Включите JavaScript в настройках браузера.
Выберите режим
30 ноября 2019
Сейчас читают:

Шесть десятков человек в Усть-Каменогорске зимуют при свечах

Шесть десятков человек в Усть-Каменогорске зимуют при свечах
Среди тех, кто сейчас остался без света, а в перспективе может получить уголовное преследование — Александра Джанкуразова, проживающая в дачном домике с матерью-пенсионеркой и двухлетним ребёнком
Фото Виктора Абакумова

Жители очередного дачного посёлка остались без электричества. В разгар ноябрьских холодов вышел из строя трансформатор, а в кооперативе разгорелась нешуточная борьба между председателем и людьми, зимующими на дачах. Войны за энергоснабжение дачников вспыхивают в областном центре не в первый раз. Могут ли власти защитить страдающих людей? В чьих силах решить проблему, давно ставшую системной, разбирался корреспондент YK-news.kz.

Да будет свет!

О том, что подстанция № 239 в дачном кооперативе "Алтайский строитель" может не справиться с нагрузками в холодный период, речь зашла на собрании дачников ещё в октябре. Тогда председатель кооператива Марина Иванова уведомила постоянно проживающих людей о том, что, согласно уставу, света зимой у них не будет.

Жизнь во мраке, понятное дело, не устроила тех, у кого нет иного жилья помимо домика в садоводческом товариществе. Собрание выбрало комиссию, которая должна была составить списки оборудования, запрещённого к использованию, чтобы не перегрузить фазу. Мощность автоматов была ограничена 25 амперами. Под запрет попали бойлеры, электронагревательные приборы и системы "тёплые полы". К тому же так называемые "зимники" должны были предоставить комиссии закупленные уголь и дрова, которыми они намерены отапливаться.

Комиссия намеревалась обследовать 35 домов. По факту удалось обойти лишь 18 из них. Все требования, согласно акту обследования, были соблюдены в десяти. И всё же свет подключили. Первого ноября правление "Алтайского строителя" решило ограничить подачу электроэнергии в те дома, где есть большое количество электроприборов. А ночью 3 ноября злополучный трансформатор загорелся. Ответственность за этот пожар, по мнению председателя садоводческого общества, лежит на потребителях.

— Люди, которым разрешили пользоваться электричеством в зимний период, перегрузили одну фазу, — излагает свою версию событий Марина Иванова. — Трансформаторная подстанция полностью вышла из строя. После того как была осуществлена полная наладка, мы провели запуск холостого хода в ночь с субботы на воскресенье. Подстанция не заработала. Вышли из строя какие-то внутренние детали. Теперь нужно будет демонтировать подстанцию и везти ее на ремонт. Какое время это займёт, сколько будет стоить и где брать деньги на это, я не знаю.

Воины света

— Это садоводческое общество, — настаивает Марина Иванова. — Но люди, когда начинают жить на садовых участках круглогодично, просто напичкивают дом электрическими приборами. А ведь у меня помимо этих тридцати по весне на эту подстанцию придёт ещё сто человек. Это будут дачники, которые занимаются садоводством. А эти просто хотят жить за чужой счёт! Тридцать людей остаются без света — это их проблемы! Позиция правления такова: будем стараться возбудить уголовное дело по факту причинения материального ущерба имуществу общественного объединения.

Среди тех, кто сейчас остался без света, а в перспективе может получить уголовное преследование — Александра Джанкуразова, проживающая в дачном домике с матерью-пенсионеркой и двухлетним ребёнком.

 — За зимнее подключение света мы оплачиваем по 20 тысяч тенге, платим по счётчику и потери, —  рассказывает одинокая мать. — Но нас всё время светом шантажируют: "Не сделаете то или это — свет отключу. Где хотите, там и живите! Здесь вы жить вообще не должны!"  

Женщина находится в отпуске по уходу за ребёнком, другого жилья у неё нет. И денег на него тоже.

Пока решается вопрос с починкой трансформатора, несколько домов уже отключили от энергоснабжения. Председатель заявляет, что свет им будет возвращён только после обследования на предмет запрещённых к использованию приборов.

При этом число недовольных сложившейся ситуацией председатель и её оппоненты рассчитывают по-разному. В списке, составленном Александрой и её сторонниками, значится 20 домов, в которых прописаны около 60 человек. Марина Иванова уверена, что воду мутят всего 15 неудобных хозяев:

— С остальными мы провели разъяснительную работу, рассказали им, что дело тут уголовным преследованием попахивает. И они сказали: "Нам это не надо!"

Это не Рио-де-Жанейро!

С каждым годом в садовых кооперативах на городских окраинах становится всё больше людей, проживающих в них постоянно. Чаще всего это переселенцы из сельской местности, малообеспеченные и многодетные семьи. Найти полтора миллиона на садовый домик, а потом приспособить его для житья зимой для них посильно. А вот взять ипотеку они не в состоянии. Усть-Каменогорск, как и все крупные города, обрастает бедными кварталами наподобие бразильских фавел. С той только разницей, что в Рио-де-Жанейро не бывает тридцатиградусных морозов в начале ноября.

Зачастую жители казахстанских "фавел" лишены нормальных человеческих удобств, доступных остальным горожанам. У них нет качественной питьевой воды. Ведь скважины и сети в садоводческих кооперативах строились для полива, а не для питья. "Зимники" не имеют права обустроить в своих домах ванну и тёплый туалет. Электрические сети, которые проводились ещё в советское время, рассчитаны на потребление в виде пары лампочек, а не на телевизор, холодильник, стиральную машину или микроволновку.

Проблемы наших "фавел" продолжают копиться и могут привести к большой беде, как случилось в Нур-Султане, когда при пожаре в садовом домике заживо сгорели пятеро малышей. В нашем случае, по словам председателя "Алтайского строителя", горящий трансформатор можно было потушить за 15 минут, но пришлось ждать около часа, чтобы приехала аварийная РЭК и сняла пломбы. Диспетчер по телефону не дал право пожарным это сделать.

— Это было в 22.04, — рассказывает Марина Иванова. — А если бы подстанция взорвалась? А там было 120 литров масла. И находится она не на отшибе: там рядом дорога, жилые дома, высоковольтная линия. Мало бы никому не показалось!

Через несколько дней после аварии на подстанции в кооперативе сгорел один из "зимних" домиков. К счастью, обошлось без человеческих жертв.

Никто не хотел отвечать

Сейчас "зимники" из "Алтайского строителя" живут в буквальном смысле слова при свечах. И скорого решения проблемы не предвидится.

— В ВК РЭК нам пояснили, что юридически они ничего не могут, — повествует Александра Джанкуразова. — Не могут забрать это имущество, так как они являются частным предприятием. Трансформатор на балансе общественного объединения. А лезть в чужое имущество они не могут.

Подобным образом ответил людям, оказавшимся во мраке, и городской акимат.

— Садоводческое общество — это добровольное объединение граждан и является общественной организацией, его деятельность построена на самофинансировании, — сообщает заместитель акима Усть-Каменогорска Тамара Рахимжанова. — Органы исполнительной власти не вправе вмешиваться в деятельность общественных организаций.

Люди готовы скинуться и в складчину поставить новый трансформатор более высокой мощности. Но председатель не соглашается на замену.

— Это у нас общественное имущество, принадлежащее всему садоводству, — заявляет Марина Иванова. — Те люди, которые будут скидываться на трансформатор, станут учредителями. Пусть они покупают более мощную подстанцию, устанавливают себе. Вопрос упирается в отвод земли. Пусть они идут к юристу, экономисту. С отдела архитектуры начинают. Покупают, устанавливают столбы, протягивают. Могут даже сами себе каждый на участке установить по трансформатору.

Марина Викторовна признала, что уход с линии энергоснабжения 15 - 16 домов, которые, по её мнению, перегружают линию, был бы весьма желателен. В свою очередь, её оппоненты сами хотят выйти из кооператива, чтобы иметь возможность решить наконец свою проб­лему.

"Мы не хотим оставаться членами кооператива и хотим решить вопрос о подаче электроэнергии конструктивно, — написали они в письме на имя акима области. — Готовы создать простое товарищество и сделать разграничение баланса принадлежности в части трансформатора, всех линий и столбов. После чего приобрести новый трансформатор и самостоятельно обслуживаться".

Но, как показывает опыт, на этом пути тоже могут возникнуть неожиданные проблемы, связанные с оформлением права собственности. Два года назад члены садоводческого общества "Заря" сообща установили новый трансформатор, который тогдашний председатель оформила на себя и на этом основании требовала повышенную оплату. Совсем недавно прошли суды второй инстанции по поводу злополучного трансформатора. Дачники отсудили подстанцию, но прежде им тоже пришлось пережить "погружение в темноту" 20 июня, когда свет отключили под предлогом неуплаты.

Ещё одно препятствие состоит в том, что выход из садоводческого общества одномоментно лишит бунтарей не только света, но и воды. Это Марина Иванова пояснила совершенно недвусмысленно. Она признаёт, что охотно бы избавилась от всех проблем, связанных с трансформатором и "зимниками":

— Я предлагала акимату ещё более простое решение. Отдел ЖКХ берёт на бесхоз эти подстанции. Тогда мы снимаем с себя все полномочия по обслуживанию линий, опор и трансформаторных подстанций. Эту обузу должен будет взять отдел ЖКХ, а потом передать эти подстанции ВК РЭК. А РЭК сказал: "Нам этот балласт не нужен!"

В поисках резонанса?

Люди, оставшиеся без света, готовы были пойти на крайние меры, чтобы их услышали. Горячие головы предложили перекрыть движение на трассе. Наиболее хладнокровные и юридически грамотные изложили Даниалу Ахметову свою проблему 22 ноября на личном приёме в здании филиала партии "Нур Отан".

— Надо разобраться с собственностью, — дал указание городскому акимату глава региона. — Подключайте ВК РЭК. Заявители пусть напишут заявление в прокуратуру, и начинайте расследовать. Сейчас очень холодно. Это издевательство над людьми со стороны председателя товарищества.

Главы садоводческих хозяйств мотивируют свою позицию в борьбе с "зимниками" правами остальных дачников пользоваться водой и светом. А постоянные жители "фавел" хотят нормальных условий проживания в домах, где они зарегистрированы по закону.

— Они сами это сделали, а теперь хотят вызвать общественный резонанс! — негодует Марина Иванова.

Между тем проблема электро- и водоснабжения постоянных жителей дачных массивов в любой момент может отозваться куда более крупным общественным резонансом, если в результате очередного пожара кто-нибудь погибнет. Тогда уже вся страна наверняка узнает о том, что в окрестностях Усть-Каменогорска в XXI веке люди живут, как их предки, - с и лучиной.

В тему

По признанию руководителя Центра матери и ребенка Ермека Омарбекова, проблема постоянного проживания большого количества людей в пригородных дачных поселках имеет оборотную сторону.

— Согласно официальным данным, по городу 142 неблагополучные семьи, — прокомментировал он на очередном заседании городского акимата. — Но я считаю, что эта цифра сильно занижена. У нас рожает большое количество женщин, проживающих в дачных поселках. Мы обеспечиваем им нормальные роды, младенцы появляются на свет здоровыми. Но после выписки эти дети попадают в ужасные условия: отсутствие света, воды и невозможность поддерживать должный уровень гигиены. Считаю, что необходимы совместные подворовые обходы представителей медицинских организаций, полицейских и сотрудников сферы образования, чтобы выяснить, в каких условиях растут эти дети, и оказать помощь.

Ирина Плотникова

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней