Включите JavaScript в настройках браузера.
20 марта 2022
Сейчас читают:

Новые инициативы МОН РК могут добить казахстанскую школу?

Система образования в Казахстане находится в глубоком кризисе. Об этом говорят результаты международных исследований знаний и компетенций наших учеников. Министерство образования и науки выдаёт на-гора всё новые идеи по усовершенствованию школы. Очередные нововведения, анонсированные министром образования, мягко говоря, настораживают педагогическую общественность. К чему ведут новые правила аттестации учителей? Кто зайдёт в школу "сбоку"? Какой эффект может вызвать ротация директоров школ, изучал корреспондент YK-news.kz.

Заслуги не в счёт

Если верно, что призвание даётся свыше, то Лариса (имя изменено) точно родилась для того, чтобы стать учителем. В студенческие годы она пугала сокурсников нечеловеческой работоспособностью и фанатичной преданностью профессии. Девушка приходила в библиотеку к открытию и сидела там часами, исписывая тома конспектов. Ещё одним талантом была удивительная способность мгновенно налаживать контакт с самыми трудными подростками, отпетыми хулиганами, которые никого не признают. Диплом у неё был, что называется, краснее не бывает.

Но сегодня, имея за плечами 35-летний стаж работы в системе образования и многочисленные педагогические триумфы, Лариса Владимировна больше не считается специалистом высокой квалификации. Всему виной новые правила аттестации педагогов, вступившие в действие в этом году. К слову, прежние правила были приняты в мае 2020 года. Теперь их снова "усовершенствовали". Согласно этим правилам, от учителя требуется пройти обязательное тестирование: 30 вопросов по педагогике и методике обучения, 30 — по психологии и 70 — по содержанию учебного предмета.

— После 35 лет работы в школе получается так, что историю Казахстана я на сегодняшний момент не знаю, — констатирует Лариса Владимировна. — По педагогике я набрала высший балл. По основам права тоже. Всемирная и история Казахстана — уже нюансы.

Выдёргивают из контекста середину архивного документа и спрашивают, где и при каких обстоятельствах он был написан. По всемирной истории мы должны указать, в какой период жизни какой-то писатель написал произведение. Даётся отрывок произведения, и я должна его опознать. А я не преподаю литературу. Периоды Гражданской войны не совпадают с общепринятой периодизацией. Фактологическая база не совпадает ни с учебником, ни с учебным пособием. Даты по истории Казахстана расходятся.   

Педагоги, столкнувшиеся с вопросами тестирования, жалуются на многочисленные фактические ошибки. Человек, глубоко знающий свой предмет, просто спотыкается о них. Ошибки же при прохождении аттестации по новым правилам обойдутся учителю дорого. Не набрав нужного количества баллов, он автоматически получает категорию ниже. Что и произошло с Ларисой Владимировной.

— У меня высшая категория с 2007 года, — подводит итог учитель. — Сколько аттестаций я с этого времени прошла — всё псу под хвост. А если я пойду повторно и снова не сдам, то вообще лишусь всякой категории. Таковы новые правила.

Национальный квалификационный тест, впрочем, для педагогов уже не новость. Новшеством стало обязательное написание учителем эссе в размере 250 – 300 слов. На него даётся полчаса после завершения процедуры тестирования. Это новое требование вызвало негодование у учителей по всему Казахстану, особенно у преподавателей естественно-научных дисциплин, где важнее умение вычислять, а не писать сочинения.

— Я считаю, что это одно­значно неправильно, — комментирует завуч одной из школ ВКО. — Для русоведов, историков, англичан проблем с эссе не будет, потому что они это в силу своей деятельности умеют. Для всех других это будет проблема. Придётся научить их писать.

Тяжко придётся учителям в возрасте. Новые правила не требуют проходить аттестацию только тем педагогам, которым осталось два года до пенсии. Раньше этот срок составлял четыре года.

— То, что снизили время, когда аттестацию уже не проходят предпенсионеры, я считаю вообще неправильно, — выражает мнение завуч. — Если у человека подошёл пенсионный возраст, но он хочет работать, пусть аттестуется. Многие пенсионеры аттестуются, проблемы не делают. Но сейчас на аттестацию как раз пойдут люди, которым на пенсию уходить в 63 года. В 61 год педагог должен аттестоваться? Я сейчас в своём 55-летнем возрасте сомневаюсь, что эти тесты сдам.

В портфолио, которое учитель должен предоставить аттестационной комиссии, должны обязательно входить победы учеников на олимпиадах различного уровня. Это требование практически ставит крест на возможностях получить категорию "учитель-мастер" для педагогов из сельской местности, чьи возможности участвовать в олимпиадах ограничены. В равной мере это касается тех учителей, по предметам которых олимпиады не проводятся.

— Аттестация педагогов должна начинаться с достижений учителя, с того, что он сделал, — считает директор школы. — И потом, если возникает сомнение в его квалификации, проведите тестирование.

"Что я украла?"

Учителя, проходящие аттестацию по новым правилам, жалуются на то, что их деморализует и сама процедура. Особенно тяжко приходится педагогам из районов.

— Люди приехали со всей области, — описывает свои мытарства Лариса Владимировна. — Тестирование платное. Кто-то знает приложение Kaspi.kz, через которое надо платить, кто-то не пользовался им в своей деревне. Пока все эти нюансы пройдёшь, потом засовываешь свою мордочку в какой-то агрегат, который определяет, что ты — это ты. Во время этой процедуры чувствовала себя так, будто я что-то украла. Что я всё время должна доказывать, что я не идиот. Всё время чувство вины. Виноват, что пришёл на тестирование. Виноват, что приложения банка нет. Виноват, что тебя как-то неправильно зарегистрировали, потому что не знали, как это делается. Пока всё это пройдёшь, садишься сдавать и думаешь: "А для чего это все?"

Самым горьким для педагога становится то, что новые правила изначально подвергают сомнению его профессионализм, неоднократно доказанный за годы работы всеми предшествующими аттестациями.

— Сейчас у меня аттестуются люди, которые имеют стаж более 20 лет, — рассказывает директор одной из районных школ. — Те, кто ещё остался работать в школе. Всю их прежнюю работу тестирование перечёркивает. У меня учитель химии готовит призёров международных олимпиад. Из-за тестирования имеет теперь категорию ниже. Она умеет учить, но срезалась на каких-то частностях. Многие учителя готовы уйти из профессии, чтобы через это издевательство не проходить. Нужна какая-то другая система. Тестирование не показывает уровень профессионализма, творчество педагога, его коммуникативные способности. А с вопросами тестов — кому как повезёт.

Выйдет боком?

Все последние годы в ВКО, как и по всей стране, отмечается дефицит педагогических кадров. Молодёжь, даже получив соответствующее образование, неохотно идёт в школу. Образование держится, главным образом, на поколении 50+, начавшем педагогическую деятельность в 1990-е годы.

— По многочисленным обращениям педагогов, не очень благоприятно на кад­ровом ресурсе сказывается новая система аттестации, а также некоторые подходы к порядку приема и увольнения работников, — заявила недавно депутат Мажилиса Екатерина Смышляева. — Частым поводом для обращений является качество и частота изменения подзаконных нормативно-правовых актов в сфере аттестации педагогов. В этой ситуации, как нам представляется, особенно важно сохранить тот профессиональный контингент, который ещё остался. Но МОН РК видит решение проблемы иначе.

— Внедряется также новая система переподготовки педагогов, — сообщил министр образования и науки Асхат Аймагамбетов. — Предусмотрен так называемый боковой вход в профессию педагога. Теперь специалисты с высшим не педагогическим образованием, пройдя переподготовку, смогут осуществлять педагогическую деятельность.

Как это может выглядеть на практике? По замыслу реформаторов, люди с высшим не педагогическим образованием получат в магистратуре азы педагогики, психологии и методики преподавания предмета, чтобы иметь возможность преподавать в школе. Ранее, заметим, действовало очень жёсткое правило — принимать на работу только учителей, имеющих профильное образование и соответствующий диплом.

Вот только руководителей школ такой способ решения кадровой проблемы почему-то не радует.

— Боковой вход в нашу профессию подразумевает, что должен прийти не учитель, а "человек с богатым жизненным опытом", — возмущается директор школы. — Но какого рода может быть этот опыт? Не педагог получает какие-то азы педагогики, специализации по предмету. Но он не учитель. Какой будет уровень и качество преподавания? Теми специфическими навыками, которые даются в течение определённого времени в педагогическом вузе, нельзя овладеть за короткий срок. Я понимаю, если бы переучивали учителей труда, у которых сейчас нет часов, в скором времени — учителей самопознания. Но мы приходим к тому, что человек с улицы будет спокойно общаться с нашими детьми. Это уже полная дисквалификация профессии педагога. И этот человек будет получать у меня зарплату наравне с теми, кто работает 10 – 20 лет и прошёл все круги ада во время аттестации.

Кстати, остаётся открытым вопрос: сможет ли неспециалист пройти процедуру тестирования и написания эссе, на которой срезаются профессионалы. Предположим, что каким-то образом этот барьер ему удалось преодолеть — и ворота в школу для него открыты. Администрация не может решать, подходит ли кандидат для работы с детьми.

— Я теперь не имею права сама принимать учителей на работу, — констатирует директор школы. — Потому что директор считается коррумпированным по определению. Человек приходит через ЦОН. Я не беседую с ним, не знаю уровень его подготовки, чем он дышит, чему станет учить детей. Фактически я запускаю в школу мистера Х неизвестно откуда.

На фоне участившихся сообщений о рукоприкладстве учителей, историях с сексуальными домогательствами хочется спросить родителей: согласны ли они, чтобы их детей учили люди, пришедшие практически с улицы?

Прыг-скок с шестка на шесток

Не менее странной на фоне кризиса современной школы выглядит озвученная Асхатом Аймагамбетовым идея ротации директоров. Предполагается, что руководители организаций образования должны переходить из школы в школу каждые пять лет. Узнав об этом нововведении, директора ВКО всерьёз заговорили о том, что в этом случае они просто уйдут со своих постов.

— Ротация директоров — абсурд, который надо ухитриться ещё придумать! — возмущается директор школы. — Где патриотизм школы, её ценности, отношение к профессии? Я что — бездушное существо? А как быть с формированием коллектива? Школа же не токарный станок. Сейчас между директорами идёт разговор, что если встанет вопрос о ротации, они пишут заявление и уходят на часы. Зарплата учителя сейчас значительно выше зарплаты администрации. Ротация директоров приведёт к тому, что мы потеряем директорский корпус. У нас по району и без того восьми директоров нет. Мы потеряем завучей, потому что команда будет уходить вместе с директором. Фактически, школа оголится. Не станет менеджмента. К примеру, ввели подушевое финансирование школ. Шикарная штука! Но для этого надо досконально знать школу, её нужды, родителей, на которых можно опереться. Быть уверенным в своей команде, в своём бухгалтере. Знать социальную среду, в которой находится школа. Что будет, если начнутся скачки из школы в школу? Приходит директор, когда бюджет уже сформирован. Он ничего не решает и ничего не значит. Им манипулируют поставщики. Где-то прокараулил, позволил себя обвести — потерял государственные деньги.

По мнению наших собеседников — представителей администрации средних школ, ротация превратит директора в наёмного менеджера, который ничего не решает, ни во что не успевает вникнуть. Учебно-воспитательный процесс полностью окажется на плечах завучей. Но существует опасность, что новый директор не сработается с коллективом школы.

В общем, сногсшибательные инициативы команды МОН РК, по мнению наших источников, уже всерьёз угрожают казахстанской школе.

— Все эти преобразования опасны для школы — это раз, — констатирует директор. — Во-вторых, они страшно далеки от действительности.

Ирина Плотникова

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней