Включите JavaScript в настройках браузера.
Выберите режим
3 октября 2015
Сейчас читают:

Спасённые новорождённые весом до килограмма рискуют остаться инвалидами на всю жизнь

Спасённые новорождённые весом до килограмма рискуют  остаться инвалидами на всю жизнь
Здесь малышей "приводят" в прекрасный, новый мир
Фото Виктор Абакумов

С 1 января 2008 года младенцы весом от 500 граммов в Казахстане считаются живорожденными. Это значит, что прежде появившийся на свет на сроке в 22 недели плод не считали ребенком и попросту приравнивали к биологическому мусору! Теперь доктора приложат все силы и умения, чтобы помочь крохотному новорожденному сделать первый самостоятельный вдох. Спустя семь лет после начала этой программы специалисты подводят итоги. Несмотря на все старания врачей и технические средства, нередко выжившие глубоко недоношенные дети обречены на полную слепоту и глухоту. Эксперты и простые казахстанцы задаются сложным вопросом: "Стоит ли спасать ребенка, чтобы обречь его на существование инвалида?" YK-news.kz попытался разобраться в непростой и очень деликатной теме рождения и дальнейшей судьбы экстремально маленьких младенцев.

Обречённые  на жизнь?

Ляззат в ноябре исполнится четыре года. 

Всю свою маленькую жизнь крошка провела в стенах больниц и специализированных учреждений. Девочка ни разу не видела родную маму. И не увидит никогда. Ляззат родилась недоношенной, весом всего чуть больше 800 граммов.

Мама оставила новорожденную дочь прямо в роддоме, слабо веря в то, что крошка выкарабкается. И, как и у многих других детей с экстремально низким весом, у Ляззат развилась ретинопатия — разрушение сетчатки глаз.  
Девочка абсолютно слепа.

— У Ляззат отличный слух, — рассказывает Гульнар Даниярова, директор специализированного дома ребенка, где сейчас находится кроха. — Когда мы зовем ее по имени, она тут же протягивает ручки будто навстречу. Со стороны нельзя и предположить, что ее карие глазки не видят. Внешне она ничем не отличается от сверстников.

И все же разница между воспитанницей дома ребенка и другими дошколятами есть. Ляззат родилась такой крошечной, что могла бы уместиться на ладони. Среди таких малышей, родившихся задолго до нормального срока, потеря зрения и слуха, к сожалению, обычное дело.

Ляззат очень хочет найти маму

— Чаще всего зрение удается восстановить детям в возрасте до года, — продолжает Гульнар Борангалиевна. — Ляззат не помогли ни терапия, ни операция. Случаются и еще более печальные истории. К нам из района поступила девочка из очень неблагополучной семьи. Ребенком вообще никто не занимался. К моменту, когда ее привезли, оба глазика уже вытекли, спасти их было невозможно.

Еще десять лет назад детей, родившихся на ранних сроках, от 22 недель, даже не пытались реанимировать. Сегодня каждый из примерно сотни крохотных пациентов Центра матери и ребенка получает шанс на жизнь.

— До начала 2008 года роды на ранних сроках при весе плода от 500 до тысячи граммов официально считались выкидышами, — комментирует главный врач Центра матери и ребёнка Рая Рахимова. — Когда Казахстан семь лет назад присоединился к программе Всемирной организации здравоохранения по выхаживанию глубоко недоношенных детей, мы фактически оказались не готовы ее выполнять. Не хватало ни навыков у врачей, ни средств и специального оборудования.

Весь ужас ситуации, когда по закону "нужно", но в реалиях "почти невозможно" спасти крохам жизнь, ощутили тогда специалисты отделения интенсивной терапии центра.

— Я точно помню, что в 2008 году родилось ровно сто детей весом до одного килограмма, — делится заведующий неонатологическим отделением ЦМиРа Асхат Куанышбаев. — И нам не удалось спасти ни одного из них. В 2009 году мы выходили нескольких малышей. Правда, они родились на более поздних сроках, то есть были достаточно развиты, но имели маленький вес.

Специалист признается, что навсегда запомнил первого кроху, которого удалось спасти.

— Только в 2010 году мы выходили первого ребенка, который родился на 25 неделе беременности и весил 880 граммов, — рассказывает Асхат Мауытбекович. — Я все еще хорошо его помню, потому что только вернулся с обучения в Израиле и вел его от рождения до выписки. Он провел в реанимации в общей сложности полтора месяца с переменным успехом. Он то начинал дышать самостоятельно и мы переводили его в другое отделение, то снова попадал к нам с ухудшением. Какое-то время мы поддерживали связь с его семьей и после выписки, и насколько я знаю, у них все хорошо.

В борьбе со смертью

С тем же трепетом в Специализированном доме ребенка вспоминают историю маленького Ильи (имя изменено). В ней больше надежды. При рождении кроха весил чуть больше 800 граммов. И несмотря на то, что родители отказались от него, мальчик не только выжил, но и обрел новую любящую семью.

— Мы сначала боялись за его глазки, — признается Гульнар Даниярова. — У многих недоношенных детей они повреждены в первую очередь. В двухмесячном возрасте отправляли мальчика в Алматы на консультацию по ретинопатии. Однако этот диагноз сняли. И еще через несколько месяцев мы отдали Илью на усыновление. 

Обычно приемные родители ищут здоровых детей, а тут недоношенный. Мы долго обсуждали это решение с потенциальной мамой. Я объяснила все возможные последствия, чтобы убедиться, что семья к ним готова. Ведь никто не даст гарантии, что симптомы не проявятся в будущем. Но они усыновили мальчика несмотря ни на что и до сих пор регулярно приезжают к врачам. Ребенку уже около двух лет.

Сегодня он полностью догнал в развитии своих сверстников. У него все хорошо, и мы очень этому рады.

Пока даже специалисты не могут объяснить, почему при одинаковом лечении одни глубоко недоношенные дети вырастают сильными и здоровыми, а другие остаются инвалидами. Медики не ведут даже отдельной статистики по заболеваниям среди глубоко недоношенных детей. Каждый из врачей подсчитывает только пациентов своего профиля.

— Чаще всего причиной таких ранних родов является состояние здоровья матери, — поясняет Рая Рахимова. — Когда ее жизни угрожает опасность, мы назначаем родоразрешение. Чтобы подготовить ребенка к появлению на свет, за два-три дня до родов мы начинаем колоть маме специальные препараты, чтобы увеличить эластичность легких ребенка. Могут не выдержать сосуды головного мозга, и тогда наступает кровоизлияние, это еще одна причина высокого уровня смертности. 

Благодаря усилиям врачей сейчас примерно четыре из десяти рожденных весом меньше килограмма детей выживают. За минувшие годы врачи обзавелись и современным оборудованием, и необходимыми навыками. 

— Неонатолог дежурит в родовой и прямо там начинает искусственную вентиляцию легких младенца и реанимационные мероприятия, — говорит Асхат Куанышбаев. — В специальном кувезе, где также подключен аппарат для поддержки дыхания, младенца перевозят в реанимационный бокс. В нем поддерживаются комфортные для недоношенных детей температура и влажность, которые отличаются от обычных комнатных показателей. При подозрении на ретинопатию мы сразу накладываем ребенку на глаза повязку, чтобы ограничить воздействие окружающей среды. 

По сей день находится немало противников этой программы, которые говорят о том, что мы обрекаем детей на мучительное существование инвалидов. Это даже не медицинский, а социальный аспект проблемы. Но мы считаем, что у каждого ребенка должно быть право на жизнь.

Выживает сильнейший

Реанимация Центра матери и ребенка за прошедшие с начала программы годы выросла вдвое. Врачи признают, что помимо финансовых проблем немалую роль играют организационные вопросы.

— Случается, что глубоко недоношенный ребенок рождается в сельской семье, — объясняет Рая Жангалиевна. — В таких случаях его на самом деле страшно отпускать домой даже при наличии специального аппарата для поддержки дыхания в домашних условиях. Ведь такому малышу может потребоваться экстренная помощь, если он вдруг не сможет дышать самостоятельно. 

Так, например, семья одного мальчика специально переехала в Усть-Каменогорск, чтобы быть поближе к врачам. Отец ребенка устроился дворником в Центр матери и ребенка, они снимают квартиру неподалеку, чтобы сыну всегда могли оказать экстренную помощь.

Сейчас при ЦМиРе собирают группу докторов специально для того, чтобы выхаживать крошечных младенцев.

— В новую команду вошли акушеры-гинекологи, неонатологи, нейрохирурги, офтальмологи, массажисты, — рассказывает госпожа Рахимова. — Мы мечтаем создать на базе нашей больницы региональный центр по выхаживанию глубоко недоношенных детей, чтобы охватить семейский регион и Павлодарскую область. Кроме того, мы надеемся, что нам удастся получить финансирование на приобретение аппарата для ранней диагностики ретинопатии новорожденных. Стоит такое устройство около 50 миллионов тенге. Надо сказать, что за все работы и материалы платит государство. К примеру, одна ампула препарата для подготовки легких недоношенных младенцев стоит около 150 тысяч тенге, а их в каждом случае нужно три или четыре. В общем все затраты на выхаживание одного глубоко недоношенного ребенка обходятся бюджету в миллионы.

По словам специалистов, в западных странах, где выхаживать крошечных младенцев стали еще в 80-х годах, уже выработана целая система "искусственного" отбора.

— Если ребенок рождается на сроке от 22 до 24 недель беременности, решать, спасать его или нет, должна мама, — рассказывает Ахат Куанышбаев. — Доктора объясняют ей, что  шансы выжить у малыша в ближайшие 12 месяцев очень малы. Но окончательный выбор делает женщина. На более поздних сроках критерием для начала реанимации является дыхание. Если ребенок делает хотя бы попытку вдохнуть, его выхаживают. 

В противном случае он считается мертворожденным. Возможно, и Казахстан однажды выйдет на тот уровень, когда мы сможем делить глубоко недоношенных детей по категориям. Пока у нас не выживает даже каждый второй такой малыш.

***

Четырехлетняя Ляззат недавно вернулась из очередной поездки в Санкт-Петербург. Российские доктора проводят уже третий курс терапии. На этот раз их вердикт прозвучал однозначно. Глаза малышке они сохранили, но пытаться вернуть зрение уже бесполезно. Если ее не удочерят раньше, то через год из Специализированного дома ребенка Ляззат переедет в интернат для детей с ограниченными возможностями.

Ее "мамы и папы" из дома ребенка не перестают надеяться на чудо. Верят, что малышке, несмотря на недуг, врачи смогли подарить самый ценный подарок. Жизнь.

Зарина Жумагалиева

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней