Включите JavaScript в настройках браузера.
Выберите режим
24 августа 2018
Сейчас читают:

Почему устькаменогорцы убегают из дома?

Почему устькаменогорцы убегают из дома?

"Помогите найти человека!" — такое сообщение не редкость на улицах или в социальных сетях. Пропадают мужчины и женщины, дети и взрослые. Кто-то исчезает из виду в силу обстоятельств, а кто-то нарочно бежит от окружающих. За такими случаями кроются целые истории. К сожалению, в большинстве своем трагичные. Поиски человека почти всегда вскрывают массу проблем. Среди них семейные неурядицы, конфликты поколений, юношеские безумства и многое другое. Но почему некоторые из наших сограждан предпочитают решать их столь незаурядным способом? Выяснить это попытался корреспондент YK-news.kz.

Когда пора бить тревогу

Заявления о пропаже близких поступают в отдел розыска усть-каменогорского УВД буквально через день.

— С начала этого года нами уже обработано более сотни заявлений, — рассказывает начальник отдела Айдархан Дюсембаев. — Это не считая ситуаций, когда люди находятся в первые сутки после обращения. И каждые поиски сопровождаются колоссальной работой. Ведь здесь важно как можно скорее получить максимум информации.

После регистрации заявления о пропаже подробная ориентировка с описанием человека рассылается по городу и облас­ти. Причем имеют значение любые детали вплоть до цвета обуви. Проводятся беседы с родственниками, коллегами, соседями. Это нужно, чтобы понять, как в последнее время вел себя человек. Куда, зачем и к кому мог направиться.

Обзваниваются больницы и морги. Просматриваются сводки недавно обнаруженных неопознанных тел. К сожалению, и этот метод нередко дает плоды.

Среди пропавших часто встречаются психически нездоровые люди. Это лица, состоящие на учете в психоневрологическом диспансере, либо старики за восемьдесят, которые уже в силу возраста слабо отдают отчет своим действиям. В подобных случаях основная причина потери человека — недосмотр родных и близких.

Но все-таки основная масса потерявшихся — те, кто покидает родные пенаты осознанно.

Молодо, зелено

Отдельно стоит выделить факты пропажи несовершеннолетних. Девчонки и мальчишки 15 - 16 лет сломя голову бегут навстречу судьбе и соблазнам большого города.

— Здесь нет намерения оставить дом насовсем, — продолжает Айдархан Дюсембаев. — Просто периодические загулы. Ребята хотят по-максимуму получить то, чего нельзя. Алкоголь, сигареты, секс… Кто-то и с криминалом может связаться...

По словам нашего собеседника, известна масса случаев, когда подростки неделями "зависают" на сомнительных квартирах, боясь или не желая дать знать родным. Большинство прибивается к старшим сверстникам, у которых есть своя или съемная квартира. В таких местах иногда можно встретить сразу двоих — троих "потеряшек". Летом искатели свободы вполне могут махнуть на одну из Бухтарминских баз отдыха или дикарями на пляж.

Кому-то вполне хватает одного подобного приключения, но в отделе розыска известны и так называемые "постоянные клиенты".

— Есть у нас один парень-детдомовец, — добавляет майор Дюсембаев. — Так его за последний месяц уже трижды приходилось разыскивать. Мы уже и не знаем, что с таким делать. К сожалению, ни беседы, ни предупреждения не идут впрок.

Среди детей-сирот побеги "на волю" вообще довольно распространены. Ведь в их жизненной ситуации переходный возраст проходит особо остро. Жизнь по расписанию и отсутствие по-настоящему родных людей — это многих приводит к срывам.

Тем не менее среди "потеряшек" не мало и выходцев из полных семей. Конечно, наиболее часто причинами являются бытовые проблемы — разводы родителей, алкоголизм и тирания в семье. Но есть и исключения.

— Помню недавний разговор с отцом одного из наших "постоянных клиентов", — рассказывает наш собеседник. — Он говорил, что сыну уже третью машину купил, а тот все гуляет из дому. Алкоголь, женщины, наркотики… Хотя семья на первый взгляд вполне приличная, дружная, обеспеченная. Иногда и сам не понимаю, чего таким детям еще надо?

С меня хватит!

Немало историй в отделе розыска могут поведать и о вполне взрослых людях. И зачастую они куда драматичнее. И если подростки отправляются восвояси за новыми впечатлениями, то взрослые бегут от накопившихся проблем и неурядиц.

— Мужья бегут от жен, жены — от мужей, — констатирует Айдархан Дюсембаев. — Чтобы найти человека, в этих историях приходится разбираться. Но порой все настолько запутано...

Начальник отдела розыска рассказал о случае, которым его коллеги занимались как раз во время нашей беседы. Обычный человек, мужчина 34 лет. Работает, женат, имеет детей. И вдруг супруга сообщает, что уже вторые сутки его нет дома. Специалистам отдела розыска быстро удалось отыскать следы пропавшего. Он оказался в Курчумском районе, в гостях у своего старого приятеля. Об этом сообщил сам хозяин, приютивший товарища.

— Да, мы сейчас с ним, — подтвердил он полицейским. — Говорит, что жену видеть не хочет и общаться с ней не собирается.

Зачастую сбежавшая "половинка" обнаруживается на квартире у какого-нибудь старого знакомца и ни в какую не хочет выходить на контакт с близкими. В этих случаях сотрудники отдела выезжают на место, фотографируют пропавшего и направляют фото близким. Как раз во время нашего диалога с майором Дюсембаевым сотрудники Курчумской полиции отправлялись фотографировать мужа-бунтаря. Получив от родных подтверждение, что это именно тот, кого искали, с него возьмут объяснительную и заявление о прекращении производства. А дальше — уже дела семейные… И как раз здесь все далеко не однозначно.  

— Жена клянет пропавшего мужа на чем свет стоит, — поясняет Айдархан Дюсембаев. — Называет алкоголиком и тираном. А в то же время мать боготворит сына. И знакомые о нем вроде хорошего мнения. В таких ситуациях мы просто делаем свою работу — ищем человека. А родным советуем как-нибудь постараться прислушаться друг к другу.

Когда уходят, чтобы не вернуться...

Большинство описанных выше ситуаций заканчиваются более или менее хорошо. Поссорившиеся супруги продолжают жить вместе, подростки возвращаются туда, где их ждут. А вот действительно печально становится тогда, когда возвращаться уже некому…

Аслан Каирбеков (имя и фамилия изменены) не хотел никуда пропадать. В семье все было хорошо, подрастала дочь. Может, только работа не приносила многого — 35-летний мужчина трудился грузчиком на оптовом рынке. Но на свое маленькое счастье все-таки хватало. Этим летом он решил подзаработать — съездить с руководителем в Алматы на погрузку товара. Тем более у дочки близился день рождения. Начальник у Аслана был вполне неплохой. Вовремя рассчитался и не поскупился с премией на подарок дочурке. Спеша домой, мужчина решил не дожидаться всей бригады, а выехать самостоятельно — на поезде. Аслан страдал эпилепсией и, наверное, понимал, что поездка в одиночестве может плохо кончиться. Но все-таки рискнул…

Как позднее рассказал майор Дюсембаев, заявление о пропаже Аслана уже лежало на его столе, когда поступил звонок из Алматинской области. В окрестностях Сарканда был найден труп мужчины. Все приметы подходили. Специалисты констатировали смерть по медицинским причинам. Очередной припадок все-таки оказался роковым.

— И это тоже часть нашей работы, — говорит наш собеседник. — Иногда мы ищем людей. А иногда выясняем личности погибших.

Причем не всегда люди гибнут по чьей-то злой воле или стечению обстоятельств. Суицид — еще одно явление, с которым в отделе розыска сталкиваются постоянно.

— В мае этого года мы столкнулись с одним из самых шокирующих случаев, — продолжает начальник отдела. — Девушка спрыгнула с моста. Причина — участие в группе самоубийц "Синий кит" в социальной сети. В таких пабликах неизвестно кто и непонятно зачем манипулирует умами подростков, вынуждая покончить с собой. Когда тело нашли, опознать ее смогли только по одежде и обуви.

К счастью, в нашем городе с активностью групп самоубийц соприкоснулись лишь единожды. Но и другие причины, толкающие людей в неизвестность, заставляют мурашки бежать по коже.

— Жила себе молодая пара, — рассказывает майор Дюсембаев. — Состояли в гражданском браке. Девушка была уже на шестом или седьмом месяце беременности. Вот только прошлое у девушки было темным. Она страдала нервным расстройством и сбежала из ПНД. Парню об этом известно не было. И вот мы ее обнаружили, доставили в медучреждение. Когда тайна стала явью, искать пришлось уже молодого человека. Нашли его через несколько дней на окраине города. Повесившимся.

Не стоит думать, что в полиции будут распутывать душевные метания каждого из пропавших. Ведь поиск исчезнувших людей — лишь часть работы городского отдела розыска. Помимо загулявших подростков надо искать еще и опасных преступников. Да и принимать на себя чужие неурядицы — никаких сил не хватит. Именно поэтому так важно прислушиваться к своим близким. Учиться разговаривать и понимать. Чтобы однажды не обнаружить, что человека нет рядом.

Владимир Землянский

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней