Включите JavaScript в настройках браузера.
1 декабря 2021
Сейчас читают:

Почему ювелиры называют свою работу грязной?

Лучшие друзья девушек — это бриллианты. А лучшие друзья бриллиантов — ювелиры. Именно в их руках драгоценные камни и металлы обретают изысканные формы, благородный блеск и изящество. За 11 лет работы мастер ювелирного дела из Усть-Каменогорска Олег Анохин переработал более десяти килограммов золота. И не намерен останавливаться на достигнутом.

Олег Анохин начал работать рано. Едва окончив школу в 2010 году, 19-летний юноша решил, что труд важнее учебы.

— После выпускного почти сразу приступил к поискам работы, — начинает свой рассказ Олег. — Работал мастером по ремонту компьютеров, грузчиком, даже закройщиком в швейной мастерской. Параллельно поступил в колледж экономики и финансов на маркетолога, но мне не понравилось. И через два месяца я бросил учебу. А потом случайно наткнулся на объявление о наборе помощников в ювелирную мастерскую. Решил попробовать.

Молодой мужчина признался, что поначалу постигать ювелирное искусство оказалось совсем непросто.

— В мастерской особо не учат, — объясняет мой собеседник. — Все ювелиры работают на себя, и времени отвлекаться на обучение нового человека не так много. В общем, либо сможешь работать, либо нет. Поэтому все приходилось узнавать на ходу. Что-то подсмотришь, что-то спросишь — так и формировался опыт. В работе ювелира самое главное — практический навык. Никакая теория не даст тех знаний, которые ты получаешь в процессе изготовления той или иной вещи. Если честно, не раз было желание уйти с этой работы. Но благодаря коллегам я остался и рад этому.

В первое время, чтобы оценить навыки подмастерья, начинающему ювелиру предлагают работу с бруском серебра, из которого необходимо сделать обручальное кольцо.

— На самом деле, на этом этапе мастер только учится делать заготовки под изделия, — с улыбкой говорит Олег. — Помню, в первые дни, когда пришел в мастерскую, был поражен количеством колец, которые лежали у мастеров на столах. Думал тогда: «Ничего себе! Это что за люди такие? С такой производительностью! Куда мне до них, я ведь даже рисовать не умею...» Хотя это были просто отлитые заготовки, которые не требуют особого творческого труда, но я тогда об этом еще не знал.

По мнению Олега, профессия ювелира учит прежде всего усидчивости.

— Если раньше я не отличался выдержкой, то со временем научился сосредотачиваться, — добавляет мастер. — Ну и усердие, конечно. Ювелирное дело точно не для ленивых. Кстати, терпение также нужно и при работе с людьми, потому что порой бывают очень привередливые заказчики. Как показывает практика, обычно это мужчины, которые не уверены в своем выборе при заказе изделия. С женщинами в этом плане проще. Они почти всегда знают, чего хотят.

Золото, а не человек!

Позже трудолюбивому Олегу стали доверять и более сложные заказы. Молодой мастер брался за любое поручение.

— Самая первая полноценная вещь, которую я изготовил... до сих пор лежит на витрине салона, где я ее и смастерил, — смеется Олег. — Видимо, настолько уникальное изделие, что за десять лет не нашло себе покупателя. Хотя как мастер я справился с работой. Это серебряное кольцо с золотыми накладками и квадратной площадкой, в центре которой зеленый камень, окруженный более мелкими камешками. Оно стало первой вещью, с которой я и помучился, и остался доволен. Иногда я прихожу к своим коллегам в гости и любуюсь, как оно блестит под стеклом.

На сегодняшний день, проработав более десяти лет на производстве ювелирных изделий, Олег мог бы позволить себе отсеивать некоторые заказы. Но ответственный мужчина никогда не отказывается от работы, будь то изготовление какого-то сложного украшения, ремонт или просто чистка металла.

— Чаще всего выполняю заказы по образцам — эскизам клиентов, — продолжает Олег. — В основном я работаю с украшениями из золота и серебра: кольца, серьги, браслеты, колье и тому подобное. Но и ложки доводилось мастерить. Хотя декоративные вещи мне нравятся больше. Работы всегда много. Обращаются люди не только из нашего города. Есть клиенты из Семея, Риддера. В неделю выходит до трех заказов на изготовление. Срок выполнения зависит от сложности, но в целом от 10 до 14 дней.

Для работы Олегу нужны штангенциркуль (прибор для измерения диаметра и толщины заготовок), штихель для закрепления камней и нанесения гравировки, бормашина, напильник, микроскоп… и вдохновение.

— Самая интересная работа, это когда нравится конечный результат, — делится ювелир. — Ты видишь на эскизе, что должно получиться в итоге, и возникает желание сделать все идеально. Ремонт или плетение цепей не столь увлекательно, а вот какой-нибудь необычный заказ — это как вызов самому себе: справлюсь или нет? Тогда приходит вдохновение и работаешь уже с большим удовольствием. Например, недавно мне довелось изготовить сразу четыре кольца с бриллиантами. По сути обычное кольцо, но украшенное большим камнем — диаметром шесть миллиметров. Когда мужчина забрал кольцо и вручил своей избраннице, то потом люди из их окружения по очереди обращались ко мне, чтобы я сделал им такие же кольца.

Своим личным рекордом Олег считает работу с крупной партией золота, когда за шесть дней мастеру пришлось обработать почти 200 граммов драгоценного металла. А за все годы в ювелирном деле через руки Олега прошло около десяти килограммов золота.

Из минусов в своей работе ювелир отмечает отрицательное влияние на зрение и риск вдыхания пыли металлов.

— При стачивании изделия в воздух выбрасываются мелкие частицы, а золото и серебро относятся к тяжелым металлам, которые не выводятся из организма, — поясняет мужчина. — По этой причине два года назад я переболел воспалением легких. Кроме этого, работа ювелира, на самом деле, довольно грязное занятие. При обработке металла все, что находится вокруг мастера, неизбежно покрывается слоем металлической пыли и пачкается. Еще есть не самый приятный момент — это использование кислот и щелочей. Они нужны для чистки и полировки изделий.

Олег уточнил, что сейчас ювелиры в основном используют максимально безобидную лимонную кислоту, но и ее пары могут негативно сказаться на самочувствии.

Бриллиант бриллианту рознь

Каждая профессия накладывает отпечаток, и Олег признался, что у ювелиров тоже есть профессиональные привычки.

— Бывает, еду в автобусе. Стоит девушка, а у нее серьги какие-то необычные. Мне сразу становится интересно, и я внимательно разглядываю, — смеется Олег.

Между прочим, опыт ювелира-универсала позволяет Олегу практически с первого взгляда отличить настоящий бриллиант от подделки. Незаметные глазу простого человека отличия очевидны для мастера.

— В последнее время появилось очень много искусственных камней — муассанитов, — объясняет мужчина. — Они практически идентичны бриллиантам, но стоят намного дешевле. Хотя даже такая характеристика, как твердость, у муассанита всего на одну единицу ниже, чем у самородка. В этом случае подлинность бриллианта может определить только специальная экспертиза. Еще в качестве декора сейчас часто используются кристаллы — фианиты. Они бывают самых разных форм и цветов и не намного повышают стоимость конечного изделия, что, конечно, выгодно для заказчика.

Качество драгоценного металла, по словам мастера, можно определить, обратив внимание на цвет. Например, советское золото более красное, современное золото (обычно, турецкое) имеет больше розовых оттенков. Но бывают и исключения. Например, белое золото в последнее время изготавливают не из палладия, а из другого сплава металлов.

Отдельной характеристикой качества металла является всем известная проба (ювелиры называют пробу клеймом). Когда ювелир заканчивает работу, то изделие, прежде чем перейти к покупателю, проходит опробирование: проверку в специальной лаборатории — пробирной палате. Эксперты тщательно изучают характеристики изделия и при положительной оценке ставят соответствующую пробу — те самые три цифры, оттиск которых мы привыкли видеть на украшениях (375, 583, 585, 750). Чем выше число пробы, тем чище металл.

— В идеале на один грамм золота приходится 99,99 единицы чистого металла, — уточняет Олег. — В изделии 585 пробы на один грамм золота приходится 585 единиц чистого металла. Остальной сплав (лигатура) обычно содержит медь и примеси серебра. Золото наивысшего качества носит пробу 999,9. Но с таким сырьем ювелиры, как правило, не работают, потому что металл подобного качества слишком мягкий. Это зачастую инвестиционное золото, которое хранится в банках в виде слитков. У серебра, в свою очередь, единая проба, 925-я. Именно оно используется в большинстве серебряных изделий. Металл с пробой 999 тоже бывает, применяется в работе, но не так часто.

На будущее Олег поставил для себя новые цели — придумать эскиз украшения с подвижными деталями. Такая работа — новый уровень для мастера ювелирного дела.

— Я бы хотел изготовить украшение, например, с шестеренками, — говорит ювелир. — Мне нравится, как выглядит кольцо с черепашкой, у которой шевелятся лапки. Или кольцо в виде сердца, внутри которого еще одно маленькое сердечко, и вся эта конструкция, скажем так, находится внутри прозрачного купола. Звучит громоздко, хотя на самом деле вещь довольно изящная, и все эти детали очень необычно там внутри плавают, как живые. Ну и хотелось бы научиться делать более сложные гравировки.

Несколько лет назад Олег Анохин открыл собственное дело, которое вынуждало время от времени брать заказы на дом. А в этом году мастер решил расширяться.

— Сейчас я готовлю к открытию свою новую мастерскую, в которой заканчивается ремонт, скоро буду перевозить станки, — делится ювелир. — Уже хочется поскорее приступить к работе на новом месте. Тем более что дома супруга и маленькая дочка, и я бы не хотел им доставлять неудобства. Позже, возможно, буду расширять штат, потому что помощники всегда нужны, да и веселее работается, когда есть компания.

Лилия Дроздова

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней