Включите JavaScript в настройках браузера.
Выберите режим
7 октября 2023
Сейчас читают:

Кому жить, а кому умереть в ВКО — решают финансисты?

Кому жить, а кому умереть в ВКО — решают финансисты?

Система здравоохранения Восточного Казахстана оказалась в парадоксальной ситуации. Имея современное технологическое оснащение, медорганизации вынуждены сокращать объёмы высокотехнологичной помощи пациентам. К этому их толкает недостаток финансирования со стороны Фонда социального медицинского страхования. 

Больше, лучше, новее…

На заседании областного акимата, которое состоялось 27 сентября, в числе прочих слушался вопрос о темпах развития высокотехнологичной медицинской помощи (ВТМП) в ВКО. Программа по внедрению самых современных медицинских услуг и оснащению медучреждений соответствующим оборудованием начала реализовываться с 2017 года. Благодаря этому нашим пациентам стали доступны уникальные методы, позволяющие успешно и точно ставить диагноз, а затем применять такие виды вмешательства, которые причиняют минимальный вред и существенно сокращают время реабилитации больного после операции. Чтобы научиться работе с новейшим оборудованием, появляющимся в стационарах ВКО, врачи за счёт областного бюджета проходят обучение в зарубежных медицинских центрах. Учатся кардиологи, кардиохирурги, нейрохирурги, травматологи, врачи по профилю "материнство и детство". На их обучение только в 2022 году было потрачено 398 миллионов тенге. 

С одной стороны, благодаря появлению новой медицинской техники и обученных специалистов, в области неуклонно расширяется спектр высокотехнологичной медпомощи. По данным облздрава, которые озвучил на заседании акимата ВКО исполняющий обязанности руководителя управления здравоохранения Толеген Жигитаев, в 2021 году оказывалось 15 видов высокотехнологичных услуг, а в 2023 году их стало уже 50. По словам докладчика, на сегодняшний день в Казахстане зарегистрировано всего 80 видов ВТМП. В 2024 году наша область планирует расширить спектр видов высокотехнологичной помощи, доступных восточноказахстанцам, до 56.

Три года назад такого рода услуги оказывали только Восточно-Казахстанский областной специализированный медицинский центр, многопрофильный Центр онкологии и хирургии и Восточно-Казахстанская областная больница. В прошлом году к ним присоединился ЦМиР, а с 1 октября 2023 года планируется внедрение высоких технологий в Городской больнице № 4 и Межрайонной больнице Алтая. В текущем году для внедрения новых высоких технологий закуплено 12 единиц современного медицинского оборудования.

— Жителям области стали доступны такие уникальные операции, как лечение аортальных пороков сердца методом эндоваскулярной медицины, — доложил Толеген Жигитаев. — То есть без разрезов через сосуд поставляется специальный девайс и имплантируется в область аортального клапана. Устанавливаются девайсы по предотвращению остановки сердца у пациентов с тяжелыми формами болезней сердца. Также проводятся операции по удалению части головного мозга при тяжёлых формах эпилепсии и высокотехнологичные операции в области травматологии, нейрохирургии.

…но слишком дорого?

За три последних года увеличился не только спектр, но и количество оказанных высокотехнологичных услуг: со 148 в 2021 году до 304 в 2022 году. А вот нынешний год пока демонстрирует снижение. При плане в 327 услуг пока оказано лишь 209. Возможно, это связано с тем, что год ещё не закончился, а две медорганизации, которые намерены провести в общей сложности 45 операций, начнут проводить их только с октября. 

Однако, по словам главы облздрава, наши больницы могут оказывать намного больше высокотехнологичной помощи, чем делают сейчас. 

— В связи с недостаточностью финансирования со стороны Фонда социального медицинского страхования медорганизации ежегодно оказывают 60 – 65 процентов ВТМП от имеющегося потенциала, — доложил Толеген Жигитаев. — Так, в 2022 году медицинские организации подали заявки на 440 услуг, а выделено финансирование всего на 304 услуги. В текущем году подана заявка на 632 услуги, а выделены деньги всего на 327 услуг. 

Этот вопрос врачи уже поднимали минувшим летом, когда ВКО посетил председатель Правления Фонда социального медицинского страхования Сабит Ахметов. Проблему они видят в пресловутой линейной шкале финансирования, при которой они не имеют права превысить лимит денежных средств, выделяемых медорганизации на каждый месяц. А высокие технологии, понятное дело, стоят дороже всего и становятся статьёй экономии бюджета.

— У нас процент оснащения даже чуть выше респуб­ликанского показателя, — признала бывшая тогда руководителем облздрава Гульмира Сагидуллина. — Есть кому работать, на чем работать, есть видение перспектив. Но наряду с этим есть определённые проблемы. 

Ещё более конкретно выражались руководители стационаров. 

— Ежегодно мы обучаем специалистов, получаем новое оборудование, — констатировал исполняющий обязанности главного врача Восточно-Казахстанской областной больницы Ерлан Буркутов. — У нас больные есть. Но мы просто смотрим на это оборудование и ничего не делаем. 

Ровно та же ситуация сложилась в Межрайонной больнице района Алтай.

— С 2018 года у нас установлен ангиограф, что позволяет проводить эндоваскулярные вмешательства, — рассказал главврач. — Мы вынуждены их ограничивать из-за того, что теперь из-за пролеченных случаев начинаем в разы превышать свою линейную шкалу. У нас есть обязательство перед акиматом внедрить протезирование суставов, но мы не можем начать эти проекты. 

Аналогичные проблемы испытывают и организации первичной медико-санитарной помощи. Только там они связаны с проведением высокотехнологичной диагностики.

— Сейчас нас нацеливают начинать обследование пациента с малозатратных азов, — констатирует директор клиники "Вита-1" Рая Рахимова. — Нам поставлен потолок. Поликлиника не имеет права выше этой суммы перебрать. Есть современные методы, а нас заставляют переходить на старые, потому что они дешевле. Если мы перевыполним, нам ни копейки не дадут. Если что-то посчитают необоснованным, будет штраф. С другой стороны, население, которое не хочет сначала проходить рентген, потом КТ и только потом МРТ. И люди правы со своей стороны. Имея современные возможности обследования, почему мы должны начинать с того, что было раньше? Участковой службе очень трудно лавировать между пациентами и ФСМС. Когда появилось страхование, пациент стал считать, что его желание должно учитываться. Он болен. А я ему не могу сказать, что у меня денег нет. В итоге человек уходит недовольный и идет в платную клинику.

А деньги будут?

На пути внедрения новых медицинских технологий возникают и другие абсурдные препятствия. Сегодня в ВКО имеются приборы, позволяющие на ранних стадиях находить патологии в развитии беременности. Это крайне важно для нашей области, где сохраняется высокий уровень материнской и младенческой смертности. 

— У нас есть аппаратура, которая позволяет снижать этот уровень. Оборудование, которое позволяет выявить генетические заболевания и отклонения. Так почему оно не работает? — задал прямой вопрос аким ВКО Ермек Кошербаев. 

Ответ начальника обл­здрава обескураживает. Оказывается, аппарат для выявления генетических отклонений был поставлен ещё в 2020 году. Но Министерство здравоохранения РК до сих пор не дало разрешения на его использование. Аким области поручил добиться скорейшего получения такого разрешения.

Но остаётся вопрос финансирования. Во время своего летнего визита Сабит Ахметов заявил, что по республике рассматривается возможность выделить дополнительное финансирование в размере примерно 60 миллиардов тенге, которые будут распределены по регионам. При наличии соответствующей заявки от стационаров, они могут получить ещё какие-то деньги на проведение высокотехнологичных манипуляций. Но ведь стабильное финансирование этой статьи требуется на постоянной основе. Таким образом, возникает парадокс. Областные власти на протяжении семи лет вкладывают огромные деньги из бюджета, чтобы сделать доступной для жителей ВКО самую совершенную медицинскую помощь. При этом денег на то, чтобы использовать в полной мере всю эту высокотехнологичную роскошь, попросту не хватает. Медорганизации выбирают всё положенное им по линейной шкале очень быстро. А что дальше? Смотреть, как умирают больные, которым можно было бы помочь здесь и сейчас? Почему вопрос доступности ВТМП оказался в руках не врачей, а финансистов?

— Поручаю совместно с областным филиалом Фонда социального медицинского страхования отработать вопрос выделения дополнительного финансирования на оказание высокотехнологичной медицинской помощи на 2024 год, — распорядился аким ВКО. — В срок до 25 декабря 2023 года.

Ирина Плотникова

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней