Включите JavaScript в настройках браузера.
Выберите режим
30 апреля 2023
Сейчас читают:

Как в Усть-Каменогорске решают проблему острой нехватки парковок?

Как в Усть-Каменогорске решают проблему острой нехватки парковок?
Горожане пытаются оградить свои придомовые территории от незваных гостей
Фото Елена Бредихина

Левый берег города застраивают с королевским размахом: при строительстве домов на каждую квартиру закладывают по полтора парковочных места, да и на ширине внутридворовых проездов не экономят. А вот в старой части города, которую проектировали крайне компактно, происходит настоящий автомобильный коллапс. И если дорожная сеть после нескольких локальных расширений справляется с транспортным потоком, то дворы по-прежнему не могут вместить в себя всех желающих припарковаться.

Просто не помещаются

"Уважаемые жители, а в частности жители дома по адресу: Бурова, 16а, — обратилась 1 апреля компания ТОО "Өскемен-Тазалық" к горожанам через свой аккаунт в Instagram. — Просим не парковать свои транспортные средства у контейнерной площадки! Вы препятствуете вывозу ТБО и срываете графики. Скоро лето, несвоевременный вывоз будет доставлять неудобства именно вам, уважаемые жители!"

В своем обращении представители компании также попросили ответственные органы установить во дворе знак, запрещающий парковку у площадок.

С похожими проблемами регулярно сталкивается и другая мусоровывозящая компания — ТОО "Оскеменспецкоммунтранс".

— Автомобили, припаркованные перед контейнерными площадками, как, например, сегодня по адресу: Металлургов, 15, препятствуют вывозу ТБО, — выказали возмущение представители организации 30 марта.

Также в ТОО "Оскеменспецкоммунтранс" попросили полицию принять меры в отношении владельцев транспорта.

Но нерадивые водители, к слову, паркуются не только перед мусорными площадками. Еще они встают на тротуарах, оставляют машины на внутридворовых проездах, заезжают на газоны. А когда места во дворах заканчиваются, паркуются вдоль проезжей части. В результате брошенные где попало автомобили заграждают проезд и препятствуют работе различных служб, в том числе пожарной, службе скорой помощи и коммунальщикам.

— Надо отрабатывать с машинами, которые стоят вдоль дорог. Есть такие, которые стоят месяцами. И хозяев мы не можем найти. Поэтому если надо, будем заказывать эвакуатор и убирать эти машины, — высказывался минувшей зимой аким Усть-Каменогорска Жаксылык Омар.

Чиновник отмечал, что машины мешают зимней очистке проезжей части, что в конечном итоге провоцирует сужение дорог. По­этому проблему необходимо решать безотлагательно.

Но как, если город просто не рассчитан на существующее в нем количество машин?

Великое множество

По данным Бюро национальной статистики РК, Восточно-Казахстанская область является самым автомобилизированным регионом страны. Физлицам тут принадлежат 272 798 легковых автомобилей, юридическим — 12 501. При этом на 100 человек приходится 37 машин, что является самым высоким показателем по стране. Для сравнения, в Алматинской области на 100 человек приходится 31 машина, в Астане — 20 машин.

Ну а в Усть-Каменогорске на сегодняшний день зарегистрировано 129 728 единиц транспортных средств. И это почти половина всех автомобилей, числящихся за Восточным регионом.

Все бы ничего, но областной центр изначально был рассчитан всего на 40 000 автомобилей. Тут стоит добавить: по сведениям управления полиции Усть-Каменогорска, эти данные уже устарели в связи с реализацией ряда проектов, направленных на модернизацию города. Новых данных пока нет — "вместительность" города не успели просчитать.

Вот только даже без дополнительных расчетов понятно, что проблема не утратила своей актуальности.

— За три месяца 2023 года на территории Усть-Каменогорска за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств к административной ответственности по статье 597 Кодекса "Об административных правонарушениях" РК привлекли 534 водителя, — отметили в управлении полиции Усть-Каменогорска.

В связи со сложившимся укладом

Планируют ли в Усть-Каменогорске решать проблему дефицита парковок? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо для начала обозначить, в какой именно части областного центра сложился тот самый дефицит.

На левом берегу жилые районы и улицы застраивают с размахом, адаптируя их под потребности растущего города.

— В новых микрорайонах у нас расширенная проезжая часть, более эффективное благоустройство. На каждую квартиру мы предполагаем полтора гаражных места, — заявил 10 апреля аким Восточно-Казахстанской области Даниал Ахметов.

А вот историческая часть Усть-Каменогорска сегодня кажется чересчур тесной. Слишком скученно стоят здания, слишком мало свободного пространства.

— Старая жилая застройка не соответствует существующему уровню автомобилизации, — отметили в управлении полиции Усть-Каменогор­ска. — Кардинально решить проблему возможно путем реконструкции и благо­устройства внутридворовых и прилегающих территорий. Акимат города, осознавая эту проблему, уже пять лет за счет бюджетных средств реализовывает программу "Мой двор".

А в отделе жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Усть-Каменогорска объяснили, что устройство парковочных мест во дворах производится по потребности и исходя из технической возможности расположения инженерных сетей, а также по согласованию с жителями.

То есть прицельную работу, направленную на устранение дефицита парковок в городе, по всей видимости, не ведут. Да и масштаб проблемы, кажется, никто до сих пор не оценил и не перевел в цифровые значения.

— Выполнить расчет потребности парковочных мест для городской застройки возможно при разработке проектов детальной планировки районов при наличии исходных расчетных данных мощности жилых и нежилых объектов. В условиях сложившейся застройки определить данные параметры затруднительно, — сообщили в отделе земельных отношений архитектуры и градостроительства Усть-Каменогорска.

Помогите себе сами?

Не имея возможности глобально повлиять на ситуацию, горожане пытаются оградить свои придомовые территории от незваных гостей.

— Если я поздно приезжаю домой, то в своем дворе припарковаться уже не могу, — объясняет житель Усть-Каменогорска Андрей. — Потому что жители соседних дворов, которым негде было оставить машины, приезжают к нам и занимают наши места.

Раньше у мужчины было постоянное парковочное место во дворе, которое он огораживал с помощью цепочки. Но затем из-за конфликтов с соседями цепочку пришлось снять.

Андрей — далеко не единственный, кто пользовался подобной хитростью.

Из-за обилия заграждающих конструкций во дворах осенью 2022 года в Усть-Каменогорске даже началась кампания по их выявлению и сносу. В большей степени кампания была направлена на конструкции, перекрывающие въезд во дворы, в меньшей — на "захваченные" жителями парковки. Тем не менее последние тоже демонтировали при обнаружении.

— Ограждать парковочные места с помощью цепочек, блокираторов и других приспособлений не допускается, так как это земли государственной собственности, предоставленные во временное безвозмездное землепользование КСК, ОСИ и так далее, — пояснили в полиции.

Но весной 2023 года в Усть-Каменогорске произошел интересный прецедент. Жители трех многоэтажек отстояли право оставить шлагбаумы во дворах. По мнению граждан, с помощью шлагбаумов они обезопасили себя и своих детей от бесконечно снующих по двору машин и, наоборот, освободили проезд для экстренных служб.

А пока что заграждающие конструкции — это единственный метод, который дает хоть какой-то результат в вопросах разгрузки дворовых территорий. Но и этот метод несовершенен.

Стоит ли ожидать, что модернизация дворов рано или поздно даст свои результаты и дефицит парковочных мест сойдет на нет? Может, и стоит. Но оценить перспективы очень сложно. Ведь соответствующие расчеты городские власти предоставить не смогли, а для самостоятельной оценки в этом уравнении слишком много переменных.

Елизавета Седых

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней