Включите JavaScript в настройках браузера.
27 августа 2022
Сейчас читают:

Как будут учиться в новом учебном году казахстанские школьники

Новое инструктивно-методическое письмо об особенностях учебно-воспитательного процесса в 2022/2023 учебном году, опубликованное в августе Национальной академией образования имени И. Алтынсарина, регламентирует дистанционное обучение и летние школы. В документе прописаны также необходимость оценок за классную и домашнюю работу и формы проведения контрольных работ и экзаменов, передает Noks.kz.

Инструктивно-методическое письмо ежегодно определяет, в каком режиме будут работать казахстанские школы, какие предметы будут изучаться, какой должна быть продолжительность учебных занятий и каникул. В 2022 году в этом документе постарались учесть позитивный и негативный опыт двух лет пандемии, чтобы минимизировать потери в знаниях и умениях учащихся.

Одним из первых уроков, приподнесённых отечественной школе зловредным ковидом, была необходимость возврата в школу текущих оценок за изучение учебного материала. Напомним, что первоначально внедрение пресловутого обновлённого содержания образования предполагало отсутствие отметок за классную и домашнюю работу. Четвертные и годовые оценки выводились по особой формуле исключительно по результатам СОР и СОЧ — контрольных работ, проводимых по итогам изучения учебного раздела и четверти. Иногда оценивать знания учащихся приходилось всего по двум - трём оценкам. Одновременно резко сокращалась самостоятельность учителя в выборе форм контроля и в разработке собственных текстов контрольных работ.

С началом пандемии стало ясно, что «щадящая» система с минимумом отметок себя не оправдала. Текущие оценки, названные по новым правилам «формативным оцениванием», пришлось вернуть в журналы. Новое инструктивно-методическое письмо прописывает правила их выставления, вновь позволяя учителю самому определять, в какой форме и с какой периодичностью он будет проверять знания учеников.

«Оценивание учебных достижений обучающихся осуществляется в электронных журналах в виде баллов, при необходимости учитель вносит комментарии, — говорится в документе. — Учитель самостоятельно определяет периодичность выставления баллов за учебные достижения обучающихся с учетом выполненных объёмов работ, учебных заданий. Задания формативного и суммативного оценивания составляются педагогами самостоятельно с соблюдением норм академической честности».

Текущие оценки за классную и домашнюю работу будут выставляться по десятибалльной системе. При этом работа ученика должна сравниваться не с работами его одноклассников, а с определённым образцом. Критерии, по которым выставляется оценка, обучающиеся должны знать перед тем, как приступят к выполнению задания. Это делается для того, чтобы ученик мог сам увидеть и исправить свои ошибки и недочёты. При этом в первом классе сохраняется безоценочная система.

Ряд уточнений касается правил проведения итоговой аттестации. В новом учебном году, согласно инструктивно-методическому письму, итоговая аттестация по истории Казахстана в 11 классах будет проводиться в форме устного экзамена. Напомним, что в конце прошлого учебного года в ряде школ ВКО было недопонимание по этому поводу, когда учителя готовили выпускников к тестированию. До пандемии этот экзамен также проводился в устной форме.

Выпускников-2023 ожидают и некоторые новости. Экзамен для претендентов на получение аттестата об общем среднем образовании «Алтын белгі» по предмету «Алгебра и начала анализа» будет проводиться в письменной форме (тестирование) и не в родной школе, а в филиалах Назарбаев Интеллектуальных школ. Напомним, что в прошлом учебном году эту меру уже пытались ввести, что вызвало отказ части выпускников ВКО от борьбы за медаль. Последовали разъяснения Министерства просвещения, в результате экзамен на «Алтын белгі» принимался в прежнем формате. В 2023 году нововведение, требующее, чтобы медалисты сдавали математику в школах НИШ, всё же вступит в силу.

В четвертых и девятых классах, как и прежде, будет проводиться мониторинг образовательных достижений учащихся (МОДО). В четвертых классах проверяются грамотность чтения (10 тестовых заданий), математическая грамотность (12) и естественнонаучная грамотность (восемь). В девятом классе проверяются грамотность чтения на казахском, русском и английском языках (всего 30 заданий), математическая грамотность (13), естественнонаучная грамотность - физика, химия, биология, география (32). МОДО будет проводиться путём компьютерного тестирования на языке обучения ученика.

Дистанционное обучение, ставшее вынужденной мерой в период пандемии, получило законные права в казахстанских школах. Оно будет вводиться на основании приказа управления образования в случае неблагоприятных метеоусловий. Также «дистанционка» будет возвращаться в случаях введения чрезвычайного положения, ограничительных мероприятий, в том числе карантина. Учебный процесс при необходимости может быть организован в режиме online, когда учебные мероприятия и общение с педагогом проводятся в реальном времени с использованием ИКТ. Допускается и проведение обучения в асинхронном формате, который предоставляет ребенку возможность освоения учебного материала в любое удобное для него время.

Сохраняет актуальность ликвидация пробелов в знаниях, образовавшихся во время двухлетнего дистанционного обучения. Продолжат свою работу летние школы. Инструктивно-методическое письмо регламентирует правила их проведения. Организация среднего образования самостоятельно определяет количество обучающихся по сменам, при необходимости организуются индивидуальные консультации по графику. Расписание уроков составляется с учётом комплектования классов или групп, посещающих летнюю школу, на основе выявленных у учащихся пробелов. Наполняемость в группах не более 25 человек. Продолжительность урока – 40 минут, в один день проводится три - четыре урока. Оценивание в летней школе не осуществляется. Домашнее задание не задаётся. Допускается свободная форма одежды для обучающихся. Для учащихся летних школ должна работать столовая.

Все школы Казахстана в новом учебном году переходят на пятидневный режим работы. Ученики и педагоги будут отдыхать по субботам и воскресеньям. При этом учебный год продлён до 31 мая. Сокращается и продолжительность весенних каникул.

Ирина Плотникова

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней