Включите JavaScript в настройках браузера.
Выберите режим
12 февраля 2022
Сейчас читают:

Про танцующих пони, чёрных ниндзя и бессмертную классику

Про танцующих пони, чёрных ниндзя и бессмертную классику
Тренер по шахматам из Усть-Каменогорска Ермек Тютенов
Фото из архива Ермека Тютенова

Многие привыкли считать шахматы слишком серьезной или даже устаревшей и скучной игрой. Но в действительности шахматный спорт таит в себе целый мир — увлекательный, познавательный и прививающий самые полезные жизненные навыки. Тренер по шахматам из Усть-Каменогорска Ермек Тютенов превращает свои уроки в настоящие режиссерские постановки. Он убежден, что шахматы — это сплав науки, искусства и спорта. Так ли это на самом деле, выяснял корреспондент YK-news.kz.

Здравствуйте, я ваш учитель

Десять лет назад 36-летний житель областного центра Ермек Тютенов неожиданно для себя пришел в преподавательскую деятельность. Причем направленностью педагогического дела стало давнее любимое занятие горожанина, а именно — игра в шахматы.

— Когда мне было пять лет, старшие братья и сестры научили меня играть в шахматы, — вспоминает мужчина. — Тогда шахматные фигуры представлялись мне куклами — солдатиками. Мне было интересно с ними играть, и так в порядке развлечения я постепенно овладевал тонкостями самой игры. Позже, в школьные годы я ходил на занятия по шахматному спорту во Дворец пионеров, Дом школьников. Через определенное время даже получил звание КМС.

И возможно, детское увлечение так бы и осталось лишь хобби в жизни Ермека, если бы знакомые не предложили ему попробовать свои силы уже в качестве наставника.

— В 2012 году меня пригласили на место тренера по шахматам в ДЮСШ по национальным и неолимпийским видам спорта акимата города Усть-Каменогорска, — рассказывает Ермек. — И хотя у меня не было ни специального образования, ни особого профессионального опыта в сфере преподавания, я все-таки решил попробовать работать с детьми. Стал обучать их игре в шахматы. А буквально через два месяца состоялся областной турнир по шахматному спорту в Семее. И мои ученики тогда смогли завоевать призовые места — золотые, серебряные, бронзовые медали. Стали лучшими по области. Тогда я понял, что преподавание — это мое призвание. То, что я могу дать обществу.

Чтобы продолжить работать тренером, Ермеку необходимо было иметь статус спортивного педагога. Не раздумывая, мужчина поступил в вуз. Получив надлежащий диплом учителя, Ермек стал вести профессиональную тренерскую деятельность.

— Проводил занятия в секциях по шахматам в библиотеке имени А. С. Пушкина, казахско-турецком лицее, Назарбаев интеллектуальной школе. Сейчас уже на постоянной основе работаю в ДЮСШ и преподаю в творческой школе "Горный ручей", — уточняет собеседник.

Готовы ко всему

Ермек отмечает, что в последнее время в ВКО шахматный спорт обретает все большую популярность.

— Мне приятно узнавать, что появляются новые шахматные классы, кружки. Это действительно полезное занятие, — считает учитель. — Кстати, часто родители приводят в секцию шахмат детей, которые серьезно занимаются командными видами спорта (баскетбол, футбол), чтобы развить в них определенные лидерские качества. Например, один из моих учеников — хоккеист. Его папа объяснил, что сына назначили капитаном команды. Поэтому он хочет, чтобы через игру в шахматы у мальчика проявились нужные капитану организаторские способности.

Возраст учеников Ермека Тютенова очень разный — от четырех – семи и до 18 лет.

Тренер отмечает, что все больше приходят заниматься и взрослые люди, родители учеников, которые тоже постепенно втягиваются в процесс обучения и хотят овладеть наукой игры в шахматы за компанию с детьми.

Учитель убежден, что возраст, склад ума (математический или гуманитарный), пол, физические данные не имеют никакого значения при обучении игре в шахматы. Если есть заинтересованность, погружение в игру, то практически любой человек может добиться успеха.

— Не так давно у нас проходил турнир, в котором участвовали взрослые и дети, — продолжает Ермек. — Играли взрослые мужчины, любители шахмат, с моими учениками. И я вам хочу сказать, что борьба была достойная. У одной пары партия была сыграна вничью, остальные партии выиграли школьники.

По словам преподавателя, для маленьких детей игра в шахматы является хорошим подспорьем в подготовке в школе.

— Игра в шахматы как нельзя лучше развивает способности человека к программированию, математике, логике, — перечис­ляет педагог. — Эта интеллектуальная игра — сплав науки, искусства и спорта. Причем альтернативы такому виду спорта нет. Здесь своя философия, психология, военная стратегия.

Еще одна особенность шахмат, по мнению Ермека, это развитие интереса к литературе.

— Атака, контратака, контроль над полями, королевский фланг, рокировка, коневые маршруты — это все взрослые слова. Однако дети-шахматисты говорят на этом шахматном, военном языке легко и свободно, — констатирует учитель. — У них обогащается словарный запас. Изучая литературу в школе, такие дети быстрее адаптируются к языку классики, легче вникают в смысл произведений. А это автоматически пятерки по предмету. После десяти лет практики могу смело сказать, что почти все шахматисты — отличники в школе.

Фигуры превращаются...

Многие согласятся, что для того, чтобы заинтересовать маленького ребенка, нужна изобретательность. И Ермеку с успехом удается подключать фантазию в процессе работы с учениками.

— В юности я увлекался поэзией, русской литературой, музыкой. Даже в свое время основал в нашем городе клуб для творческой молодежи. И к тому моменту, как я начал тренировать детей, у меня уже был определенный сценический опыт. Поэтому, чтобы привлечь внимание своих учеников, уроки я начинаю как своеобразную лекцию-концерт, — с улыбкой объясняет Ермек. — Например, мы разговариваем с детьми про мультфильм "Кунг-фу Панда". Я говорю своим ученикам, что Панда на самом деле известный шахматист. Поясняю, что он черно-белый, как шахматные фигуры. Тогда дети моментально включаются в беседу. Веселый медвежонок до сих пор является моим помощником в преподавательской деятельности. Кстати, не секрет, что дети часто дают прозвища своим учителям. Меня называют Учитель-Панда.

Ермек подчеркивает, что в общении с детьми нужно уметь говорить на их языке — языке детства.

— Если я скажу "комбинационно-тактические мотивы", ребенок ничего не поймет. Ему захочется плакать или спать. Важно показать ученикам красоту шахмат, — делится секретом преподавания тренер.

И вот на поле встают в строй не просто белые фигуры, а самураи в белом кимоно. Черные фигуры — это ниндзя. Доска превращается в индийские джунгли, где идет битва воинов. Причем ребенку предоставляется полная свобода выбора. Хочешь — "руби" противника, хочешь — защищай своих. А может, и вовсе придется пожерт­вовать более сильной фигурой ради основной цели, идеи игры. То есть косвенно происходит знакомство с такими понятиями, как приоритет и планирование. А уроки строятся в творческом ключе. И это всегда неожиданно и интересно.

— Когда преподносишь шахматы таким образом, дети сразу концентрируются, — добавляет учитель. — С девочками я часто цитирую мультфильм "Понивилль". Да, я специально смотрю этот мультик про пони. И другие новые мультфильмы, которые в моде сейчас, чтобы быть на одной волне с детьми. У нас  на поле скачут лошадки. Многие девочки занимаются танцами, и я объясняю им: "Вот пони в конюшне, они готовятся выйти на сцену, пляшут. А что главное для выступления? Быть в центре, на виду. Давай, стремись вывести своих коняшек к центру сцены-доски".

Ермек признается, что удивительная способность детей к ассоциативной связи приносит ему особенное удовольствие от преподавания.

— Дети всегда оживляют, одушевляют фигуры, — объясняет учитель. — То есть у Коня из-под копыт действительно летят искры, у Слона действительно есть хобот, и он им пользуется во время боя, а у Короля на самом деле на голове корона. Для кого-то фигуры — это "звездные войны": поле — это космос, где летают звездолеты не просто по горизонтали и вертикали, а по космическим трассам. Я наблюдаю работу математических ресурсов и ресурсов воображения ребенка. И меня всегда при этом переполняет гордость.

Король не умирает

Стоит отметить, что  само слово "шахматы" происходит от персидских слов "шах" — король и "мат" — смерть, а вместе — "смерть короля". Главная цель игры в шахматы — создать для Короля безвыходное положение. При этом фигуру Короля не "рубят", а лишь подводят к угрожающей ситуации.

— В этом просматривается тонкая культура и этика игры, — обращает внимание тренер. — Король — уважаемая персона. Его нельзя просто "съесть" и убрать с поля. А вот поставить в безнадежную ситуацию — верх искусства. В этом случае шахматист кладет Короля на доску в лежачем положении и признает свое поражение.

К слову, на занятиях Ермек Тютенов уделяет много внимания тому, чтобы научить детей проигрывать и держать удар.

— В настоящее время я все чаще замечаю, что родители порой излишне изнеживают детей, создают им тепличные условия, — считает тренер. — Дети оказываются не готовыми к невзгодам, неудачам. А достойно принимать не самые благоприятные обстоятельства — это тоже один из самых важных навыков для жизни.

С точки зрения тренера, игра в шахматы учит человека сдержанности, терпению, дисциплине, умственному труду.

— Одна шахматная партия на турнире может длиться от трех до шести часов. А турнир может состоять из девяти партий, разделенных на несколько дней, — подчеркивает Ермек. — Поэтому я уверен, что дети, которые справляются с такой нагрузкой, в будущем будут способны на многие вещи. Они уже выйдут в мир выносливыми, организованными, с развитыми навыками стратегического мышления. И когда я вижу, что у моего ученика получается приблизиться к этому уже взрослому уровню мировоззрения, то понимаю, что делаю свое дело не зря. Шахматы — это классика. Мы сейчас живем в интересное время. Но хочется, чтобы в мире интернета, социальных сетей, виртуальной жизни было место чему-то настоящему, качественному, искреннему и безусловно полезному.

Лилия Дроздова

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней