Включите JavaScript в настройках браузера.
Выберите режим
17 марта 2019
Сейчас читают:

"Уважаемые пассажиры, благодарю вас..." — с таким почтением обращается к людям кондуктор автобуса

"Уважаемые пассажиры, благодарю вас..." — с таким почтением обращается к людям кондуктор автобуса
Гульнар Мейрманова не устает разговаривать с людьми. Она любит общение. Любит и уважает своих пассажиров
Фото Ирина Краскова

Гульнар Мейрманова уже на пенсии. Однако работу не оставляет. Говорит, что ей нравится то, чем она занимается. Она кондуктор и обилечивает устькаменогорцев последние 10 лет. Многие пассажиры узнают ее, улыбаются. Неудивительно: доброжелательный кондуктор с чувством юмора и позитивным настроем контрастно бросается в глаза.

Рабочий день кондуктора начинается рано.

В 4.50 я должна быть на базе, — говорит Гульнар Адылкановна. — Это общее время для всех, вне зависимости от графика. У кого-то первый выезд будет в 5.30, у кого-то в — 5.45 или 6.00. Это неважно: без десяти пять все кондуктора в любом случае должны быть на рабочем месте.

Те, кто начинает движение раньше, заканчивают примерно к восьми вечера. Самые поздние графики завершаются в 22.45.

Девчата-кондуктора часто раскисают, жалуются опытному работнику: "Тяжело. Иногда целый день – на ногах".

Так это у нас гимнастика такая! Регулярная тренировка для ног, для рук, — шутит и подбадривает девушек Гульнар Адылкановна. — И для позвоночника разминка: в наши обязанности входит мытье салона. Я, например, мою полы в автобусе два - три раза в день. В общем, работа у нас — постоянное движение. Зачастую еще и под музыку. Хорошая профилактика лишних килограммов!

Девчата-кондуктора смеются. Действительно, забавно слышать такие рассуждения от пенсионерки. Гульнар Мейрманова — самая старшая из всех кондукторов в компании "Марат-М". Она уже пять лет как официально вышла на пенсию, но продолжает работать.

Продолжает смешить, подбадривать. Не только коллег по работе, но и пассажиров.

***

...Январь. Утро. Сильный мороз. Заходит недовольная пассажирка и возмущается:

Почему у вас в салоне холодно?!

Да, не жарко, — соглашается Гульнар Мейрманова. И с улыбкой добавляет: — Но пять минут назад было еще холоднее! А вот вы зашли — и нам сразу стало теплее! Благодарю вас за понимание нашей работы!

После таких слов и возмущаться больше не хочется.

Через 15 минут в автобус заходят два пенсионера.

Гульнар Мейрманова:

— Уважаемые пассажиры! К нам присоединились люди среднего возраста (она говорит именно так: не пожилые, не престарелые, именно — "люди среднего возраста"). Давайте уступим им место. О, молодой человек, я благодарю вас за понимание! И желаю вам всяческих успехов!

А вскоре заходит еще одна женщина — по-видимому, также среднего возраста. Показывать документы она не хочет. Говорит, неудобно доставать. Потом резко повышает тон:

Как вы все надоели! Покажи да покажи! Вот, возьмите эти несчастные деньги за проезд и отвяжитесь! — женщина почти кричит.

А Гульнар Мейрманова спокойным и даже нарочно тихим голосом отвечает:

Я прошу у вас прощения за беспокойство! Вы прекрасно выглядите, и ваш возраст определить визуально почти невозможно!

***

Гульнар Мейрманова не устает разговаривать с людьми. Едет студент, расстроенный, — подойдет к нему, пошутит. Едет женщина с заплаканными глазами — подбодрит. Она любит общение. Любит и уважает своих пассажиров.

С людьми сложно?

С людьми интересно.

А как вы поступаете с пьяными пассажирами? Вот зашел мужчина, на ногах стоять не может. И денег за проезд не дает. И куда едет — не говорит.

Я посажу его в сторонку и строго скажу: "Сиди тихонько. Можешь поспать. Но к другим пассажирам не приставай. Иначе сдадим в опорный пункт, тебе это надо?!"

А если зайдет контролер, а он — без билета?

Объясню ситуацию. Контролеры ведь тоже люди, у них тоже есть родственники. А пьяный — он чей-то муж, чей-то отец, сын или брат. Не выгонять же его на мороз. Пусть доедет до нужной остановки — его наверняка кто-то где-то ждет. Многие, кстати, к концу поездки немного трезвеют и даже рассчитываются за проезд.

Получается, пьяные и нервные пассажиры вас не обижают?

Нет, это просто больные люди.

А какие люди все-таки могут вас чем-то задеть?

Высокомерные. Ехала однажды женщина в роскошной белой шубе и каждый раз, когда я проходила мимо, она демонстративно отодвигалась.

Вы ей что-нибудь сказали?

Да, что моя форма кондуктора совершенно чистая. Я каждый вечер ее стираю. Но дело-то не в этом. Дело в том, что многие убеждены: кондуктором становятся от безысходности. Мол, соглашаются на эту работу только люди без образования, без возможности устроиться на другое, нормальное место. А вы возьмите хотя бы наше предприятие: у нас многие кондуктора — с двумя дипломами!

Сама Гульнар Адылкановна могла бы работать воспитателем детского сада. У нее и образование есть, и педагогический опыт. И детей она любит.

Меня всё устраивает в работе воспитателя, кроме зарплаты. Поэтому я еще 10 лет назад устроилась кондуктором.

Гульнар Мейрманова говорит, что вообще за свою жизнь она сменила 12(!) специальностей. Перечисляет: товаровед, продавец, кассир-контролер, рубщик мяса, танцовщица, дворник, повар, снабженец, воспитатель, дистрибьютор, кондуктор, вахтер. Кстати, вахтером женщина трудится и сейчас. Там у нее нет строгой униформы в отличие от должности кондуктора, поэтому на свою вторую работу Гульнар часто надевает длинные платья. И тоже с утра до вечера работает с людьми:

С ними интересно.

***

Знаете, что лично для меня самое сложное в работе кондуктора? Пустой автобус, когда совсем мало пассажиров.

Значит, вечера, часы пик, когда все едут с работы — ваше любимое время?

Нет, вечером часто пассажиры едут в автобусе уставшие. Голодные. У многих болит голова. И это всё сразу заметно. У людей потухшие глаза, в салоне — какая-то напряженная атмосфера. Я начинаю шутить, поздравлять с предстоящими праздниками.

Кстати, о праздниках.

В конце декабря Гульнар Мейрманова ежегодно наряжается в Снегурочку. 30 и 31 декабря она с утра до вечера поздравляет пассажиров.

— Это не моя идея, а прекрасная инициатива нашего руководства. Так происходит уже не первый год: водитель и кондуктор переодеваются в костюмы сказочных персонажей. Заходят поочередно в разные автобусы на линии и начинают рассказывать стихи, дарить людям конфеты. На это руководство специально выделяет деньги. Но вы ведь понимаете, мы дарим не просто конфеты. Мы дарим радость!

Интересно, что Гульнар Мейрманова на "должность" Снегурочки вызвалась добровольцем. Самая старшая из всех кондукторов. И Снегурочка. Да такая веселая: пассажиры были в восторге. Просили сфотографироваться вместе.

Она самая старшая и одновременно в душе самая молодая.

И вот эта искренняя молодость без обид и упреков почти любого заставит улыбнуться.

Ирина Краскова

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней