Включите JavaScript в настройках браузера.
Выберите режим
17 октября 2020
Сейчас читают:

Сможет ли обычный человек справиться с задачами, которые ежедневно выполняют сотрудники ДЧС ВКО?

Сможет ли обычный человек справиться с задачами, которые ежедневно выполняют сотрудники ДЧС ВКО?
Журналистам Усть-Каменогорска довелось провести целый день с сотрудниками ДЧС ВКО и попробовать сделать маленькую частицу той работы, которую они выполняют на постоянной основе

Потушить возгорание, переправить поисковую собаку через ущелье и пересечь полосу препятствий на вездеходе "Шерп"? Легко, если рядом профессиональные спасатели, которые готовы направить, подсказать и подстраховать. Корреспондент YK-news.kz на один день влился в ряды тех, кто постоянно находится на передовой в борьбе с чрезвычайными ситуациями.

Море по колено, болото по колёса

Седьмого октября журналистам областного центра довелось провести целый день с представителями одной из самых сложных профессий и попробовать сделать маленькую частицу той работы, которую на постоянной основе выполняют сотрудники различных подразделений ДЧС ВКО.

Знакомство с профессией "спасатель" начинается на учебно-испытательном полигоне. Здесь журналистов уже ожидает готовый сорваться в бой вездеход "Шерп". Небольшая, но невероятно выносливая машина недавнее при­обретение областного департамента по чрезвычайным ситуациям. Во всем Казахстане есть лишь два таких вездехода. И оба в ВКО.

— Вездеход-болотоход предназначен для проведения поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ. Его стихия — это зима и весна. Летом он также хорош в высокогорьях, — рассказывает руководитель спасательного отряда ДЧС ВКО Игорь Лапенлавский.

Мощную машину, которая не боится снега и паводков, спасатели области уже успели опробовать на практике. И, как признается Игорь Васильевич, "Шерп" не подвел даже в самых суровых условиях.

— Машина очень теплая, мы работали в ней с зимы 2020 года и до середины марта. Даже ночевали в "Шерпе", когда искали людей в заносах, — вспоминает руководитель спасательного отряда.

Попасть в "Шерп" очень просто через лобовое и заднее стекла, которые выполняют роль дверей. По команде руководителя спасательного отряда журналисты загружаются в снегоболотоход, и водитель трогается. А уже через несколько минут становится понятно, что поездка на вездеходе это довольно экстремальное для неподготовленного человека мероприятие. Когда "Шерп" преодолевает очередную горку или съезжает с крутого обрыва прямо в болото, людей внутри в буквальном смысле бросает из одного конца кабины в другой. Зафиксироваться на месте очень сложно. Отделаться от мысли, что вездеход прямо сейчас встает в вертикальное положение и может перевернуться, еще сложнее.

Преодолев полосу препятствий, состоящую из болот, луж, ям и насыпей, "Шерп" возвращается на исходную. Поездка длилась не более 10 минут, но этого времени было достаточно, чтобы оценить, насколько тяжелыми бывают будни спасателей.

К слову, специалисты порой могут провести несколько часов и даже дней в кабине вездехода, преодолевая сложнейшие маршруты.

— Поисково-спасательные операции занимают до 10 дней. При необходимости их продлевают, — уточняет Игорь Лапенлавский.

Остается лишь гадать, как спасатели выдерживают столь напряженную дорогу, сохраняя самообладание и работоспособность.

Вся надежда на рукав

Следующая локация усть-каменогорский парк "Самал". Здесь запланировано знакомство с пожарной техникой и оборудованием, а именно с подъемным спасательным автомобилем.

Эта габаритная машина позволяет тушить возгорания в многоэтажных домах и эвакуировать людей из задымленных зданий. Высота, на которую может развернуться лестница, около 30 метров. На последнем звене лестницы установлена люлька.

Подниматься в люльке на высоту еще один аттракцион для неподготовленного человека. Несмотря на то что конструкция подъемного механизма достаточно надежна, оказаться на высоте пятого этажа в небольшой кабинке, слегка раскачивающейся на ветру, все равно страшно. Кроме того, лестница разворачивается рывками, заставляя впечатлительных "пассажиров" испуганно вжиматься в бортики люльки. А ведь пожарные в условиях высоты еще и тушат возгорания, удерживая рукав с мощным напором воды.

Пожарный рукав журналистам дают подержать лишь после спуска, дабы не подвергать их опасности. Но даже стоя на земле двумя ногами, справиться с мощным напором воды удается не с первого раза. Шланг не слушается до тех пор, пока страхующие специалисты не скорректируют силу подачи жидкости. Теперь можно тушить условное возгорание.

На карабине от опасности

Как спасатели пересекают глубокие ущелья или бурные горные речки во время поисково-спасательных операций? С помощью навесной переправы. Сложная система крепления тросов на точках опоры в сочетании со страховочной системой позволяет без труда преодолеть препятствия, используя при этом очень компактное оснащение.

А самое интересное, что подобным образом через непреодолимые препятствия переправляют и поисково-спасательных собак. Для этого используется специальный жилет и карабины. Лабрадор Рэм, который выступил моделью для демонстрации процесса, весит около 40 килограммов. Для того чтобы переправить его на другой берег ручья, пришлось задействовать двоих сотрудников ДЧС ВКО, которые подняли пса и прикрепили к надетому на нем жилету карабины. Затем четвероногого сотрудника транспортировали методом перетягивания.

К слову, собаки единственные сотрудники департамента по борьбе с чрезвычайными ситуациями, которым выходные не положены.

— Для поисково-спасательной собаки процесс дрессировки непрерывен. Собака всегда должна быть готова искать человека. С Рэмом начали заниматься в четыре месяца. Мы часто выезжаем на профилактические работы и спуски, — рассказывает руководитель кинологического отделения ОСО ДЧС ВКО Наталья Дрожжина. — На поисковые работы Рэм выезжал чуть более 10 раз. Это по большей части были заблудившиеся в лесах Риддера и Зимовья грибники и ушедшие в поход дети. Мы отсекаем зоны. Если обследовали местность с собаками, можем точно сказать, что людей там нет. Если потерявшиеся в зоне, где мы находимся с собакой, мы их точно обнаружим.

До дна

Последняя остановка водолазная база. Здесь журналистам показывают водолазные костюмы и оснащение. На демонстрационном столе лежит прибор под названием "гидролокатор", который позволяет расширить радиус обзора до 30 метров. Ну а сам водолаз может разглядеть что-либо в мутной воде не дальше чем на расстоянии вытянутой руки. Именно поэтому поиск утонувших занимает так много времени. Спасатели обыскивают дно водоема буквально по сантиметрам, выполняя очень сложную и кропотливую работу.

Общий вес костюма и снаряжения, которые носит на себе водолаз, немногим меньше его собственного веса.

— Этот год был тяжелый. Карантин, несанкционированные пляжи и купания. Но не было ни одного случая, чтобы кто-то утонул в местах, где стоят наши подразделения, — с гордостью подчеркивает Игорь Лапенлавский. — Знаете, мне ребята водолазы как-то летом присылали фото. На часах только 8.00, а один из несанкционированных пляжей областного центра полностью забит, места свободного нет. 

Под водой спасатель может находиться 45 минут, именно на столько хватает кислородных баллонов. Как правило, в день один сотрудник выполняет два - три захода в водоем. Летом водолазы работают в "мокрых" костюмах, а зимой меняют их на "сухие". Но, как признаются сами сотрудники подразделения, зимой во время подводных работ от холода не спасают даже спецкостюмы.

Елизавета Седых
Фото Виктора Абакумова

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней