Девушка-пилот из Усть-Каменогорска: На своего молодого человека я упала с неба!
Жительница областного центра Юлия Томилова рассказала о том, почему парашютистам не рекомендуют смотреть вниз, зачем пилот берет на борт пособие о том, как управлять самолетом, и может ли птица вывести из строя двигатель воздушного судна.
Мне бы в небо
Юлия Томилова родилась и выросла в Семее. А два года назад переехала в Усть-Каменогорск. С первого взгляда ни за что не подумаешь, что эта нежная и утонченная 23-летняя девушка, которая предпочла сферу частного предпринимательства, чтобы иметь возможность как можно больше времени уделять домашнему уюту, выбрала для себя весьма экстремальные увлечения.
— Первый раз я прыгнула с парашютом, когда мне было 18 лет, — вспоминает Юлия. — Потом уже в Усть-Каменогорске я присоединилась к парашютному клубу "Леген", где ребята летают также на мотопарапланах.
С тех пор девушка периодически проводит время в прямом смысле, витая в облаках.
Перед каждым прыжком парашютисты проходят обязательную подготовку. И неважно, впервые человек решился на прыжок или в сотый раз. Такая подготовка может длиться от пяти до восьми часов.
— Мы полностью проходим весь инструктаж, земную подготовку, включая примерку и подгонку парашюта, — объясняет Юлия. — Отрабатываем все элементы управления. Затем — медкомиссия.
Хотя на современных парашютах есть таймер (то есть купол сам раскроется в нужный момент, никаких манипуляций, связанных с этим, в воздухе производить не требуется), перед приземлением человек должен быть готов контролировать себя, а значит быть спокойным и собранным. Кроме того, для прыжков с парашютом есть ряд противопоказаний. Людей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, эпилепсией, повреждениями (пусть и в прошлом) позвоночника или ног не допускают к прыжкам.
Юлия признается, что ей безумно нравится чувствовать себя в свободном полете.
— Это непередаваемые ощущения воздуха вокруг, даже пустоты, — улыбается героиня. — Ни снизу, ни сверху не за что зацепиться. Еще мне нравится рассматривать землю с высоты – очень красиво. Особенно водоемы, реки. Но опять же на определенной высоте парашютистам желательно не смотреть вниз.
На высоте около ста метров над землей, когда парашютист способен различить листья на деревьях, человеку важно максимально сконцентрироваться и сосредоточиться на подготовке к безопасному приземлению.
За пять лет Юлия совершила 49 прыжков с парашютом с высоты от 800 до нескольких тысяч метров.
— Прыгаю почти всегда без инструктора, — пожимает плечами экстремалка. — В воздухе мне не страшно. Боязни высоты у меня никогда не было. Тем не менее страх появляется в тот момент, когда нужно приземляться. Потому что скорость большая, и когда видишь, как стремительно приближается земля, становится не по себе. Но именно в эти минуты самое главное — держать себя в руках и не поддаваться панике. Кроме того, при приземлении от удара о землю происходит большая нагрузка на ноги. Чтобы не повредить себе ничего, нужно должным образом сгруппироваться.
Кстати, благодаря парашютному спорту Юлия действительно оказалась на "седьмом небе". От счастья…
— Это очень забавная история, — смущенно улыбается девушка. — Со своим молодым человеком я встретилась на занятиях. Вернее, я просто в прямом смысле упала на него с неба. Меня немного отнесло от того участка, где я должна была приземлиться. И я случайно попала на парашютиста, который уже закончил прыжок и как раз собирал свой рюкзак. Так мы и познакомились.
Полёты наяву
А вот о самолетах Юлия мечтала еще со школы.
— Я привыкла вести отсчет этому увлечению с шестого класса, — с улыбкой говорит Юлия. — Тогда у меня появился свой ноутбук и принтер, и мне нравилось распечатывать картинки с самолетами и клеить их на скотч к стене в комнате. Получала за это от родителей… При этом у меня никогда не возникало мысли пойти в будущем учиться на стюардессу. Я понимала внутри себя, что мне бы понравилось летать, именно управляя, а не просто находиться на борту. Меня невероятно влекла сама техническая сторона, хотелось узнать, что же там, в кабине пилотов? А еще меня всегда удивляло, как такая большая, тяжелая машина так легко поднимается в небо: вес самолета может достигать 50 тонн и более.
Повзрослев, Юлия стала искать возможность для воплощения своей мечты.
— Шанс попасть в кабину пилотов даже при наличии каких-то связей практически равен нулю, — качает головой девушка. — И тогда я собралась и поехала в Алматы - записываться в учебный центр, где совершают полеты. Мне было тогда 20 лет.
Юлия всерьез начала готовить себя к полетам.
— Я покупала учебники по внутреннему управлению самолетом, много читала, изучала, — рассказывает собеседница. — Позже стала пробовать тренироваться на авиасимуляторах "Boeing 737". Приятно было, что в центре к представительницам прекрасного пола не относятся предвзято, мол, не девичье это дело. Напротив, все стараются помочь.
Авиасимулятор — машина, полностью повторяющая устройство кабины пилотов в самолете. Во время тренировки можно смоделировать различные ситуации, направления, погодные условия. Занятия проводятся с инструктором.
— Единственное отличие в том, что вместо стекол там мониторы, на которых воспроизводится внешняя обстановка: взлетная полоса, небо и так далее, — уточняет Юлия. — И ты самостоятельно уже осуществляешь полный запуск, управляешь "самолетом".
Позже юная поклонница воздушных путешествий начала совершать настоящие вылеты.
— Я стала летать на маленьких учебных пятиместных самолетах "Cessna 172", которые в основном используются для авиапрогулок и непродолжительных перелетов, — продолжает девушка. — Попробовать себя в качестве пилота на них может практически любой желающий. Эти самолеты очень маневренные. И некоторые мои знакомые пилоты иногда любят их наклонять, опускать носом вниз, переворачивать в воздухе. Я даже участвовала в таких трюках — и вот тогда было страшно: дыхание останавливается, но все равно классно. Правда, сама я, наверное, нескоро решусь исполнить нечто подобное.
На сегодняшний день, находясь за штурвалом, Юлия осуществила более 20 перелетов длительностью от 20 минут до двух часов. На вопрос, как удается разобраться в колоссальном количестве всевозможных датчиков и кнопок, которыми буквально нашпигована кабина пилотов, Юлия ответила, что во многом ей помог знакомый, который не только водит самолеты, но и сам пишет пособия для авиационных училищ.
Без паники!
За штурвалом всегда работают в паре два пилота. Если предстоит дальний перелет, то на борту находится третий летчик для смены. Полет начинается с того, что пилоты через специальные наушники устанавливают связь с диспетчером, который будет контролировать ситуацию с земли начиная со взлета и заканчивая посадкой.
— Стоит отметить, что эти процессы практически всегда осуществляются в ручном режиме, — объясняет Юлия. — И некоторым это может показаться странным, но именно посадка является наиболее волнительным и ответственным процессом. Я не говорю, что все остальное не требует внимательности. Тем не менее посадить самолет действительно труднее, нежели поднять. Но в этом может помочь автопилотирование.
Однако летчики не всегда могут рассчитывать на автопилот. Случается, что в самолет попадает разряд молнии. Тогда радиосвязь может прерваться. Поэтому пилоты всегда следят за полетом и в любой момент готовы управлять воздушным судном вручную.
Многих интересует, могут ли птицы стать причиной повреждения двигателя воздушного судна.
— При строительстве самолетов их тщательно испытывают на прочность, — отмечает Юлия. — В том числе — проверка двигателей тушками птиц...
Поэтому пассажиры могут не волноваться на этот счет.
— Я не знаю, как описать эмоции, которые я испытываю во время полетов. Это просто восторг, — делится девушка. — Но зато я хорошо запомнила эмоции людей, которые встретились мне в аэропорту в день моего первого самостоятельного вылета.
Это случилось после очередных занятий в учебном центре.
— Мы с инструктором отлетали (с тем самым, который пособия пишет). И он предложил мне посмотреть одну из его книжек, — рассказывает Юлия. — Я выбрала со стенда в холле центра учебник и заторопилась в аэропорт, потому что надо было возвращаться домой.
Тут надо сказать, что в тот день на тренировке команда Юлии организовала постановочную фотосессию в форме летчиков.
— И вот я стою в аэропорту в форме пилота и с книжкой в руках, на которой довольно большими буквами написано "Коротко о том, как научиться управлять самолётом". А вокруг люди, которые готовятся к посадке, — смеется девушка. — Я сразу поняла, что произвела на них впечатление. Но более того, у меня был билет приоритетной посадки. Это такие места, которые пассажиры занимают сразу после экипажа. И вот объявляют посадку, к самолёту направляется экипаж, а следом гордо иду я. Когда я проходила мимо очереди пассажиров, то буквально спиной чувствовала их взгляды. В какой-то момент я подумала, что вот прямо сейчас половина из них сойдет с рейса. Позже, когда все эти люди обнаружили меня мирно сидящей на пассажирском месте, на их лицах отразилось неописуемое расслабление…
Примечательно, что в семье Юлии нет людей, увлекающихся небом.
— Все мои родные так или иначе связаны с водой, — улыбается собеседница. — Дядя — капитан дальнего плавания, дедушка всю жизнь занимался рыбным промыслом, папа работает на рыбном заводе. В семье много шуток на эту тему: говорят, что подкинули меня. Кстати, когда я захотела научиться водить машину, папа был против, чтобы я садилась за руль. Поэтому я села за штурвал самолета.
Но до сих пор родители Юлии не могут привыкнуть к этому, переживают за дочку…
Юлия отмечает, что авиация не терпит частичной занятости.
— Такая работа определенно занимает большую часть жизни: частые и длительные поездки, командировки. Я не готова к такому режиму. Поэтому не рассматриваю в будущем профессию пилота. По крайней мере сейчас, — рассуждает девушка. — Все-таки я больше человек домашний и хочу максимально уделять время семье. К тому же мне кажется, если я уйду в это с головой, то быстро могу перегореть. Поэтому пока полеты остаются в моей жизни в качестве хобби. Но тем не менее в ближайших планах значится: "Полетать на "кукурузнике" Ан-2".
Лилия Дроздова