлять им услуги реабилитации в рамках государственного заказа, похоже, возымели действие. В начале марта управление координации занятости и социальных программ ВКО объявило о проведении открытого конкурса на оказание ССУ детям-инвалидам. Результаты озвучат уже на днях. Правда, по условиям конкурса бесплатные услуги получат не все ребята, которые в них нуждаются. Но возможно, это начинание изменит отношение к проблеме оказания бесплатных социальных услуг в регионе. Мы будем следить за дальнейшим развитием событий.

Мира Круль

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней