Включите JavaScript в настройках браузера.
2 апреля 2022
Сейчас читают:

Верховный суд РК постановил заново расследовать дело водителя из ВКО

В ноябре 2019 года в Кокпектинском районе легковой автомобиль влетел под КамАЗ, заглохший на проезжей части. Единственным виновником гибели людей был признан водитель грузовика. Однако осужденный продолжает доказывать, что ответственность с ним должны делить должностные лица, не оказавшие ему помощь в эвакуации машины. Верховный суд пришёл к выводу, что следствие и суд по делу о смертельном ДТП проходили с обвинительным уклоном. И это не единичный случай. Как граждане борются с несправедливостью судебной системы, разбирался корреспондент YK-news.kz.

Роковой рейс

Мы уже писали о трагической поездке, перевернувшей жизнь Кайрата Сапакова — полицейского пенсионера, подрабатывавшего водителем, и озвучивали его версию событий. 19 ноября 2019 года к нему обратился директор автопредприятия, где Кайрат работал ранее. Требовалось отвезти в Зайсан груз подсолнечника. Машина была только на днях приобретена фирмой и к рейсу готовилась в спешке.

Сутки спустя Кайрат Сапаков и его напарник Нурбол Кулетаев выехали в рейс двумя КамАЗами, которые оказались весьма слабо подготовленными. На перевале Байбура машина Кулетаева сломалась. А в грузовике Сапакова недалеко от въезда в село Кокпекты замёрзло топ­ливо. Вдобавок оказалось, что машина не была укомплектована знаком аварийной остановки. Пока в аккумуляторе был заряд, работала аварийная сигнализация. К тому же Кайрат Сапаков выставил в нескольких метрах позади машины белую пластиковую канистру. Добравшись до напарника на попутной машине, Сапаков принялся обзванивать всех, кто мог бы оказать ему помощь в эвакуации грузовика с проезжей части, начиная от директора своего автопредприятия и заканчивая акимом сельского округа. Звонки Кайрата Сапакова с просьбой о помощи в эвакуации заглохшего грузовика зафиксированы были также на каналах 102 и 112.

— Он звонил в МЧС, ДЭУ, никто не прибыл, — показал на суде полицейский Мергембаев. — Так как в Кокпектинском РОП не имеется грузовой техники, я сказал ему, что постараюсь найти технику и направить к нему. Позвонил в ПЧ-33, начальнику "Комхоза", начальнику ДЭУ-29, троим жителям села Кокпекты, но не смог найти технику.

Возле грузовика, который пытались отогреть и завести Сапаков и Кулетаев, днём 21 ноября, по версии Кайрата, дважды останавливалась машина начальника дорожно-эксплуатационного участка Мухамадиевой. Она сказала водителю, что у неё имеется только техника для очистки снега и чтобы он позвонил в МЧС. Также посоветовала попросить аккумулятор у водителей, которые обычно стоят в районе АЗС "Казмунайгаз" в селе Кокпекты и непременно убрать КамАЗ с дороги. Сапаков с Кулетаевым попытались "прикурить" от автомашины марки "ХОВО", ехавшей из Кокпекты. Но аккумулятор на ней оказался слабым, и КамАЗ не завёлся.

В итоге ни одно из должностных лиц, к которым Кайрат Сапаков обращался за помощью, эту помощь ему не оказало. А с наступлением сумерек под прицеп на большой скорости влетела "Лада Гранта". Пожилая пассажирка погибла на месте. Водитель был доставлен в районную больницу, где успел дать показания. После он также скончался от полученных травм.

Следствие назначило Кайрата Сапакова единственным винов­ником произошедшей трагедии. Суд решил, что водитель про­явил преступную небрежность и не принял необходимые меры для эвакуации транспортного средства с проезжей части. Кокпектинским районным судом ВКО от 11.08.2020 он был приговорён по части 4 статьи 345 УК Республики Казахстан к пяти годам лишения свободы с отбыванием наказания в учреждении минимальной безопасности, с лишением права управления транспортными средствами сроком на пять лет.

Хождение по мукам

Кайрат Сапаков считает, что ответственность с ним обязаны были разделить сотрудники МЧС Кокпектинского района, руководство Кокпектинского РОВД и ДЭУ-29. Они были осведомлены об опасности, которую представляет собой заглохший на дороге грузовик, но ничего не предприняли, чтобы эту опасность устранить. Он считает, что в данном случае был нарушен Закон РК "О дорожном движении", статья 3 которого устанавливает "приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью участников дорожного движения", а статья 5 устанавливает "координацию деятельности центральных и местных исполнительных органов, физических и юридических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий", а также "обеспечение безопасности дорог и их пропускной способности".

"В ноябре 2021 года, после моего ходатайства в Генеральную прокуратуру, было вынесено постановление о возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц Кокпектинского района, — излагает свою версию Кайрат Сапаков. — Агентство по противодействию коррупции по Семейскому региону начало досудебное расследование. Несколько раз я подавал заявление на участие в очных ставках, и с большим трудом мне удалось их добиться. Но уже на первой моей очной ставке с руководителем ДЭУ-29 Мухамадиевой мне было отказано в аудио-видеофиксации процесса. Также следователь не позволил мне задать ряд очень важных вопросов и зафиксировать факт не­оказания мне помощи. Мне также было отказано в приглашении государственного защитника. Следователь мотивировал это тем, что мне положен собственный адвокат. У меня нет возможности нанять платного адвоката из-за отсутствия средств. Когда по тем вопросам, которые следователь позволил мне задать, возникли расхождения с ее показаниями на судебном процессе, я предложил ему просмотреть нужный файл аудио-видеозаписи судебного заседания. Но получил ответ, что ему "некогда этим заниматься".

В ответе от начальника управления дознания, который получил осужденный водитель, говорится, что в результате служебного расследования по действиям следователей ДП ВКО в процессе следствия по делу о смертельном ДТП нарушений не установлено. После обращения в прокуратуру ВКО жалоба Кайрата Сапакова была перенаправлена для рассмотрения прокурору Кокпектинского района.

"Объективных данных о виновности должностных лиц, государственных учреждений Кокпектинского района не добыто, возможности по их дополнительному сбору исчерпаны, поскольку они не уполномочены производить буксировку транспортных средств, сломанных в пути, — отвечает прокурор Кокпектинского района О. Калматаев. — Согласно Правилам дорожного движения РК, при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, водитель принимает все необходимые меры для отвода транспортного средства из этих мест".

Иными словами, местный надзорный орган также пришёл к выводу, что должностные лица, которых терпящий бедствие водитель уведомил о своей проблеме, не обязаны были помогать ему. 

Обоснованные сомнения

Кайрат Сапаков не оставляет попытки добиться справедливости. Летом 2021 года он даже записал видеообращение к главе государства. После того как суд второй инстанции оставил приговор без изменения, осужденный решил идти до конца. И в Верховном суде наконец были услышаны претензии водителя к качеству следствия и судебного разбирательства.

"Действия суда не были направлены на обеспечение объективного разрешения данного уголовного дела и свидетельствуют об одностороннем обвинительном уклоне по отношению к Сапакову К. Н., — говорится в постановлении Верховного суда от 15 марта 2022 года. — Обстоятельства, изложенные в показаниях Сапакова К. Н., надлежащим образом не были исследованы, и выводы суда о том, что в нарушение требований ПДД он не принял своевременные и необходимые меры к устранению созданной им опасной ситуации, не соответствуют фактической стороне дела".

Верховный суд решил, что выводы судов первой и второй инстанций о том, что Кайрат Сапаков один несёт ответственность за гибель двух человек, вызывают обоснованные сомнения. Он принял во внимание все попытки водителя призвать на помощь органы МЧС, полиции, местной власти и дорожно-эксплуатационной службы. В то же время Верховный суд не нашёл фактов, чтобы другие водители предлагали Сапакову помощь в буксировке КамАЗа. По мнению судьи Ердена Арипова, следствием также не было установлено, с какой скоростью двигался легковой автомобиль, была ли трасса в момент столк­новения освещённой, видел ли водитель "Лады" препятствие на дороге.

По мнению Верховного суда, гражданские иски к пострадавшим и их семьям должен был удовлетворять не водитель, а автотранспортное предприятие, являющееся владельцем злополучного КамАЗа. Суд постановил, что имеются все основания для пересмотра судебных актов в отношении Кайрата Сапакова. Приговор Кокпектинского суда в отношении водителя был отменён, а уголовное дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Жертвы судебной ошибки

Кайрат Сапаков — не единственный человек в Казахстане, который пытается доказать, что был осужден несправедливо. В нашей республике сейчас действует несколько правозащитных групп, созданных родственниками осужденных. Самая крупная из них насчитывает 40 человек. Водитель из ВКО также состоит в этой группе.

— Я борюсь за права моего супруга, который был судьёй районного суда, — рассказывает активистка Айжан Куралиева из Тараза. — Я считаю, что дело, по которому его осудили, было сфабриковано. В поисках справедливости я встретилась с людьми, оказавшимися в сходной ситуации, и мы начали бороться в правовом поле. Мы обращались к депутатам, к уполномоченному по правам человека, в администрацию Президента РК. Мы хотим не только того, чтобы все наши дела пересмотрели в рамках закона. Просим, чтобы создали для этого некую аналитическую группу. Пока нас не слышат.

По словам правозащитницы, есть люди, которые добиваются справедливости уже на протяжении 12 лет. Свою группу активисты назвали в честь подполковника Жараспаева, который три года боролся за оправдание и сумел доказать свою невинов­ность. Исчерпав все возможности достучаться до казахстанской Фемиды, они собираются обращаться в международные правозащитные организации.

"Судебная власть вкупе с надзорным органом превратились в грубые карательные органы, бездумно переписывающие обвинительные акты правоохранительных органов, которые, в свою очередь, ради своих показателей, рейтингов, рекламы своей бурной деятельности способны бросить в жернова системы судьбы невинных граждан, втягивая их в орбиту незаконного уголовного преследования, — говорится в обращении правозащитников к депутатам. — Необходим анализ причинно-следственной связи роста протестного настроения среди граждан, пострадавших от незаконных решений судов и прокуратуры, что прямо влияет на национальную безопасность страны".

Сегодня борцы с судебными ошибками обрели надежду в связи с политическими реформами, анонсированными Президентом РК в послании от 16 марта. Кайрат Сапаков тоже ждёт нового разбирательства в надежде, что суд наконец увидит и учтёт все обстоятельства того трагического ноябрьского дня.

Ирина Плотникова

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней