Как обстоят дела с велоинфраструктурой в Усть-Каменогорске?
Для поклонников двухколесного транспорта в областном центре имеется чуть более 10 километров велосипедных дорожек… и все! Никаких выделенных полос, повсеместно обустроенных качественных съездов и велопарковок. Да и мероприятия для велосипедистов городские власти не проводили уже давненько. Корреспондент YK-news.kz попытался выяснить, с какими проблемами сталкиваются приверженцы экологичного транспорта и безопасно ли практиковать здоровый образ жизни в нашем городе.
По воздуху, например?
По данным управления полиции Усть-Каменогорска, в городе на сегодняшний день обустроены 13 километров велосипедных дорожек. Но владельцы двухколесного транспорта считают: это слишком малый вклад в развитие городской велоинфраструктуры.
Житель областного центра и велолюбитель со стажем Роман объясняет: существующие в городе дорожки подходят лишь для того, чтобы покататься на досуге. Этакий отдых для души и зарядка для тела.
— Хотелось бы нормальные велодорожки, не такие, как на набережной Иртыша. Там парковый вариант. А я говорю про такую, по которой велосипедист передвигается из одного пункта в другой, — выражает мнение мужчина. — Еще нужна отдельная выделенная зона на проезжей части. Придумывать ничего не нужно, есть прекрасные примеры в Европе. Можно и там подсмотреть.
Вот только, по сведениям полиции, организовывать велополосы на дорогах в Усть-Каменогорске в ближайший год не планируют. А самим велосипедистам советуют передвигаться по городу, руководствуясь существующими ПДД.
— Согласно пункту 2 главы 24 ПДД РК, велосипедисты двигаются по велосипедной дорожке и велосипедной полосе движения. А при их отсутствии — по правому краю проезжей части дороги, в том числе по полосе маршрутных транспортных средств либо по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая опасность для движения пешеходов, — объясняют в управлении полиции.
Владелец двухколесного транспорта Виктор о доступных способах передвижения отзывается не в самом позитивном ключе.
— Если ехать по дороге, то можно встретиться с разными водителями авто. Есть и такие, которые поджимают или подрезают. Ну а на пешеходных дорожках приходится постоянно останавливаться, потому что там ходят люди, дети выбегают под колеса, — поясняет ситуацию Виктор. — Во дворах тоже не очень удобно срезать дорогу. К тому же если во внутридворовом проезде встретиться с машиной, разъехаться будет сложно.
А создатель городского велосипедного клуба "FREEDOM" Сергей Иванов добавляет: если человек не обладает солидным опытом вождения велосипеда, в город ему лучше не выезжать, потому что велоинфраструктура Усть-Каменогорска к новичкам не очень снисходительна.
— Если человек не подготовлен, это небезопасно. Мой товарищ весной взял себе велосипед и пока неуверенно катается. Мы выехали в город, и ему было очень некомфортно. Людям без опыта лучше сначала на набережной учиться, — советует мужчина.
Роман присоединяется и указывает на то, что речь идет не только о новичках. По его мнению, условий для безопасной езды по проезжей части в городе нет. Поэтому даже опытным велосипедистам надо быть начеку.
— Матерюсь, ругаюсь, когда еду. Бывает, что меня не пропускают, — говорит собеседник. — А по тротуару ехать — это с бордюра на бордюр без конца запрыгивать.
Парковки и съезды
Отсутствие комфортабельных съездов и заездов — еще одна проблема для любителей экотранспорта. Жительница Усть-Каменогорска Анастасия как велолюбительница обращает на это особенное внимание.
— Когда делали капитальный ремонт дороги на набережной имени Е. П. Славского, я, гуляя с ребенком, фиксировала места, где строители забывали вернуть съезды с тротуаров. Фотографировала и отправляла подрядчику. Спасибо, меня слышали, и все исправляли. Но могло бы быть и хуже. И ни на велосипеде, ни на коляске никто бы там нормально не съезжал, были бы просто вертикальные бордюры с большим перепадом! — восклицает Настя.
Велопарковок в городе тоже не хватает, а хотелось бы. Велосипедисты признаются: припарковать двухколесный транспорт, конечно, можно рядом с любым столбом или ограждением. Но хотелось бы делать все цивилизованно.
— Велопарковки в городе можно по пальцам сосчитать. Инфраструктура для велосипедистов не развита. Если бы не было дорожек на набережной, можно было бы сказать, что ее совсем нет, — делится своим мнением Сергей. — Да и набережная... Дороги там в кочках, волнообразные.
Продвинуть идею в массы
— Не хватает мероприятий, посвященных велосипедному спорту, хотя велосипедистов в городе огромное множество, — рассуждает Сергей Иванов.
То, что в городе уже несколько лет подряд не проходили никакие тематические мероприятия для велолюбителей, расстраивает и Романа.
— Не проводятся соревнования среди любителей. Не проводятся бреветы (зачётный велозаезд на длинную дистанцию – прим. автора). Это реально организовать. Есть чиновники от спорта, они знают, как проводить подобные мероприятия, — продолжает мужчина. — В других городах ведь организуют заезды.
В подтверждение своих слов собеседник отправляет ссылку на официальный аккаунт отдела спорта города Актобе. В одной из последних публикаций сообщается, что 28 мая текущего года там состоится велопробег, приуроченный ко Дню города.
— А у нас что? Никто нами, велолюбителями, не занимается. А это ведь целое сообщество, — говорит Роман. — Соревнования — это, во-первых, хорошее настроение. Во-вторых, благодаря соревнованиям люди начинают собой заниматься. Я когда узнал про заезды, стал к ним готовиться, больше кататься, уделять время здоровью. Ну а сейчас соревнований нет и вроде цели никакой нет. Мотивация пропала. Сам для себя катаюсь, чтобы лишний вес не набирать.
По мнению Романа, именно соревнования могут простимулировать горожан сделать первые шаги к здоровому образу жизни.
Не сидят сложа руки?
В акимате Усть-Каменогорска рассказали, что работы в направлении развития велоинфраструктуры в городе проводятся.
Так, 23 сентября 2020 года был заключен договор на создание "Системы городского проката велосипедов с установкой велостанций с велосипедами и наладкой программного обеспечения".
— В январе система была запущена в тестовом режиме. В связи с погодными условиями монтаж оборудования на пунктах велостоянок отложен на май текущего года, — добавили в акимате.
По информации городских властей, в городе в 2021 году также планируется организовать велосипедные парковки в следующих местах:
- перекресток проспектов Сатпаева и Казыбек би;
- остановка "Речной вокзал", набережная имени Е. П. Славского;
- перекресток улиц Протозанова и Мызы, набережная Ульбы;
- перекресток проспекта Назарбаева и улицы Астана, набережная Ульбы;
- парк "Самал".
— По вопросу велосипедных дорожек сообщаем, на сегодняшний день составляется дефектная ведомость и сметный расчет с учетом вышеуказанных работ, а также конкурсная документация, — отметили в усть-каменогорском акимате.
Люди и люди
Вопрос, который нельзя обойти стороной в диалоге о велоинфраструктуре, — это отношения велосипедистов и пешеходов. Между ними, к слову, накопилось много взаимных претензий.
— Чудо случилось, построили велодорожку, поставили знаки и нанесли разметку, указав. что это велодорожка. И даже есть знак перечеркнутого пешехода на ней. Но нет же, толпы людей растянутся на всю дорожку и идут! — говорит велолюбительница Анастасия.
Она старается останавливаться и объяснять пешеходам, что трасса создана для велосипедов и гулять надо по набережной, дабы избежать наезда.
При этом женщина признается: отличаются отсутствием манер не только пешеходы, но и сами велосипедисты.
— Прокатные пункты не делают инструктаж, а это ведь пара минут: сказать незнающим арендаторам велотранспорта, что кататься по набережной запрещено и двигаться нужно только по велодорожке, — отмечает Настя. — При мне прокатный ездок сбил ребенка на набережной. Я даже в городские паблики писала об этом и просила прокатчиков разъяснять, что по набережной ездить нельзя!
В социальных сетях мнения горожан разнятся. Одни обвиняют велосипедистов в невоспитанности и незнании правил. А другие ругают пешеходов за их желание гулять в тени деревьев, игнорируя при этом запрет на передвижение по велодорожке.
Есть и те, кто в разгоревшемся конфликте обвиняет представителей власти, акцентируя внимание, что организация зоны отдыха на набережной крайне не продумана.
— Там, где надо было делать пешеходные дорожки, сделали велосипедные, и наоборот. Гулять лучше среди елок, а ездить у реки, — высказался один из горожан.
А молодая мама Ольга указывает на асфальтовое покрытие как на одну из причин выхода пешеходов на велодорожку. Она периодически приводит сына на набережную, чтобы он покатался на самокате. Но из-за того, что оно там довольно рельефное, колеса самоката попадают в ямы и ребенка трясёт.
— Его так трясет, что кажется голова оторвется. Поэтому мы переходим на велодорожку. Он ведь маленький, я не могу отпустить его туда одного, под колеса велосипедистов, а сама остаться на пешеходной части набережной, — говорит Ольга.
К слову, в социальных сетях граждане сообщают об эпизодах столкновений пешеходов и велосипедистов. И судя по комментариям, такие случаи — не редкость.
Развитие велоинфраструктуры — это та самая область, в которой пересекаются вопросы экологии, здоровья нации и организации полезного досуга. Поэтому многие страны делают упор на то, чтобы создать благоприятные условия для массового перехода граждан на велики. Интересно, возьмутся ли когда-нибудь за эту проблему всерьёз? Или же переход на экологичный транспорт в нашем городе так и останется "делом храбрых"?
В тему
Как сообщили в управлении полиции Усть-Каменогорска, за последние пять лет на территории областного центра было зарегистрировано 36 дорожно-транспортных происшествий с участием велосипедистов.
Елизавета Седых