Как улучшить качество воздуха в Усть-Каменогорске?
Не секрет, что экология крупных казахстанских городов сегодня далека от идеальной. Свою лепту в загрязнение атмосферы вносят промышленные предприятия, транспорт, печки частного сектора. Существуют ли на сегодня реальные возможности уменьшить выбросы вредных веществ и что делать с основными источниками загрязнений, обсуждали участники Первого межрегионального форума экологических инициатив "Бiздiң аспан" ("Наше небо"), который прошёл 21 апреля на базе Восточно-Казахстанского университета имени Даулета Серикбаева.
Вопрос безопасности
Всемирная организация здравоохранения подсчитала, что загрязнение воздуха ежегодно приводит к семи миллионам смертей во всем мире. По данным Казгидромета, в Казахстане насчитывается 28 городов с очень грязной атмосферой. Министерство экологии РК утверждает, что ежегодно порядка двух процентов ВВП наша страна недополучает из-за того, что люди болеют от плохой экологии. Таким образом, экологический вопрос в Казахстане становится поистине вопросом национальной безопасности.
На прошлой неделе Усть-Каменогорск собрал в стенах ВКТУ экологических экспертов из Астаны, Алматы, Караганды, Павлодара. Многие спикеры форума заявили о том, что существующая система экологического мониторинга в стране неэффективна и не соответствует реальной обстановке.
— Предельно допустимые концентрации (ПДК) разрабатывались много лет назад и после этого не обновлялись, — высказывает мнение ассоциированный профессор, заведующая лабораторией "Экология биосферы" КазНУ имени аль-Фараби Насиба Байматова. — По стандартам ВОЗ у нас воздух очень грязный, а по казахстанским стандартам — чистый. Но мы же ничем не отличаемся от людей, которые живут в Европе или Америке.
Участники дискуссии сошлись на том, что необходим пересмотр действующих нормативов. Хотя представитель Казгидромета предупредил, что в этом случае будет превышение по всем показателям. Действующие нормативы снижены, чтобы не препятствовать деятельности крупного бизнеса. Многие страны используют нормативы, адаптированные под особенности своей экономики. Например, так поступает Китай. Борьба за экологию любой ценой не должна быть самоцелью. Нашей стране также необходимо найти баланс между интересами экономического развития страны и здоровьем людей.
— К сожалению, Казахстан на 90 процентов зависит от своих природных запасов, — констатировала председатель Совета Ассоциации "ECOJER" Лаззат Рамазанова. — Мы понимаем, что в один день он не сможет стать зелёным и экологичным. Сейчас мы расхлёбываем то, что накопилось за десятилетия. Я очень надеюсь, что то, что делает Казахстан сейчас, своё влияние окажет. Мы приняли Стратегию достижения углеродной нейтральности до 2060 года. Но она должна начинаться сегодня.
Наилучшее из доступного
Стратегия углеродной нейтральности предполагает коренную модернизацию всей промышленности Казахстана, которая была создана ещё в прошлом веке. В Усть-Каменогорске располагается 23 предприятия первой и второй категории опасных производств. Общий валовой выброс в атмосферу города составляет более 150 тысяч тонн в год. На долю промышленных гигантов приходится 44 тысячи тонн.
Если Казахстан перейдёт к новым стандартам оценки экологичности производства, это усилит давление на промышленные предприятия. Поэтому требуется точно знать, кто из них несёт ответственность за то или иное загрязнение. Экологический кодекс, принятый в 2021 году, предполагает установку датчиков, условно говоря, на каждой трубе, которые поставляли бы данные в режиме реального времени. Некоторые предприятия уже начали оснащать производство такими датчиками. Этот процесс притормозила пандемия, а затем сложная международная обстановка, нарушившая логистические цепочки. Но их появление — это вопрос времени. Осталось только дождаться, чтобы все наши промышленные гиганты сделали то, что положено по закону.
Эксперты форума предложили распространить в стране опыт Южной Кореи, где датчики имеются даже на небольших предприятиях. Также они считают, что необходимо распределить автоматические посты мониторинга не по границам санитарно-защитной зоны предприятий, а в жилых районах. В случае ужесточения норм ПДК и установления постоянного мониторинга появится возможность штрафовать предприятие за нарушения.
— За 80 процентов выбросов по всей стране несут ответственность всего 20 процентов предприятий первой категории, — комментирует заместитель председателя Комитета экологического регулирования и контроля Ермек Умаров. — По Экологическому кодексу, предприятия, которые по году дают более 500 тонн эмиссии, обязаны установить автоматический мониторинг. Если в течение какого-то отрезка времени выбросы превышаются, мы автоматом заходим на проверку. У нас есть Топ-50 предприятий, которые, согласно Экологическому кодексу, должны "добровольно-принудительно" перейти на наилучшие доступные технологии, получить комплексные экологические решения и внедрить оборудование, которое соответствует международным стандартам и уменьшить выбросы. Весь металлургический и нефтяной комплекс у нас остался от советского времени. Тогда эти выбросы были даже больше, но не было той системы контроля, которая есть сейчас. В случае, если превышение подтверждается, следуют штрафные санкции для предприятия.
Но воздух в городе от этого автоматически не очистится. Здесь необходимо идти другим путём. И он тоже прописан в Экологическом кодексе, который обязывает внедрять в промышленности наилучшие с экологической точки зрения технологии, которые существуют на сегодняшний день.
— Стратегия углеродной нейтральности предполагает обновление оборудования, цифровизацию производства и модернизацию оборудования с низкоуглеродных до безуглеродных процессов, внедрение инновационных разработок в машиностроении, — перечисляет депутат Сената Парламента РК Ольга Булавкина. — Предстоит сократить потери тепла в производственных процессах, использовать наиболее эффективные технологии и материалы.
Не коптите!
Вопреки устоявшемуся среди горожан мнению, что нас травят исключительно промышленные гиганты, экологи считают, что население также несёт ответственность за часть загрязнений воздуха.
Ведь есть ещё частный сектор, который в отопительный сезон вносит свою лепту. Котельные и ТЭЦ, работающие на угле, тоже выбрасывают в атмосферу большое количество загрязняющих веществ. Нынешняя зима с авариями на Экибастузской и Риддерской ТЭЦ показала, что откладывать обновление теплоисточников дальше нельзя. Все ТЭЦ по стране строились в советское время, они устарели физически и морально.
— В январе я подняла депутатский запрос, говоря о том, что в Усть-Каменогорске необходимо строительство новой ТЭЦ и реконструкция старой, — заявляет Ольга Булавкина. — Мы говорим о том, что необходимо переходить на чистое топливо. Декарбонизация нашей промышленности и экономики — один из важнейших вопросов. Я думаю, что завести сюда газ реально. Сегодня на уровне правительства обсуждается вопрос проведения газификации из Российской Федерации. Это один из ближайших вариантов, который можно в принципе рассмотреть. Я думаю, это необходимо. Сами помните, что раньше в Усть-Каменогорске газ был всегда. Возрождать это обязательно нужно. И переводить на ночной тариф частный сектор, который сегодня дышит углём низкого качества. Чтобы люди могли отапливаться электроэнергией. За счёт этого уже какая-то часть выбросов будет снижена. И за счёт газификации тоже.
В ходе обсуждения участники констатировали, что на сегодня не каждое домохозяйство имеет финансовую возможность подвести к себе газ, даже если газовая магистраль будет проложена. Стоимость таких работ может колебаться от полумиллиона до миллиона тенге. Но в частном секторе зачастую проживают люди, имеющие самые низкие доходы. Им непосильна такая сумма, выгоднее топить угольные печи. На форуме прозвучало предложение подводить газ к домохозяйствам бесплатно, а возврат затраченных на это средств закладывать в тариф.
Страсти вокруг выхлопной трубы
Согласно информации, озвученной в ходе форума, в загрязнении атмосферы казахстанских городов на долю автотранспорта приходится не менее 40 процентов. Каждый автомобиль выбрасывает в год пять тонн диоксида углерода. В 2021 году в Алматы экологи организовали рейд для выявления чадящих автомобилей и выяснения причин.
— Разговоры о переходе на более экологичные машины, по моему мнению, это сотрясение воздуха, — считает председатель ОО "Kaz Eco Patrol" Тимур Елеусизов. — Большинство людей у нас находятся за чертой бедности. Многие не имеют возможности просто починить свой двигатель, не говоря о его замене. Большая часть автомобилей, которые попали в наше поле зрения с видимым дымом, находятся в коммерческой плоскости. Они эксплуатируются в режиме 24/7. Из них, по сути, все соки выжимают. Также играет роль контрафактное масло. У нас миллионы тонн масла заходят на территорию Казахстана, а на утилизацию уходит очень маленькое количество. Остальное проходит очистку, добавление присадок и обратно уходит в рынок. Тем самым убивается двигатель. Не надо забывать и про качество топлива. Наши замеры говорят, что качество бензина не соответствует заявленным стандартам. На посредническом рынке теряется качество.
Эксперт также отметил, что часть новых машин, ввозимых в страну, не соответствуют требованиям экологичности. Это автомобили из США и арабских стран, где евростандарты не действуют, катализаторы на машины не ставятся. Воровство катализаторов с припаркованных автомобилей тоже не улучшает городскую экологию.
Свою пагубную роль в состоянии казахстанского автопарка сыграл и пресловутый утильсбор, который добавлял к стоимости автомобиля в среднем от двух до 15 тысяч долларов. Дополнительный сбор осуществляла ликвидированная год назад компания "Оператор РОП".
— Есть прямо чёткая статистика с момента появления этой компании, как начал стареть парк автомобилей по всей стране, — констатирует основатель стартапа ECO Network Евгений Мухамеджанов. — Это крупная проблема, от которой пострадала вся страна. Сейчас как раз начался суд над вице-министром экологии и руководителями компании "Оператор РОП". Надо признать, что в старой версии Казахстана создавались структуры и надстройки, обогащавшиеся за счёт экологии.
Участники форума признали, что и сами водители несут свою долю ответственности за грязный выхлоп, получая документ о техосмотре без посещения станции, по WhatsApp. И если замена машины по карману не каждому казахстанцу, то пройти техосмотр по всем правилам, с выявлением и устранением проблем — это обязанность каждого автовладельца.
В ходе дискуссии прозвучал пример некоторых западных стран, где для водителей более экологичных автомобилей снижены страховые и дорожные платежи, имеются места для бесплатной парковки и другие льготы. Это существенный стимул заботиться о состоянии своей машины.
Постскриптум без фанфар
Откровенный разговор, состоявшийся 21 апреля, все его участники признали полезным. Было поднято много проблем. Многие из них нерешаемы на уровне одного города. Их необходимо решать на государственном уровне. Новый Экологический кодекс должен быть подкреплён подзаконными актами, которые разъясняли бы, как должны работать его нормы.
Участники дискуссии сошлись на том, что в ближайшие годы едва ли стоит ждать прорыва, который резко очистит атмосферу нашего промышленного города. Действовать предстоит комплексно и поэтапно. Если же власть будет игнорировать озвученные проблемы, а гражданское общество останется безучастным, то в перспективе уже следующих пяти лет воздух станет ещё грязнее.
Пока же экологические активисты Усть-Каменогорска призывают население принять участие в общественных слушаниях 2 мая, на которых будет обсуждаться план мероприятий по охране окружающей среды. Слушания организуются акиматом ВКО. По сути, там будет решаться вопрос, на какие цели тратить деньги, которые наши промышленные гиганты платят за то, что нас травят. Горожане имеют шанс высказать свои мнения и предложения по этому поводу.
Ирина Плотникова