Почему вопросами школьного образования в Казахстане занимаются частники?
Некоторые выпускники 11 класса сетуют, что на ЕНТ им не попалось ни одного вопроса из пробных тестирований, которые они проходили за деньги. Аттестация части педагогов Усть-Каменогорска в 2022 году оказалась под угрозой из-за технических проблем. Содержание школьных учебников "обновлённого содержания" критикуют за отсутствие системы и методическую беспомощность. Что общего между этими на первый взгляд такими разными проблемами? То, что сферы, где они возникли, в Казахстане отданы на откуп частным структурам.
Техническая проблема?
Обратить внимание на эту проблему нас заставила история замечательного учителя, который решил уйти из школы. После 24 лет у доски в одной из лучших гимназий Усть-Каменогорска. После десятков ученических побед в олимпиадах разного уровня. После личных успехов в профессиональных конкурсах. После аттестации 2022 года, когда наш собеседник обнулил свою квалификационную категорию до нуля. После того, как право оценивать его профессионализм было отдано на откуп частной организации и превратилось в настоящее хождение по мукам.
— Нам уже не доверяют, наши показатели работы — это уже не показатели. А наш профессионализм определяют результаты теста, проводимого кое-как, — с горечью высказала своё мнение учительница, попросившая сохранить её имя в тайне. — После нынешней аттестации с меня хватит! Легче открыть образовательный центр и заниматься частной деятельностью.
Это не первый и, увы, не последний учитель, который решил покинуть школу. Попробуем разобраться, почему в результате аттестации мы теряем классных специалистов, педагогов, любимых детьми и уважаемых родителями.
По действующим правилам аттестации, вначале педагог должен пройти тестирование и только потом может предоставлять портфолио с учебными достижениями учащихся и профессиональными успехами самого педагога. Если же не набрал нужного количества баллов, можно вообще забыть обо всех предшествующих достижениях и лишиться категории.
— На курсах повышения квалификации учителя тоже экзамены сдают, составляют проекты, — комментирует директор гимназии № 38 имени Льва Гумилёва, депутат городского маслихата Инесса Чернышова. — Там уже проверяют уровень наших профессиональных знаний. Вопросы возникают именно к квалтесту. Насколько возможно путём тестирования определить уровень профессионализма учителя? Учитель — это профессия творческая. Он сдаёт тест, не добирает одного балла до высшей категории - и теряет категорию вообще. У меня в школе таких двое. Они теперь просто "педагоги". Конечно, звучит гордо, но это же вопрос оплаты труда. Почему сразу убирается категория до нуля? И почему квалтест значит больше, чем все достижения учителя?
По словам нашей собеседницы, эти вопросы ей как депутату постоянно задают педагоги Усть-Каменогорска. Но МОН РК так и не дал удовлетворительного ответа на запросы по этому поводу. И это не единственная проблема. По мнению учителей, им намеренно затрудняют условиях прохождения аттестации.
— Мы не имеем базы вопросов, по которым будем сдавать квалтест, — констатирует Инесса Чернышова. — Госслужащие и медики тоже сдают тесты. Но они знают, к чему должны готовиться. У госслужащих база - порядка полутора тысяч вопросов, я специально узнавала. Больше всего учителей возмущает, почему от нас скрывают базу. Пусть их будет 10 000, но они хотя бы нас будут ориентировать, на что нам надо обращать внимание в современной педагогике. Дайте нам базу, чтобы мы видели, что задача стоит не подловить нас на незнании, а, наоборот, обучить. Возникает такая мысль: если нам вопросы не показывают, а только предлагают платно проходить пробное тестирование, то, получается, мы просто обеспечиваем финансовое благополучие частной компании?
По мнению нашей собеседницы, такая таинственность выгоднее всего организации, которая обеспечивает процесс — Центру тестирования Ustudy. По информации с официальной страницы Ustudy в Instagram, пробное тестирование педагогов стоит 3063 тенге. Директор школы тестируется дважды: как предметник и как администратор. Соответственно, и платить он должен больше — 5000 тенге. Директора не считают такие расценки справедливыми. Сегодня учитель с большим количеством часов получает куда больше, чем директор.
Впрочем, ознакомиться с предстоящим содержанием квалтеста педагоги имеют возможность. Об этом гласит специальная вкладка "Курс НКТ". Стоит он ни много ни мало 40 000 тенге. Такова цена успешного прохождения профессиональной аттестации?
И это не единственная претензия педагогов ВКО к Ustudy. В апреле по причине технического сбоя были приостановлены квалификационное тестирование учителей и мониторинг в рубежных - 4 и 9 классах. Тестирование учеников, по словам руководителя областного управления образования Сайрангуль Жумадиловой, успешно прошло позднее. А вот с тестированием учителей, необходимым для прохождения профессиональной аттестации, возникли проблемы.
— Хорошо тем, кто успел зарегистрироваться и подать заявку до сбоя, — описывает Инесса Чернышова. — Я три дня подряд пыталась — безрезультатно. С трудом дозвонилась до службы поддержки, мне сказали сделать это после 3 мая. Регистрируюсь третьего, четвёртого, пятого — ничего не получается. Ни один номер не отвечает. Когда же дозвонилась, мне сказали, что тестироваться будет только тот, кто успел зарегистрироваться: "А вы будете в июле!" Но ведь не по нашей вине это случилось. Почему нельзя тестирование продлить? Многих из учителей просто не будет в городе. Отпуск был спланирован заранее, путёвки заказаны.
Однако проходить тестирование посреди законного отпуска педагогам всё равно придётся. Сроки сдачи определены МОН РК. Это апрель, июль и ноябрь. Учителя обязаны аттестоваться до сентября, поскольку в начале учебного года определяется, по какой квалификационной категории они будут получать зарплату. Казус в том, что проблемы с аттестацией нынешнего года возникли по вине частной структуры, которая осуществляет техническое обеспечение тестирования. А расхлёбывать придётся учителям.
Частники в сфере образования
Как ни парадоксально это звучит, но сегодня право решать, соответствует ли педагог своей квалификации, практически отдано в руки частной структуры. Управляющим партнером центров тестирования Ustudy является казахстанский предприниматель Жанат Рахмани. Бизнесмен признавался, что идея организовать проект в сфере образования пришла к нему в 2009 году, когда вступительное тестирование в вуз провалил его младший брат. Одновременно с ним тест не сдали более 16 тысяч абитуриентов. С этим рынком Рахмани и начал работать. Филиалы частного центра Ustudy на сегодня есть практически во всех регионах Казахстана. Выпускники школ проходят пробные тестирования в надежде на то, что сумеют таким образом подготовиться к вопросам, которые ждут их на ЕНТ. Но автору не раз приходилось слышать от абитуриентов жалобы на то, что в реальном ЕНТ были совсем другие задания.
Организатор проекта Ustudy признал, что вопросы они разрабатывают сами.
— Все наши тесты соответствуют стандартам Национального центра тестирования, — заявлял Жанат Рахмани в интервью изданию "Степь" в 2017 году. — Мы не хотели делать просто тесты и быть вторым Национальным центром тестирования. Поэтому начали думать об анализе результатов — таком образовательном мини-аудите. Ведь изначально нашей целью было выявлять пробелы в знаниях.
Та же самая история выходит с вопросами для педагогов. С тех пор как квалтест оказался в руках у Регионального центра Ustudy в ВКО, педагоги также потянулись на пробные тестирования. Раз уж узнать вопросы иным способом у них нет возможности. Многие были крайне разочарованы.
— Я пробно тестировалась дважды, — рассказывает директор одной из районных школ ВКО, аттестовавшийся в прошлом учебном году. — И ни один из вопросов пробного тестирования мне не попался на квалтесте.
То есть платные курсы подготовки и пробные тестирования учителей и учащихся проводятся вовсе не по той базе, по которой идёт реальное тестирование? В таком случае остаётся непонятным, по какой причине государство делает тайну из вопросов для подготовки к экзаменам. Чтобы дать возможность зарабатывать на трудностях экзаменующихся предприимчивым частникам?
Слишком много прав?
К сожалению, тестирование — не единственная сфера образовательного процесса, где политику сегодня диктуют частники. Достаточно вспомнить прозвучавшее в нынешнем учебном году предложение о сокращении на месяц летних каникул в казахстанских школах. Его инициатором стал учредитель школьной сети Binom Айдын Рахимбаев. Кто гарантирует, что инициатива бизнесмена не станет реальностью уже в будущем учебном году?
Тревогу вызывает то, что даже содержание среднего образования и школьных учебников на сегодняшний день разрабатывается не специалистами соответствующего профиля, как это было ранее, не педагогами Национальной академии образования имени Ы. Алтынсарина, а преподавателями сети Назарбаев Интеллектуальных школ (НИШ).
— Содержание образования нам диктует АОО "НИШ", — высказывает свою точку зрения Инесса Чернышова. — Я понимаю, что школы должны быть разные. У каждой должно быть своё направление, чтобы у детей и родителей был выбор – по интересам, по мотивации каждого ребёнка. Наверное, должны быть и такие школы, как НИШ, которые работают по своему направлению, по своей программе — с одарёнными детьми. Но все школы не могут работать по программе одарённых детей. Конечно, образование должно быть современным. Оно не должно повторять то, что было в 70 — 80-е годы прошлого столетия. Но когда мы открываем учебник, там нет системы. Нет горизонтальных межкурсовых связей. Раньше в 9 классе по литературе мы изучали литературу XIX века. На уроках истории в это время изучали события, происходившие в этом веке. Нет понимания времени, эпохи, из которого складывается мировоззрение человека. У меня, как у педагога, возникает такое чувство, что мы сейчас ребёнка просто напихиваем какой-то информацией без формирования отношения, без причинно-следственных связей.
Напомним, что учебники, созданные в НИШ, являются обязательными для всех школ Казахстана, и альтернативы у них нет. Немаловажен и такой аспект: учебники и методики НИШ разрабатываются под руководством специалистов из Великобритании. Это так и называется — Кембриджские технологии. Но допустимо ли, чтобы образовательная политика суверенной страны диктовалась из-за рубежа?
На своём месте
Наше государство часто привлекает бизнес в сферу образования. В Усть-Каменогорске не первый год успешно функционируют детские сады на основе государственно-частного партнёрства. Положительным опытом работы частной структуры в конечном итоге оказался электронный журнал "Кунделик", который критиковали долгое время.
— "Кунделик" — тоже частное предприятие, — комментирует директор гимназии № 38. — Сейчас система более-менее уже отработана. Первый год мы, конечно, боролись. Сейчас в принципе уже вопросов нет. Они нас слышали, реагировали, отписывались, меняли, дополняли. И служба поддержки у них работает безупречно. Они тут же отвечают, консультируют. К этой компании претензий нет.
Получается, что сотрудничество с частником может быть успешным, когда частнику доверено обеспечение технических сторон образовательного процесса или жизнедеятельности школ. В конце концов, именно частные компании обеспечивают сегодня в Усть-Каменогорске питание учащихся и охрану. Но поставщики этих услуг определяются в ходе конкурса. И договор с ними может быть расторгнут при нарушении обязательств поставщиком.
И совсем иное дело, когда частники получают право безальтернативно диктовать государственную политику в таких стратегически важных сферах, как содержание образования или определение профессиональной квалификации педагогов. Невольно закрадывается вопрос: по какому праву? Вопрос, конечно, интересный...
Ирина Плотникова