Включите JavaScript в настройках браузера.
Выберите режим
3 октября 2020
Сейчас читают:

Пробуждение Алтая

Пробуждение Алтая

В 20-е годы ХХ века Усть-Каменогорск стал центром культурной жизни края. Новая власть особое внимание уделяла образованию. А после окончательного утверждения Советской власти началась усиленная разведка недр, строительство электростанций и дорог.

Первые шаги

Обстановка гражданской войны потребовала создать более гибкие и оперативные органы управления. Таковыми стали революционные комитеты (ревкомы). 22 декабря 1919 года приступил к работе Усть-Каменогорский ревком. Уже 17 января 1920 года в Усть-Каменогорске была открыта учительская семинария. Во главе отдела народного образования стоял Павел Петрович Бахеев (Бажов). Начали действовать русская и мусульманская труппы театра, библиотеки. Под редакцией П. П. Бажова выходят газеты "Известия Усть-Каменогорского ревкома" и "Советская власть". 31 октября 1920 года открывается крестьянский университет — "для плодотворного изучения разных отраслей знания".

1921 год был неурожайным. Голод свирепствовал по всей стране. Особенно пострадало Поволжье и западные губернии Казахстана. Приказ Усть-Каменогорского уездного исполнительного комитета от 16 сентября 1921 года: "Тяжелое положение, создавшееся в связи с голодом Поволжья, вынуждает республику в кратчайший срок выбросить из производящих губерний максимальное количество хлебных продуктов. В силу чего на нашу губернию возложено центром важное задание. К 10 октября заготовить и отправить в голодные губернии 1 миллион пудов хлеба, из этого количества на наш уезд приходится 300.000 пудов. Наш долг — всеми силами выполнить это задание и помочь нашим голодным братьям".

В городе создается комиссия помощи голодающим. Рабочие отчисляют в фонд помощи голодающим часть зарплаты, скудного продовольственного пайка, собирают средства на содержание детских домов. Из голодающих губерний везли детей в далекое Прииртышье. Дети не имели белья, обуви, теплой одежды. Два небольших детских дома Усть-Каменогорска не могли вместить всех. Более тысячи детей из голодающих губерний стали членами семей жителей города и Усть-Каменогорского уезда.

И в то же время командируется в Томск и Новосибирск молодежь для прохождения краткосрочных учительских курсов. Арендуются под школы частные дома, проводится строгий учет имеющейся в наличии бумаги. Подсолнечное масло для освещения — только для школьников. В пользу школ отказываются от отопления все организации города. При отделе народного образования организуется инородческий подотдел по делам казахских школ, работают педагогические курсы, готовящие учителей для казахских школ. В 1920 году был открыт клуб с музыкальным, драматическим и рисовальным кружками, дают первые спектакли русская и казахская труппы народного театра. В 1921 году начал свою работу педагогический техникум имени Воровского.

Вместе с П. П. Бажовым трудился молодой учитель Александр Мелентьевич Волков — будущий детский писатель, автор книг "Чудесный шар", "Зодчие", "Скитания", "Два брата", "Царьградская пленница", "След за кормой", "Самолеты на войне", "Приключения двух друзей в стране прошлого". А на повестях-сказках "Волшебник Изумрудного города", "Семь подземных королей", "Урфин Джюс и его деревянные солдаты", "Огненный бог марранов", "Желтый туман", "Тайна заброшенного замка" воспитывалось несколько поколений.

Работало литературное объединение "Звено Алтая", организатором которого был Н. И. Анов, принявший от П. П. Бажова пост редактора газеты "Советская власть". Афиша: "Горклуб 26 апреля 1922 года. В среду в 9 часов вечера выйдет № 3 устного литературно-художественного журнала "Звено Алтая" при участии поэтов-звеноалтайцев. Весь сбор — на содержание голодающих детей Поволжья, которые прибудут с первым пароходом в Усть-Каменогорск. Входная плата 3 фунта муки. Для неимущих — 25 тысяч рублей".

В 1923 году в Усть-Каменогорске вышел первый номер журнала "Охотник Алтая", редактором которого был будущий известный писатель Ефим Николаевич Пермитин.

От свечи к электростанции

Декабрь 1920 года. Делегаты VIII Всероссийского съезда Советов одобрили план электрификации страны, подготовленный комиссией ГОЭЛРО. Через некоторое время в далеком Усть-Каменогорске Павел Петрович Бажов в зрительном зале Народного дома делал об этом событии доклад. Известный казахстанский писатель Николай Анов описывает это собрание в книге "Каширская легенда". Докладчик образно и интересно говорил о будущей России, залитой электрическим светом. И тут случилось непредвиденное — погас свет в люстре. Павел Петрович продолжал речь при двух свечных огарках. Кто-то сбегал на электростанцию и принес такую весть: сухие дрова кончились, сырые не горят. Механик ушел домой, до утра света не будет. Из стоящего рядом с Народным домом собора притащили дюжину толстых церковных свечей. Две поставили на трибуну, остальные в президиум.

"Ноги у слушателей закоченели, — повествует далее Н. И. Анов, — а стучать ими об пол было стыдно. Никто не ушел. Все жадно слушали о будущих электростанциях и не сводили глаз с бородатого лица Павла Петровича, освещенного восковыми свечами".

В конце 1920-х годов закладываются основы будущей мощной энергетической базы. Строительство первенцев энергетики предваряло тщательное изучение гидроэнергетических ресурсов. В январе 1920 года в Томске было образовано бюро по использованию водных сил Сибири (Сибисполвод). Летом 1920 года организуется экспедиция по изучению гидроэнергетических ресурсов Алтая. В 1921 – 1923 годы экспедиционное обследование рек Рудного Алтая было продолжено. Материалы экспедиции легли в основу планов энергостроительства на Алтае. В 1926 году построена первая паротурбинная силовая станция, положившая начало созданию каскада ГЭС на Ульбе и Громатухе.

В начале 1930-х годов встала задача всестороннего изучения богатств Восточного Казахстана. Над решением ее успешно трудились геологи К. И. Сатпаев, П. П. Буров, В. К. Катульский, И. Ф. Григорьев, А. К. Больдырев, В. П. Нехорошее, Н. Н. Курек, Н. Л. Бубличенко, Ж.А. Айталиев.

1934 год. 10 – 15 ноября проходила 3 сессия Ученого совета Казахстанского филиала АН СССР, посвященная проблеме комплексного изучения и освоения естественных производительных сил Алтайско-Иртышского района (Большого Алтая). Для определения масштабов производства цветных и редких металлов направляется комиссия Народного комиссариата тяжелой промышленности. Возглавил комиссию академик И. М. Губкин. Учитывая возросшие потребности народного хозяйства и оборонной промышленности страны в стратегическом сырье, особенно в цветных и редких металлах, СНК СССР и ЦК ВКП(б) 9 октября 1938 года приняли постановление о дальнейшем развитии цветной металлургии Рудного Алтая. Предусматривалось строительство новых рудников, фабрик и заводов на базе ресурсов Алтая, сооружение каскада гидроэлектростанций на Иртыше, в первую очередь Усть-Каменогорской ГЭС, затем Бухтарминской и Шульбинской.

Из приказа наркома электростанций и электропромышленности СССР 26 марта 1939 года: "...приступить в 1939 г. к постройке Усть-Каменогорской гидроэлектростанции на Иртыше установленной мощностью 240-245 тыс. кВт при шести агрегатах..."

Восточное кольцо

В 1939 году Усть-Каменогорск становится областным центром Восточно-Казахстанской области. Наряду с проблемами развития промышленности и сельского хозяйства перед вновь образованной областью во весь рост встала проблема транспорта. В 1938 году было закончено строительство железной дороги Рубцовка — Риддер. Дорога связала Рудный Алтай с Транссибирской и Среднеазиатской магистралями. А в зимнее время областной центр был отрезан от большинства районов области.

Из Усть-Каменогорска в Бухтарму почту доставляли через Осиновский перевал в конных вьюках. Из села Феклистовки, что в 47 километрах от Усть-Каменогорска, зерно возили на быках и вьюках за сотню с лишним километров до пристани Гусиной, чтобы там погрузить на баржу и сплавить до города вниз по Иртышу. Нужна была хотя бы одна настоящая дорога, которая связала бы крупные населенные пункты.

Зимой 1940 года колхозники сельхозартели "Красный партизан" Кировского района обратились ко всем колхозникам Восточного Казахстана с призывом: «Построить дорогу "Восточное кольцо" своими силами». На стройку вышли 17 тысяч человек. Прибыли они из Шемонаихи и Маркаколя, из Таврии и Катон-Карагая. Первую очередь дороги решено было проложить за 45 дней.

Газета "Большевик Алтая", 1940 год, 16 июля: "Бухтарма (по телеграфу). Строительство дороги Восточное кольцо по Восточно- Казахстанской области окончено. Силами колхозников в течение 42 рабочих дней построено 300 км гравийного шоссе, 190 мостов протяжением 730 пог.м., уложено 38 труб протяженностью 494 пог.м., сделано 97 фильтрующих сооружений. Выполнено 2.717 408 куб.м. земляных работ, в том числе скальных — 324 825, раскорчевано 420 000 кв.м. леса и вырублено 410 000 кв.м., вывезено гравия и камня 254 990 куб.м.".

В мае 1941 началось строительство второй очереди дороги. Война помешала закончить строительство в установленные сроки. Но стройка продолжалась и была завершена в первый год войны.

Уроженец Усть-Каменогорска поэт Павел Кузнецов писал:

Родной Алтай, ты снял армяк кондовый,
Снял опояску ветхую свою.
Я кланяюсь красе твоей суровой
И в песнях славлю молодость твою.
Пройдут года, пусть счет их будет за сто.
Но знаю, сохранят они в сердцах
Простые имена энтузиастов –
Строителей "Восточного кольца".

Отрывки из книги Николая Владимировича Алексеенко «Усть-Каменогорск и устькаменогорцы».

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней