Включите JavaScript в настройках браузера.
Выберите режим
6 июля 2023
Сейчас читают:

В Казахстане ввели ограничения для пользователей электросамокатов

В Казахстане ввели ограничения для пользователей электросамокатов
Фото Ирина Плотникова

Экологичные средства передвижения неуклонно завоёвывают популярность в городах по всему миру. Но по мере увеличения числа пользователей растёт и гора проблем. Почему противниками электросамокатов в Казахстане выступают и водители, и пешеходы? Как решается проблема на сегодняшний день? Что потребуется сделать в перспективе, чтобы популярность электросамокатов не входила в противоречие с безопасностью дорожного движения?

Два колеса и чистый воздух

С наступлением тёплого времени года жители Усть-Каменогорска всё чаще встречают на тротуарах самокатчиков на массивных устройствах, двигающихся с достаточно высокой скоростью. Чем они отличаются от обыкновенных самокатов, на которых мальчишки гоняли ещё сто лет назад? Самокат приводится в действие мускульной силой человека, а следовательно, ограничен физическими возможностями своего водителя. Электросамокат имеет двигатель, для включения которого достаточно один раз оттолкнуться и нажать тумблер скорости. Дальше устройство двигается само, развивая скорость до 25 километров в час. Вес такого устройства составляет в среднем около 20 килограммов, конструкция способна выдерживать человека весом до 150 килограммов. Заряд батареи позволяет проехать от 30 до 45 километров. 

Секрет растущей популярности электросамокатов в больших городах зачастую кроется в обилии дорожных пробок. Средство передвижения, которое способно легко обогнуть любую пробку и доставить человека из пункта А в пункт Б в пять раз быстрее, чем собственные ноги, неминуемо находит поклонников. При этом в отличие от классического самоката или велосипеда, для передвижения не приходится тратить собственные силы. Для парковки такого аппарата не нужно много места, что также немаловажно. Ведь инфраструктура, созданная ещё в советское время, не предназначена для нынешнего количества автомобилей. 

Ещё одним плюсом электросамокатов поклонники считают их экологичность. По данным департамента экологии по ВКО, на долю транспорта в Усть-Каменогорске приходится до 56 процентов загрязнения атмосферы. Таким образом, каждый водитель, пересевший на электросамокат, вносит свой вклад в очищение городского воздуха. Не случайно особую популярность эти средства передвижения завоевали в городе Алматы, который буквально задыхается от автомобильных выхлопов.

Средство повышенной опасности?

По мере роста популярности так называемых средств индивидуальной мобильности (электросамокатов, скутеров и т. д.) во всём мире растёт озабоченность вопросами безопасности. Врачи в крупных городах Казахстана и соседней России констатируют, что в сутки в больницы поступает от трёх до шести пациентов с травмами, полученными в результате эксплуатации электросамокатов. Несмотря на то что самокатчики падают с высоты собственного роста, калечатся они примерно так же, как велосипедисты или мотоциклисты. По словам специалистов, лидируют травмы лучевых костей, запястья, головы, шейного отдела позвоночника. 

Колёса самоката маленькие, реагируют на любую выбоину. В результате резкого торможения самокатчик может вылететь вперёд через руль. А много ли у нас в городе тротуаров с идеально ровным покрытием? Безопасность диктует пользователям электросамокатов носить шлем, налокотники и наколенники, как это делается при катании на роликах. Но далеко не все принимают эти меры предосторожности.

Вторая проблема состоит в том, что для электросамокатов на наших дорогах попросту нет места. Когда создавалась дорожная инфраструктура, таких средств передвижения не было и в помине. Велосипедная инфраструктура в нашей стране — дело новое, так что казахстанцы до сих пор не привыкли к тому, что нельзя ходить по велодорожкам. Часто столкновения с пешеходами происходят именно на велодорожках. Но велодорожки в Усть-Каменогорске до сих пор наличествуют главным образом в прогулочных зонах. Тогда как самокатчики ездят по тротуарам практически везде. Электросамокат движется быстро и бесшумно. А пешеход может изменить траекторию движения совершенно неожиданно. Такие столкновения могут нанести серьёзные травмы обоим. При этом в дорожную статистику наезды самокатчиков на пешеходов до сих пор практически не попадали. 

Но даже при движении по пешеходной инфраструктуре самокатчик может столкнуться с машиной. Это происходит на пешеходных переходах, куда некоторые выезжают "верхом" и не снижая скорости. Взаимно высокая скорость автомобиля и самоката практически не оставляют участникам времени для реагирования. Такие столкновения могут повлечь серьёзные травмы и даже гибель самокатчика.

Взять под контроль?

В Усть-Каменогорске с конца апреля 2023 года появились синие электросамокаты, выдаваемые напрокат. Для пользования ими необходимо зарегистрироваться в специальном приложении. Час аренды обойдётся в 1990 тенге. Парковки располагаются главным образом в прогулочных зонах: на Комендантке, в парках "Металлург" и "Самал". В нашем городе прокатные электросамокаты используются по большей части для развлечения и в тех местах, где существует велосипедная инфраструктура. Однако немалое количество устройств являются собственностью людей и перемещаются по самостоятельным маршрутам согласно потребностям владельца.

По данным департамента полиции ВКО, за первые пять месяцев 2023 года в нашей области не было зарегистрировано ДТП с участием самокатчиков. Впрочем, это не может свидетельствовать о том, что в ВКО нет проблем с этими средствами передвижения. Просто в холодное время на них не ездят. Да и в случае мелких столкновений с минимальным ущербом участники, как правило, не обращаются в полицию.

— В настоящее время в соответствии с Правилами дорожного движения Республики Казахстан лица, управляющие электросамокатами, относятся к "иным участникам движения", — констатирует первый заместитель начальника ДП ВКО Думан Кожахметов.

Иными словами, самокатчик — это не водитель, не пешеход и не пассажир. Электросамокаты в ПДД РК до последнего времени никак не были обозначены. Привлечь к ответственности пользователей крайне трудно. Устройства не имеют номерных знаков, по которым их можно было бы отследить даже в том случае, если ДТП зафиксировал "Сергек". 

Чтобы упорядочить использование электросамокатов, депутаты Мажилиса инициировали ряд поправок в дорожное законодательство. Проект закона был разработан ещё два года назад, но приняли его только сейчас. Президент РК подписал Закон Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации дорожного движения" 29 июня 2023 года. Согласно этому документу, электросамокаты признаются транспортным средством, которое может двигаться без ограничений по велодорожкам и обочинам. При движении по тротуарам скорость движения должна быть снижена до шести километров в час.

"Допускается движение электросамоката по крайней правой полосе проезжей части, включая автобусную полосу в один ряд. Однако для этого водителю должно исполниться 18 лет, он должен быть в застегнутом шлеме и светоотражающей одежде и иметь права любой категории", — говорится в документе.

Перевозить грузы и пассажиров на электросамокате запрещено. На пешеходных переходах и на перекрёстках самокатчики должны спешиться.

Выход или тупик?

Очевидно, что потребность урегулировать вопросы, связанные с индивидуальными средствами передвижения, давно назрела. Однако самокатчики вовсе не в восторге от тех норм, которые появились в законе. 

— Ограничивать скорость шестью километрами — это глупость! — считает житель Усть-Каменогорска Вадим. — Весь смысл в том, что самокат позволяет быстрее добраться до нужного места. А ездить по проезжей части я теперь не могу, потому что у меня нет водительских прав. Это мне надо отдать кучу денег, отучиться и только потом выезжать? Я честный, права покупать не стану. А сколько людей их купят? И что, от этого станет безопаснее? 

Наш собеседник высказал мнение, что после введения таких ограничений ещё больше самокатчиков станут ездить по тротуарам. А для развития необходимой велосипедной инфраструктуры в нашем городе зачастую нет места, особенно в старой его части. 

С другой стороны, прокат электросамокатов тоже станет невыгодным. Ведь резко сократится километраж, который можно проехать за отведённое время. С третьей, будет ли у полиции возможность отследить и наказать самокатчика за превышение скорости на тротуаре? Кто и каким образом будет её измерять? Как ловить нарушителя?

В общем, пока остаётся масса вопросов относительно того, как будет применяться новый закон. Некоторые эксперты считают, что логичным шагом для обуздания этой стихии должно стать введение государственной регистрации устройств и номерных знаков. Потребуется также разработка соответствующей системы штрафов для нарушителей и лишение права арендовать электросамокаты для пользователей, допустивших наезды на людей. А безусловным условием безопасности должно стать изучение ПДД всеми участниками движения, включая пешеходов.

А как это делается у них?

Во Франции и Германии существует развитая велосипедная инфраструктура. В этих странах самокатчикам запрещено ездить по тротуарам. В Дании и Швейцарии скорость на тротуарах должна быть не выше 20 километров в час. 

В столице России решили упорядочить движение и скорость прокатных самокатов за счёт подключения к системе геолокации. Когда аппарат въезжает в так называемую "тихую зону" (людные парки, скверы, дворы и т. п.) скорость автоматически снижается до 10 – 15, а где-то до 20 километров в час. Таких зон по Москве уже более 200. У покупных самокатов такой функции нет.

А в столице Франции Париже аренду электросамокатов запретили полностью.

Ирина Плотникова

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней