О том, как медики помогают людям не только выздороветь, но и получить документы, обзавестись кровом и теплой одеждой
Айгерим Фазылова — перспективный медик и после получения образования могла бы работать в Усть-Каменогорске или даже в столице Казахстана. Но Айгерим, получив диплом, поехала работать в село Акжар Тарбагатайского района. Уже шесть лет ее пациенты — люди с открытой формой туберкулеза. О своих трудовых буднях врач-фтизиатр рассказала корреспонденту YK-news.kz.
Айгерим Фазылова родилась в 1991-м. Тарбагатайский район для девушки - родной, ее детство прошло в селе Аксуат.
После школы Айгерим поступила в государственный медицинский университет Семея. Окончила вуз в 2015-м году.
— Для нас, выпускников-медиков, тогда была организована ярмарка вакансий. На нее приехали руководители разных больниц, медицинских центров, — вспоминает Айгерим. — Все они предлагали нам свои варианты трудоустройства. Кто-то из моих однокурсников захотел остаться работать в Семее, кто-то искал варианты в Усть-Каменогорске, а я решила поехать в Тарбагатайский район. Почему? Во-первых, это моя родная земля. А во-вторых, здесь, в селе Акжар, располагается противотуберкулезный диспансер, сейчас он называется Восточно-Казахстанский областной фтизиопульмонологический центр. Здесь я и работаю уже шесть лет.
Согласно диплому, Айгерим — врач общей практики. Но девушка не хотела трудиться в поликлинике, ей хотелось помогать людям в стационаре. В этом случае у нее появлялась возможность лучше познакомиться с пациентами, их историей болезни, особенностями лечения. Поэтому работа в противотуберкулезном диспансере ей была крайне интересна.
— Некоторые знакомые отговаривали. Приводили аргументы, что, мол, пациенты с открытой формой туберкулеза могут быть опасны для моего здоровья, — рассказывает моя собеседница. — Но это был мой личный выбор, и я о нем не жалею.
«Не ищу лёгких путей»
Несмотря на то что Айгерим — уроженка Тарбагатайского района, в селе Акжар у нее не было ни родных, ни знакомых.
— И это было сложно, особенно в первое время, — признается Айгерим. — По программе «С дипломом — в село» мне предоставили жилье, а после нескольких лет работы я получила и финансовую поддержу от государства. Изначально думала, что буду врачом противотуберкулезного диспансера ровно три года после получения диплома. Однако судьба сложилась иначе.
У Айгерим появились друзья, знакомые, которые однажды познакомили ее с молодым парнем — тоже медиком. Он работал фельдшером в «Скорой помощи». Это было в 2015 году. Молодые люди понравились друг другу, начали встречаться.
— Рустам почти сразу сделал мне предложение, но я отказалась, — улыбается Айгерим. — Думала, что в село Акжар я приехала временно и через пару лет уеду. Поначалу мне было тяжело: у пациентов — сложные диагнозы, непростые жизненные обстоятельства, иногда — агрессия, пессимизм. Но я никогда не искала простых и легких путей. И потом как-то незаметно для себя втянулась. Начала замечать в работе много позитивного. А спустя еще два года Рустам снова сделал мне предложение. И на этот раз я согласилась.
В их семье родился сын, сейчас ему три с половиной года.
На высшем уровне
Айгерим Фазылова — ровесница независимости нашей страны. Она слышала от коллег, что в начале становления Казахстана, в 1990-х годах, в больницах не хватало лекарств, оборудования и элементарного ремонта.
— Я не застала эти сложные времена. Когда пришла работать в областной фтизиопульмонологический центр в 2015 году, здесь уже всё было организовано на высшем уровне, — говорит Айгерим. — В нашем отделении во многих палатах есть туалет, душ, телевизор, холодильник. Наша больница хорошо оснащена, а пациенты получают усиленное пятиразовое питание. В рационе у них ежедневно есть мясо, овощи, фрукты. Это одно из обязательных условий для выздоровления пациентов с туберкулезом.
Долгий путь лечения
Айгерим работает только в дневную смену, ночных дежурств у нее нет. Для мамы с маленьким ребенком это несомненный плюс. В выходные или праздничные дни требуется выходить только в случаях, если поступили тяжелые пациенты. Но такое, к счастью, бывает редко.
— В нашем центре болеющие люди находятся долго: курс лечения открытой формы туберкулеза занимает два года и более, — рассказывает молодой специалист. — Далее, если анализы хорошие, а хронические больные сдают их раз в шесть месяцев, пациента выписываем. Такое длительное нахождеие в стационаре психологически тяжело. Многим пациентам не хватает общения, поддержки, и наш персонал выступает не только в качестве медиков, но и в роли психологов.
Айгерим подчеркивает, что для выздоровления нужны не только специальные медикаменты, хорошее питание, но и позитивный психологический настрой. Сложно справиться с болезнью тем, у кого опускаются руки, нет огонька в глазах, нет стимула. И наоборот, если человек мечтает вернуться к родным, хочет увидеть детей, внуков, у него есть какая-то цель — такой пациент быстрее идет на поправку. Организм находит внутренние ресурсы для борьбы с недугом.
— Я говорю пациентам примерно такие слова: «Сейчас вы больны, но нужно настроиться на выздоровление. Нужно принимать препараты, нужно пройти курс лечения и ни в коем случае не падать духом», — объясняет Айгерим. — В своей практике я видела много случаев, когда пациенты, пробыв у нас три - четыре года, получали хорошие результаты анализов и возвращались домой. Их снимали с учета, и потом люди с благодарностью звонили нам в центр, чтобы поделиться новостями: «Живу хорошо, устроился на работу…»
И так бывает
Среди пациентов, которые попадают к Айгерим Фазыловой, встречаются те, кого дома никто не ждет. И самого дома чаще всего в таких случаях тоже нет.
— Мы стараемся помочь и как-то разрешить ситуацию. Если нет документов — подаем на восстановление. Если нет жилья — ищем родственников или определяем человека в центр для содержания людей без определенного места жительства, — рассказывает Айгерим.
Иногда бывает так: человек поступил на лечение летом, а уже пришла зима, но теплых вещей у пациента нет. И привезти их некому. Приходится как-то выкручиваться. И врачи, и медсестры приносят из дома одежду, которой сами уже не пользуются.
— Мне запомнилась девушка, поступившая к нам из Усть-Каменогорска. Она воспитывалась в детском доме, родных у нее не было и, соответственно, вещи ей никто не привозил, — продолжает врач. — Нам было жаль пациентку, тогда я и медсестры стали приносить ей одежду, обувь, косметику. Когда подошло время выписки, у нее не было денег на проезд. Конечно, мы ей помогли — и дали нужную сумму.
Многие переболевшие туберкулезом люди за долгое время их пребывания в областном фтизиопульмонологическом центре становятся словно родными для медперсонала. После выписки врачи и медсестры стараются узнать, как сложилась в дальнейшем жизнь их пациентов.
— Я рада, что работаю в этом медучреждении, — признается Айгерим Фазылова. — Рада, что у меня есть возможность работать со сложными диагнозами, с психологически сложными людьми. Теперь меня уже не обижает, если встречаю агрессию со стороны пациентов. Понимаю, что у них сейчас очень непростой период в жизни. Их нужно поддержать, подбодрить. И я благодарна судьбе, что у меня, как у врача, есть такая возможность.
Ирина Краскова