В Усть-Каменогорске общественники просят обозначить радиоактивные пятна знаками
Правозащитник долгое время судился ради того, чтобы выяснить, какой госорган должен выявлять, оценивать и обозначать точки радиационного загрязнения, передает корреспондент YK-news.kz.
Все началось в августе 2021 года, когда правозащитник, юрист Алексей Божков обратился в департамент экологии Восточно-Казахстанской области с требованием уточнить границы радиоактивных пятен и точного уровня радиационного фона, а также обозначить границы этих пятен с помощью специальных знаков.
Поскольку департамент не взял на себя ответственность за точки радиационного загрязнения, выяснять, кто же должен выполнять обозначенные требования, пришлось через суд.
Разбирательства в судах обоих инстанций закончились тем, что упомянутые обязанности возложили на акимат Усть-Каменогорска.
Однако в акимате заявили, что у них нет соответствующего финансирования, кроме того, не предоставлен госреестр объектов исторического загрязнения на территории города и не решен вопрос штата.
Однако общественника не устроил такой ответ, и он вновь обратился в суд, где добился признания решения акимата незаконным. Так как в соответствии с пунктом 3 статьи 143 Экологического кодекса РК выявление и оценку объектов исторического загрязнения организуют местные исполнительные органы городов и районов.
«Иными словами, отсутствие финансирования не освобождает ответчика от необходимости организации этой работы, выполнения необходимых процедур, направления запросов, согласований, совершения других действий, направленных на реализацию исполнения нормы, предусмотренной законом», — объяснил Алексей Божков.
Стоит отметить, что акимат пытался опротестовать решение в верховной инстанции, однако 10 октября ВС оставил его без изменений.
Наверняка многие устькаменогорцы знают о существовании радиоактивных пятен.
Это зараженный грунт, находящийся на определенной глубине. Причем в черте города. Например, пятно было в огороде частного дома. Сейчас очаг по-прежнему существует возле многоэтажки в районе Прохладной.
Грунт — наследство уранового производства, радиоактивных хвостов доводочных фабрик комбината «КалбаОлово» и других предприятий, действовавших в середине прошлого столетия.
Выемку зараженного грунта начали вести с 2006 года, однако неликвидированных пятен еще достаточно.
Елизавета Седых