Может ли хронический алкоголик вернуться в общество?
Пьянство, к сожалению, не является новостью для постсоветского пространства. Все уголки бывшей большой страны в большей или меньшей степени страдают от этого общественного недуга. По свидетельству специалистов, на современном этапе алкоголизм в Казахстане приобрел новые черты и породил новые сложности. Значит ли это, что проблема неразрешима?
Горе в водке не утопишь
Валентина (здесь и далее имена героев изменены) можно часто встретить гуляющим с коляской по улицам Усть-Каменогорска. В коляске — его тринадцатилетняя дочь Вера. Она не может передвигаться самостоятельно после травмы позвоночника. Отец трогательно заботится о дочери, подает ей термос с горячим питьем, укутывает ноги, поднимает на сильных руках, чтобы девочка могла разглядеть птиц на речных островах.
Так было не всегда…
До определенного момента Валентин был прекрасным работником и крепким семьянином. Все у него было как у людей: семья, в которой недавно появилась на свет Верочка, постоянная работа, стабильный достаток. Единственная проблема семьи — частые и долгие отлучки ее главы в гараж, где коротала век видавшая виды иномарка. А еще там время от времени появлялся сосед Анатолий, примечательный тем, что у себя в боксе устроил настоящий притон.
— В первое время был какой-то элемент вседозволенности, — вспоминает Валентин. — Вроде как в детстве в чужом саду яблочек нарвать, пока хозяева не видят. А потом втянулся.
Отлучки мужа становились все более частыми и продолжительными. Супруга Света стала замечать, что после них от любимого попахивает спиртным. Постепенно желание пощекотать нервы сменилось необходимостью опохмелиться — неважно где и неважно чем.
— Пил везде и все, — рассказывает герой нашего повествования. — Домой являлся на рогах. Света дверь откроет, я в проем упаду и всё — дрова. Она меня сначала пробовала уговаривать, плакала даже. А меня это все тогда до крайности раздражало. Иногда такая злость накатывала. Я зубы сжимал, боялся, не выдержу и ударю ее.
Через некоторое время регулярное появление нетрезвым на месте службы дало себя знать, и Валентин лишился рабочего места. Из дома стали исчезать ценные вещи, которые хозяин продавал, дабы получить средства на вожделенную бутылку. В один прекрасный день Света просто исчезла из дома вместе с пятилетней Верочкой, уехав к родителям.
Пропажа супруги не встревожила Валентина. Она не раз в пылу ссоры угрожала ему разводом. Думалось: пусть поживет одна, перебесится и вернется. А что, многие так живут. А если не захочет, тогда можно и перестать пить.
— Казалось, что бросить будет легко, — вздыхает Валентин. — А на деле все время откладываешь. Болеешь с похмелья и снова надо выпить.
Как будто мало было Светлане несчастья в виде вечно пьяного мужа, пришла и бОльшая беда. На прогулке Вера получила травму. Девочка упала с высоко расположенной ветки дерева, ударившись спиной о железную трубу. Увидев ребенка без движения на больничной койке, Валентин напился в последний раз — страшно, до интоксикации. Сам лежал в стационаре и думал, думал…
— С тех пор в рот не беру, — говорит он. — Даже по праздникам пью лимонад или сок. Я уверен, что судьба из-за меня наказала моего ребенка.
Возлюбили врага
Алкогольная зависимость — это заболевание с длительным течением, возникающее вследствие длительного злоупотребления спиртными напитками.
— Причина — не эпизодическое употребление, а когда человек длительно и систематически пьет, — информирует врач ЗОЖ Центра психического здоровья (ЦПЗ) ВКО Гульмира Кискина. — Тяга к алкоголю приводит к физической и психической зависимости. Когда человек один раз выпил, ему нравится эйфория и свобода — это психическая зависимость. А физическая характеризуется тем, что при прекращении употребления спиртного начинается абстиненция. Ее тяжесть зависит от того, насколько долго организм привыкал к состоянию опьянения. В этом состоянии у человека разрушаются все органы, изнашиваются клетки организма, потому что идет токсическое действие — отравление алкоголем. Разрушается личность человека, происходит деградация. В конечном итоге человек с этим заболеванием прекращает жить: либо от отравления, либо вследствие разрушения органов, либо совершает самоубийство.
Почему человек вообще начинает пить, всегда ли побудительным мотивом является чувство вседозволенности, как у нашего героя Валентина?
— В первую очередь у наших пациентов страдает не психика, а поведение, — комментирует Гульмира Талгатбековна. — Причины разные. Бывает, в семьях неурядицы. Также встречаются крайне неуверенные в себе люди. Или люди со слабой эмоционально-волевой сферой: начинают пить за компанию, подпадают под влияние. Кроме того, большую роль играет и наследственный фактор. Когда родители пьют, то чаще всего пить начинает и их ребенок.
Со слов специалиста, алкоголизм протекает в трех стадиях. На первой — основные качества у человека сохраняются: он способен критически мыслить, работать, жить в семье. Жизнь более или менее благополучна, но его периодически тянет к выпивке. Эта стадия может длиться три - пять лет.
На второй стадии формируются характерные симптомы заболевания. Человек уходит в трех - четырехдневные запои. Происходит привыкание. На этой стадии состояние человека начинает меняться. Прежде всего неприятным метаморфозам подвергается характер — возникают раздражительность и агрессия. Увеличивается продолжительность запоев, растет доза спиртного, выпиваемая за один раз. Могут начаться провалы в памяти. Вторая стадия длится от 5 до 15 лет.
— На второй стадии совершаются самоубийства, правонарушения, потому что человек уже не контролирует свои действия, — поясняет Гульмира Кискина. — У некоторых формируются алкогольные психозы, делирий. Идет нарушение обмена веществ, и токсическое действие алкоголя начинает сказываться на головном мозге.
Именно на второй стадии человек перестает подчиняться власти или закону.
— Кроме того, у людей, которые страдают алкогольной зависимостью, слабый иммунитет, часто они поступают с сопутствующими заболеваниями, — отмечает врач. — Среди них много тех, кто страдает от туберкулеза, пневмонии, сердечно-сосудистых заболеваний. В опьянении люди склонны к беспорядочным половым связям, поэтому зачастую наши пациенты имеют венерические заболевания: сифилис, гонорея, ВИЧ-инфекция. Очень часто пациенты умирают от алкогольного отравления.
На третьей стадии личность пациента с алкогольной зависимостью полностью разрушается, и начинается деградация мозга. Такие люди живут только одним днем - от выпивки до выпивки, у них отсутствуют какие бы то ни было амбиции. В ЦПЗ ВКО таких пациентов знают и в лицо, и по имени, потому что они постоянно возвращаются под наблюдение врачей.
— Сейчас у нас по области на динамическом наблюдении состоят 8577, а по городу — 2129 человек, — сообщает Гульмира Талгатбековна. — За 2019 год мы сняли с учета 5113 человек, из них повторных приводов не имели всего 18 процентов, а 80 процентов — вернулись на учет. А за 2020 год 4346 человек мы сняли с учета, из них 1274 (это 29,3 процента) к нам не вернулись, а 3072 (70 процентов) — повторники, которые снова попали на учет.
Пьянство и криминал
По данным областного департамента полиции, пьяные фигурируют почти во всех видах преступлений.
— По итогам девяти месяцев текущего года в состоянии алкогольного опьянения совершено 792 правонарушения, — сообщил заместитель начальника ДП ВКО Ренат Унарбеков. — Зафиксированы факты нанесения тяжкого вреда здоровью и средней тяжести, убийства, кражи и грабежи.
При этом в полиции отмечают, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество преступлений, виновниками которых оказались пьяные, снизилось на 331 факт (29 процентов).
В качестве борьбы с этим социальным пороком стражи правопорядка применяют меры административного воздействия и направление на принудительное лечение.
— С начала года за нарушение административного законодательства к ответственности привлечены 18147 лиц, — привел статистику полковник Унарбеков. — Принудительное же лечение является одним из наиболее эффективных механизмов, позволяющих изолировать лицо на определенный срок от семьи и общества. Оформление на лечение осуществляется медорганизациями как по заявлению родственников пациента, так и по инициативе трудовых коллективов, общественных организаций, органов внутренних дел, прокуратуры, опеки и попечительства. Так, с начала года в специализированные лечебно-профилактические отделения ОНД было оформлено 807 граждан, злоупотреблявших алкогольными напитками.
Кроме того, участковые инспекторы полиции постоянно ведут работу по выявлению и пресечению деятельности незаконных точек сбыта спиртных напитков и нарушений требований законодательства РК по реализации алкогольной продукции (статья 200 КоАП).
— В текущем году по этой статье привлечены к административной ответственности 105 субъектов предпринимательства, — проинформировал заместитель начальника ДП ВКО.
Однако, несмотря на совместные усилия медиков и правоохранителей, болезнь не только не пошла на спад, но и приобрела новые угрожающие черты.
Новое веяние
Самой жуткой чертой современного алкоголизма специалисты считают его омоложение. Если ранее в основном пациентами наркодиспансеров были мужчины среднего возраста, то теперь контингент ЦПЗ ВКО значительно помолодел и демонстрирует завидное гендерное разнообразие.
— Сейчас в очень большой доле алкогольная зависимость развивается у детей в возрасте от 13 до 18 лет, — констатирует Гульмира Кискина. — У нас на учете состоят 32 ребенка, из них девять — в возрасте от 13 до 15 лет, 23 — подросткового возраста (от 15 до 18 лет). Я сейчас говорю не только об алкоголиках, но и о тех, кто употребляет любые психоактивные вещества. Часто среди них встречаются токсикоманы, которые нюхают клей, и те, кто употребляет опиаты.
Детям врачи стараются сразу не выставлять горький диагноз, а берут их под наблюдение, которое иногда выявляет вопиющие факты родительской безответственности.
— Приводят тринадцатилетнего ребенка, — повествует врач. — Родители сами признались, что давали ему пробовать шампанское. То есть сами его поощряли. Они не видят в этом большой проблемы, хотя для всех это шок.
Те несовершеннолетние, которые даже после постановки на учет продолжают употреблять, — тема особая. Ведь, как правило, только на спиртном они не останавливаются. Такие постоянные пациенты обычно со временем "перекочевывают" из подростковых групп во взрослые. Но иногда все оканчивается трагически.
— У нас была девочка, которая в 12 лет начала курить, затем перешла на анашу, затем употребляла все подряд: "синтетику", "скорость", алкоголь, — вспоминает Гульмира Талгатбековна. — В прошлом году мы ее потеряли, даже не успев передать во взрослую группу по достижении 18 лет. Отлежала у нас в стационаре, выписалась и критически превысила дозировку.
Кроме того, сейчас сложность представляет и сам процесс ведения пациента. В ноябре прошлого года изменились протоколы лечения наркологических заболеваний, да и сама служба стала частью Центра психологического здоровья, а не самостоятельной медицинской единицей.
— Изменились и сроки наблюдения, и сроки учета, — невесело признает Гульмира Кискина. — Раньше мы алкоголезависимых лиц наблюдали в течение трех лет, а сейчас срок наблюдения – один год. Наркозависимых мы наблюдали пять лет, а теперь тоже год. Мы больше пациентов снимаем с учета, потому что дольше года не имеем права их держать. В течение года мы их посещаем и мониторим положительные сдвиги, произошедшие в течение этих 12 месяцев. Когда человек трудоустроен и в семье у него все хорошо, участковый положительно характеризует, нет правонарушений, соблюдает режим трезвости, только тогда мы снимаем пациента с учета.
Тем не менее есть у наших наркологов примеры полного излечения. Такие пациенты, по признанию врачей, часто становятся их помощниками. Самый яркий пример – девушка, которая состояла на учете в ЦПЗ, вылечилась, окончила вуз и пришла работать психологом в общество анонимных алкоголиков. Теперь молодой специалист помогает другим и своими знаниями, и своим примером.
И она, и герой этого материала Валентин сумели преодолеть гибельную власть зеленого змия. К сожалению, таких людей мало, но они есть. А еще есть те, кто всеми силами стремится помочь алкоголикам избавиться от пагубной зависимости. А значит, рано терять надежду.
Мира Круль