Включите JavaScript в настройках браузера.
Выберите режим
15 августа 2020
Сейчас читают:

Чему научил школы ВКО опыт дистанционного обучения?

Чему научил школы ВКО опыт дистанционного обучения?

Прошлый учебный год казахстанские школьники впервые заканчивали в дистанционном режиме. C 1 сентября, предполагается, ученики вновь сядут не за парты в классе, а за компьютеры у себя дома. Чем не устраивает родителей дистанционное обучение? Как готовятся к новому витку "дистанционки" учителя и администрация учебных заведений? Что делает государство, чтобы обучение на дому было качественным, изучал корреспондент YK-news.kz.

Равные возможности

Первые итоги работы школ на "удалёнке" проанализировал Президент РК в своём выступлении 27 мая на заседании Национального совета общественного доверия.

— Введение карантина и режима изоляции показало, что работоспособных систем дистанционного образования у нас в полном объеме пока нет, — заявил Касым-Жомарт Токаев. — В будущем подобные кризисы могут повториться. Поэтому следует в ускоренном порядке урегулировать вопросы дистанционного обучения как на законодательном, так и на методологическом и организационном уровнях.

В четвертой четверти 2019/2020 учебного года учителя и родители на практике столкнулись с теми барьерами, которые не позволяют обеспечить школьникам по всей стране равное качество дистанционного образования.

— Дистанционный режим обучения невозможно организовывать без наличия компьютера дома у ребёнка и у педагога, — отметил аким ВКО Даниал Ахметов. — На сегодняшний день в наличии в школах области 33 200 компьютеров. Компьютерную технику имеют 166 779 детей или 88 процентов всех учащихся. У 22 476 детей компьютеров нет. В этой связи проводится работа по передаче 17 101 компьютера на возвратной основе из организаций школьной системы: 197 — педагогам и 16 904 — учащимся. Дополнительно до 25 августа мы приобретаем для школ области 9 548 единиц компьютерной техники на сумму 1,6 миллиарда тенге. Также планируется выделение средств из правительственного резерва на приобретение 26 509 единиц компьютерной техники на общую сумму 4,1 миллиарда тенге. В целом этих ресурсов более чем достаточно, чтобы закрыть потребности в компьютерной технике у педагогов и школьников.

Другой проблемой стала низкая скорость интернета в сёлах, не позволяющая ученикам подключаться к информационным платформам, на которых велось обучение. Эту проблему в области также намерены решить в кратчайшие сроки.

— Из 189 255 учащихся 170 тысяч имеют доступ к интернету дома, — констатировал Даниал Ахметов. — 18 331 ребёнок не обеспечен интернетом. Из них 11 354 имеют техническую возможность подключиться. Поэтому ещё в четвёртом квартале прошлого года мы приобрели 5620 роутеров с сим-картой, подключенные к тарифам интернета. Остальные 6877 детей будут обучаться в штатном режиме. Но мы будем работать над тем, чтобы практически все обладали возможностью подключения к интернету. Поэтому до 1 сентября будет увеличена скорость доступа к сети Интернет в 52 населённых пунктах. На эти цели планируется направить дополнительно 140 миллионов тенге. 7342 учащихся получат возможность более эффективно учиться в режиме онлайн. Потому что возможность вырастет с полутора мегабит до четырёх.

С 1 сентября малокомплектные сельские школы, где невелик контингент детей и в силу отдалённости минимальна угроза заражения опасной инфекцией, начнут работу в обычном режиме с соблюдением предписанных санитарно-гигиенических норм. Сядут за парту также первоклашки в дежурных классах. Остальным предстоит начать обучение дистанционно.

Папа решает, а Вася сдаёт?

Каким станет новый учебный год? Не утратят ли дети приобретённые в школе навыки? Понадобятся ли им в этом году школьная форма и портфель? Эти вопросы сегодня волнуют каждого родителя. Тем более что не все мамы и папы остались довольны тем, как их детей учили в апреле и мае.

"За что учителя зарплату получают? — возмущается в соцсети Ольга. — Всё сгрузили на родителей. Мы сами своих детей учили, а нам только домашние задания рассылали! А они чем в это время занимаются?"

Аким ВКО заявил, что подобные случаи в будущем не повторятся.

 — Сегодня мы более подготовлены, —  заметил Даниал Ахметов. — Обеспечили техническую и технологическую потребность, обучили наших учителей. С 20 июня 22 000 наших педагогов проходят курсовую подготовку по использованию образовательных платформ, где они рассматривают проблемы дистанционного обучения, во­влечения учеников в учебный процесс, педагогической поддержки родителей. Мы уверены, что работа будет успешной. 

Больше всего обеспокоены родители младшеклассников. Ведь малыши ещё не умеют учиться сами.

"С нами учитель работал по WhatsApp, — делится мама третьеклассника Елена. — Я убеждена, что учитель при помощи аудио­файла достаточно внятно новую тему ребёнку не объяснит. Дети начинают переспрашивать, файл уходит по ленте. Сын отвлекается. Может, более способные дети понимают тему, но мне приходилось заново всё объяснять. Английскому языку, на мой взгляд, вообще таким образом учить невозможно".

Несколько иную точку зрения высказывает Екатерина, чей сын в прошлом году окончил шестой класс в одной из школ Усть-Каменогорска:

"У моего мальчика успеваемость заметно повысилась в последней четверти. Он по складу характера такой, что ему не нужна групповая работа, любит учиться самостоятельно. Нам учителя высылали очень толковые презентации. К ним можно было в любой момент вернуться, чтобы разобраться. Конечно, я тоже объясняла сыну что-то. Это естественно. Единицы детей способны учиться самостоятельно. Но моему на "дистанционке" понравилось. Уроки у нас были чётко организованы: начало в 8.00, окончание — в 14.00. За это время он успевал выполнить все задания. Общались при помощи платформы "Кунделик".

Сделал сам — научи другого!

В школах тоже готовятся к дистанционному обучению с 1 сентября. Анализируют опыт решения проблем, накопленный в конце прошлого учебного года. 

— Мы сразу чётко распределили, кому мы будем возить домашние задания, — рассказывает директор одной из районных школ. — Первоначально на школьной машине возили пакеты с заданиями 42 детям, у которых нет компьютера и интернета. Забирали у них выполненные задания, отвозили учителям. Я сама развозила три раза в неделю. Потом отдел образования дал нам роутеры, мы их распределили, и это позволило сократить количество детей, которым задания возили. Сам алгоритм задания разработали такой, чтобы он был решаемый, читаемый. У нас в школе много "особых" семей, где детям неоткуда ждать помощи. Первоначально на "дистанционке" интерес к учебе резко упал. Нам приходилось стоять насмерть, чтобы они начали выполнять задания дома. Составили расписание и чётко его придерживались. Начальная школа вышла в отдельный график. Если средние и старшие классы умеют что-то делать сами, то начальная школа может что-то делать только при родителях. Поэтому мы пересмотрели расписание. Часть детей выходила на связь с 14.00, часть и вовсе с 18.00, когда возвращались с работы родители. По каждому классу были составлены эти микрогруппы. Учителя были на связи практически круглосуточно.

Все наши собеседники — родители, учителя, представители администрации школ - констатировали, что из онлайн-платформ, на которые уповало государство, вводя "дистанционку", более-менее стабильно работал только "Кунделик". Каждая школа сама искала альтернативные способы дистанционного обучения.

— На каникулах нам, конечно, разъясняли, как работать с программами Zoom, Google-офис, — делится опытом учитель английского языка одной из школ Усть-Каменогорска Елена. — Но когда все подключились, эти платформы повисли. Английский язык немыслим без аудирования. Если дети долго не слышат английскую речь, они начинают коверкать слова. Мы спасались, записывая аудиоуроки и высылая их через WhatsApp. Наговаривали, чтобы дети слушали учителя и повторяли дома. Делали видео, презентации со звуком. Дети тоже высылали нам аудиоответы.

Учителя начальных классов предпочитают записывать видеоуроки с объяснением нового материала. Они считают, что онлайн-конференция, на которой ученик видит только голову учителя, не слишком ему помогает.

— Ребёнку надо видеть, как ты это делаешь, — объясняет учитель начальной школы Марина. — Я это пишу, проговариваю подробно. Короткие ролики делаю на каждый предмет.

А вот для старшеклассников конференция оказалась вполне приемлемым методом работы.

— Мы с учениками работали в Zoom, — рассказывает учитель английского языка Светлана. — Конечно, временами вылетали, приходилось заходить вновь. Но мне нравится, что там много возможностей. Можно создавать сессии, активно общаться.

Хвалят свою профессиональную платформу городские учителя математики и информатики. Им особенно нравится, что там выложено большое количество доступных методических материалов, которыми можно воспользоваться.

Нашли способы онлайн-общения с учениками даже преподаватели таких предметов, которые, казалось бы, невозможно изучать по интернету.

— Администрация нашей школы предложила задействовать Instagram, — поясняет учитель художественного труда школы-гимназии № 10 Усть-Каменогорска Светлана Донцова. — Наш завуч Лидия Александровна — литератор, она с детьми читала стихи ко Дню Победы. Мы с физруками посмотрели и поняли, что так тоже можем. На школьной странице в Instagram я начала челлендж "Помогаю маме". У нас в четвертой четверти по программе в пятых классах готовка. Практика обязательна. Девочки готовили блюда, фотографировали и отсылали мне, я формировала из их работ ролики. Учителя физкультуры затеяли флешмоб "Занимаемся спортом во время коронавируса". Целыми семьями упражнения делали и записывали видео. Очень интересно получилось.

Выученные уроки

Мнения о результативности дистанционного обучения у наших собеседников разделились. Наиболее скептически настроены в сельских школах, где учителя воспользовались готовыми текстами заданий СОР и СОЧ, выложенными в интернете. Часть детей нашла в Сети эти тексты. Городских учителей этот аспект волнует меньше, так как задания контрольных работ они, как правило, составляют сами. Хотя и при этом не исключена возможность списывания.

— Конечно, родители помогают выполнять СОРы-СОЧи, — высказывает мнение учитель начальной школы. — Тем более в первом классе. Боюсь, что со временем результативность обучения при таком подходе будет падать.

Относительно участия родителей в процессе обучения все наши собеседники высказались однозначно. Обучение детей, которые ещё не умеют учиться сами, без посредничества родителей невозможно. Особенно это касается учеников начальной школы.

— Родители на "дистанционке" лучше узнали своего ребёнка, — констатирует учитель начальной школы Маргарита. — Раньше некоторые считали, что оценку учитель занижает. Когда же они стали принимать участие в учёбе своего ребёнка, то увидели реальную картину, как он выполняет задания, как быс­тро понимает материал.

Все наши собеседники сошлись на том, что на "дистанционке" нельзя обойтись парой оценок в четверти. Необходимо проверять и оценивать каждую работу. Только при этом условии дети будут заниматься дома.

— Оценки нужны на каж­дом предмете, — выражает своё мнение учитель начальных классов Марина. — Но обязательно с подробным комментарием. Чтобы ребёнок и родитель знали, что именно не так в выполненной работе.

— Мне особенно понравилось, что снова появились оценки за каждый урок, — делится мать шестиклассника Екатерина. — Сколько уроков прошло, столько и отметок в журнале. Это дисциплинирует ребёнка, приучает регулярно выполнять задания. И я включена в процесс обучения, могу судить, какие успехи у сына.

Никто из наших собеседников не считает, что в обозримом будущем "дистанционка" может заменить традиционное обучение. Главное, чего не хватает сегодня ученикам — это общение со сверстниками и с учителем. Ведь школа — это не только место, где в головы детей загружают информацию. Они учатся жизни в социуме. Компьютер никогда не заменит воспитателя.

Впрочем, наши власти уверены, что "дистанционка" пришла в наши школы не навсегда.

— Любая дистанционная форма обучения — достаточно экстренная, — признаёт аким ВКО Даниал Ахметов. — Она подразумевает, что в самое короткое время мы должны перейти к штатной форме обучения. И мы это сделаем. Мы создаём хорошие предпосылки того, что все режимы ограничений в самое короткое время будут серьёзно смягчены. Школа должна основываться на традиционных учебных формах.

Ирина Плотникова

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней