Включите JavaScript в настройках браузера.
15 января 2023
Сейчас читают:

В Усть-Каменогорске участие в госпрограмме закончилось для жителей двух многоэтажек судебными тяжбами

Несколько лет назад жильцы многоквартирных домов № 58 и № 60 на улице Островского приняли участие в программе термомодернизации. Люди хотели привести свои дома в порядок за счет заемных средств. Однако вместо качественного ремонта участники программы, по их версии, получили кучу проблем, в том числе протекающую крышу, потрескавшиеся фасады и долги.

Выгодное предложение?

Программу термомодернизации в Казахстане запустили в 2011 году. Идея была крайне проста и изящ­на государство предоставляет беспроцентный "кредит" на капитальный ремонт многоквартирных домов, благодаря чему жильцы получают возможность починить крышу, фасад, подъезд и обновить общедомовые сети. Предполагалось, что после окончания ремонта горожане будут небольшими частями возвращать в бюджет заимствованные деньги. Суммы в каждом случае были разными и зависели от квадратуры жилья и общей стоимости ремонтных работ.

Желающих поучаствовать в программе оказалось немало. Ежегодно восточноказахстанцы подавали десятки заявок. И это при том, что вокруг термомодерна с момента его запуска не утихали скандалы.

Так, первыми в программу попали многоэтажки на проспекте Независимости*, 45 и 47. В результате жильцы этих домов подали в суд на подрядчиков.

По данным Специализированного межрайонного экономического суда ВКО, всего в 2011 – 2012 годах на подрядчиков программы термомодернизации поступило около десяти исков от жильцов, недовольных качеством ремонтных работ.

Эхо старых инициатив

Спустя более чем десятилетие после старта программы шум вокруг термомодернизации утих. Кто-то и вовсе забыл о том, что в стране существовал подобный механизм реставрации многоквартирного жилья на заемные средства.

Однако жильцы домов № 58 и № 60 на улице Островского забыть об этом, к сожалению, не смогут еще долго. В 2014 году они решили отремонтировать свои многоэтажки и заключили договор с ТОО "Жилищно-эксплуатационное управление Восточно-Казахстанской области". А управление, в свою очередь, оформило договор подряда с ИП.

— Подкупило то, что появилась возможность сделать ремонт в рассрочку. Мы люди не богатые, много пенсионеров в этих домах проживает. Сложно было бы самим собрать такие деньги, — объясняет председатель кондоминиума "Оазис", жительница одного из проблемных домов Татьяна Виданова.

Летом 2015 года строительная фирма в лице ИП завершила работы, и представители ТОО "ЖЭУ ВКО" подписали акт окончательной приемки на оба объекта. А представители стороны жильцов подписывать акты приемки отказались. Они обратились в жилищно-эксплуатационное управление с заявлением, что ремонт был произведен некачественно. По мнению собственников квартир, в ходе ремонта предприниматель использовал плохие материалы и нарушал технологию работ.

Заявление не осталось без внимания в ответ на обращение подрядчик пообещал довести оба объекта до ума. Вот только дальше слов дело так и не пошло.

"ИП (...) обязался устранить все недоделки до 20 августа 2015 года, но свои обязательства не выполнил", — сказано в материалах, которые хранятся в архиве Усть-Каменогорского городского суда.

Собственникам квартир в проблемных домах ничего больше не оставалось, кроме как приступить к самостоятельному ремонту многоэтажек.

Пропал с радаров

Летом 2020 года жильцы, потеряв всякую надеж­ду на мирное разрешение ситуации, обратились в суд. Суд признал, что подрядчик выполнил свою работу некачественно, и обязал ИП за счет собственных средств устранить дефекты по ремонту домов № 58 и № 60 на улице Островского. Предприниматель должен был перекрасить фасады, переустановить каменную кладку балконов, отремонтировать входы на кровлю, покрасить откосы, установить примыкание на козырьках над входными дверями подъездов и далее по списку. Но...  опять не выполнил обязательства. Более того, объявил себя банкротом.

В итоге люди оказались в крайне неприятной ситуации.

— Если не восстанавливать дома, они развалятся. Краска с фасадов облезла после первой же зимы. А там, где облезла краска, стал высыпаться кирпич, — поясняет Татьяна Виданова. — Мы, конечно, потихоньку занимаемся ремонтом. И уже много сделали. Но сколько всего еще предстоит.

Жительница дома № 60 Виктория с самого начала поддерживала идею об участии в программе.

— Мне казалось правильным следить за своим домом. Было очевидно, что он находится не в лучшем состоянии и нуждается в ремонте. Казалось, что госпрограмма – хорошая возможность привести дом в порядок и не допустить серьезных проблем в будущем, — отмечает собеседница. — Но программа не принесла нам пользы, и более того, может быть даже ухудшила положение дома. Даже такие фундаментальные работы, как восстановление кладки балконной стены и замена плиты перекрытия, выполнены некачественно. Это создает угрозу всему дому.

Кроме того, в ходе термомодернизации, по версии жителей, подрядчик повредил целостность кровли обоих домов. Ситуация оказалась настолько серьезной, что справиться своими силами у жильцов не получилось: самодельные заплатки пропускали воду и отваливались.

— Нам порвали крышу в 58-м доме. Мы ее сначала латали, а потом собрали деньги — два с лишним миллиона тенге — и переделали, — добавляет Татьяна. — Теперь хотя бы не переживаем за то, что нас затопит.

Жители второй много­этажки кровлю еще не отремонтировали. Они планируют заняться этим ближе к лету. Ну а пока дом № 60 регулярно топит. Из-за этого квартиры на пятом этаже отсыревают и покрываются плесенью. И, несмотря на расставленные в комнатах разно­цветные тазики и ведра, в период проливных дождей или особенно сильного таяния снега достается даже соседям снизу.

В этих потопах скрывается еще одна потенциальная опасность загорание проводки в случае прямого контакта с водой. Так, по словам наших собеседников, вода неоднократно затекала в электрические щитки в подъездах. Однажды это чуть не привело к трагедии.

— Люди делают что могут. Нанимают рабочих и ремонтируют свои балконы, стены вокруг своих окон. Но чтобы нанять рабочих и купить материалы, нужны приличные деньги! — восклицает Валентина Галета, проживающая в доме № 60. — За штукатурку и покраску балкона я отдала 50 тысяч тенге.

Сейчас за жителями проблемных домов числится незакрытый долг перед государством. С лета 2019 года ТОО "ЖЭУ" присылает счета каждому отдельно взятому собственнику. По словам жительницы этого же дома Надежды Питько, у некоторых людей даже стали удерживать средства из пенсии, блокировать банковские карты и отправлять на работу исполнительные листы.

Чтобы не оплачивать чужие недоделки, в 2022 году жильцы обратились в суд в надежде расторгнуть договор с управлением. Но суд отказал. При этом люди не хотят сдаваться и намерены продолжать борьбу за свои интересы.

— За что же мы должны платить, если после этого ремонта до сих пор дома в порядок привести не можем? — сетует Татьяна Виданова.

Возникает закономерный вопрос: почему людям, оказавшимся в такой непростой ситуации, не могут предложить эффективное решение проблемы? Решение, которое устроило бы все стороны спора. Ведь жильцы не виноваты в том, что подрядчик выполнил свою работу некачественно. Более того, они даже не выбирали подрядчика. Так должны ли они кошельком отвечать за допущенные кем-то ошибки?

* Указаны актуальные на момент описанных событий названия улиц.

Елизавета Седых
Фото Елены Бредихиной

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней