Включите JavaScript в настройках браузера.
Выберите режим
2 июня 2019
Сейчас читают:

После нападения насильника на многодетную мать общественники предложили ужесточить законы

После нападения насильника на многодетную мать общественники предложили ужесточить законы
Мать-героиня Дина и ее муж нашли в себе мужество не смолчать, ведь другим жертвам может не повезти
Фото Виктор Абакумов

В январе 2019 года в областном центре подверглась нападению мать семерых детей. Чистое везение позволило избитой горожанке сохранить свою честь. Пока велось судебное разбирательство, подозреваемый напал на другую женщину. Правозащитники общественного фонда "НеМолчиKZ" считают, что Уголовный кодекс нашего государства недостаточно суров к насильникам и педофилам. Кроме того, по их мнению, законодательство РК должно быть приведено в соответствие с международными нормами в отношении защиты прав женщин, передает корреспондент YK-news.kz.

Преступление и...

Морозным январским вечером жительница Усть-Каменогорска Дина возвращалась от матери. Она не успела отойти от дома и нескольких десятков метров, как на нее напал мужчина, намерения которого были совершенно очевидны. Он сразу же скрутил хрупкую женщину. Дина сопротивлялась, как могла. Ей удалось расцарапать нападавшему лицо, но лиходей набросился на жертву с кулаками. Наносил удары по лицу, пинал ногами, а когда Дина собралась с силами, чтобы закричать, сдавил ей горло. Одежда пострадавшей оказалась порвана в клочья, и все же она, полураздетая и босая, продолжала бороться с насильником на снегу.

Я считаю, что мне невероятно повезло, — говорит женщина. — У меня на телефоне не было единиц, поэтому я его не доставала. Но в этот момент мне позвонил муж. Я выхватила трубку из кармана и начала кричать. Насильник испугался, вырвал телефон у меня из рук и убежал. Я вернулась к маме: вся в крови, губа порвана, штаны на одной ноге болтаются. Так и шла по снегу босиком.

В пылу борьбы нападавший выронил свой сотовый, который находчивая женщина не преминула подобрать и спрятать в карман. Именно благодаря телефону его вычислили и схватили сотрудники полиции. Задержан был сорокалетний горожанин, выпущенный досрочно из мест лишения свободы, где он отбывал срок за подобное же преступление.

Когда началось судебное дело, я просила, чтобы его арестовали, — призналась Дина во время пресс-конференции, устроенной общественным фондом "НеМолчиKZ". — Поскольку предыдущий срок он еще не отбыл и вышел по амнистии, то я была уверена, что в качестве меры пресечения выберут содержание под арестом. Но он так и оставался на свободе, под подпиской о невыезде.

В ходе следствия были проведены все нужные анализы. Эксперты-медики зафиксировали побои и травмы, нанесенные Дине. Была установлена природа частиц, обнаруженных под ногтями жертвы и преступника, а также определена принадлежность крови, пятна которой оказались на одежде нападавшего. Вину его подтвердил и анализ ДНК.

После того как были собраны столь весомые доказательства, я думала, что теперь-то его наконец посадят в СИЗО, но его все равно оставили под подпиской, — продолжает пострадавшая. — Я очень боялась за семью. У меня девочки-подростки. Он мог на них напасть, чтобы я заявление забрала.

Тревогу многодетной матери можно понять. Ведь родственники нападавшего непонятным способом выяснили адрес жертвы и в один прекрасный день появились на ее пороге, пытаясь "договориться по-хорошему". Не меньше переживал за безопасность семьи и супруг Дины Дулат.

Когда они пришли ко мне домой, я сначала опешил, — рассказывает он свою версию событий. — Выхожу — стоит женщина на лестничной площадке и говорит мне: "Ваша супруга написала заявление на моего сына". А с ней еще какая-то женщина и парень. Оказалось, что это мать насильника, его жена и брат. Спросил их, где взяли адрес, а они ответили, что в полиции дали. Я сам служил в органах и считаю, что это сделала сотрудница отдела пробации. Мы живем на съемной квартире. Если бы они узнали эти данные из официального источника, то им сообщили бы адрес прописки, а не фактического проживания. Тем более что следователь подтверждает, что именно она приходила ходатайствовать о примирении, мотивируя тем, что преступник якобы исправился.

...продолжение

Весь период следствия и судебных разбирательств подозреваемый оставался под подпиской о невыезде. Когда началось третье судебное заседание, выяснилось, что обвиняемый попросту исчез. Он не явился на слушание, прислав адвокату маловразумительное сообщение о том, что не имеет средств на проезд. Позже выяснилось, что в это самое время гражданин совершил новое нападение. На следующий день пострадавшая женщина подала заявление в полицию об изнасиловании.

Сейчас сорокалетний подозреваемый задержан и водворен в изолятор временного содержания управления полиции Усть-Каменогорска, — прокомментировал заместитель начальника департамента полиции ВКО Елдос Закимов. — Начато досудебное расследование по статье 120, пункту 1 (изнасилование).

Но факт остается фактом. Если бы нападавшего изолировали сразу, то второго нападения не случилось бы. В департаменте полиции тоже это понимают, но их задача — соблюсти закон. А закон недвусмысленно определяет меру пресечения для таких правонарушителей.

Вышеописанные деяния относятся к преступлениям средней степени тяжести, поэтому мера пресечения в виде содержания под стражей к подозреваемому не применялась, — пояснил Елдос Даулетказиевич.

В законе брешь?

Мне подсказали, что есть такая общественная организация — "НеМолчиKZ", — с чувством благодарности поведала Дина. — Мы обратились туда со своими опасениями. Я очень рада, что они быстро среагировали и выехали сюда. У нас скоро очередное заседание суда, подозреваемого уже нашли. Мне повезло, но вот второй его жертве — нет. И многим может так не повезти. А для того чтобы к нашим опасениям прислушались законодатели, необходимо привлечь внимание к этой проблеме.

Именно этим занимается общественный фонд "НеМолчиKZ". Он существует исключительно на пожертвования сочувствующих граждан и исследует и защищает права женщин и детей, страдающих от бытового и сексуального насилия. В Усть-Каменогорске они организовали пресс-конференцию, чтобы поддержать Дину и других женщин, подвергшихся насилию, а также решить проблему несовершенства законодательства в области защиты половой неприкосновенности.

В последнюю декаду этого месяца в Казахстане случилось три похожих события, — рассказал директор ОФ "НеМолчиKZ" Алмат Мухамеджанов. — На катке "Медео" в туалете девушку изнасиловал человек, который имел несколько судимостей и находился на пробации. В Алматы в центре "Мега" едва не лишили чести школьницу. И опять нападавший был под подпиской о невыезде. И, наконец, инцидент, произошедший в Усть-Каменогорске с Диной. Все эти ситуации кричат о том, что общество должно вмешаться, когда закон несовершенен. Мы хотим обратиться к законодателям с просьбой ужесточить закон в отношении лиц, совершающих насильственные действия в отношении женщин и детей. И не только поднять планку срока лишения свободы, но и рассчитывать этот срок путем сложения наказаний за все прецеденты изнасилования, если это происходило не единожды, как в случае с мужчиной, напавшим на Дину.

Со слов сотрудников фонда, повторное изнасилование преступником законодательство РК даже не считает рецидивом. То есть увеличения срока лишения свободы по приговору суда это не влечет.

Следствию, прокуратуре и суду было достоверно известно, что напавший на Дину гражданин был ранее дважды судим, — комментирует президент ОФ "НеМолчиKZ" Дина Смаилова. — В 2004 году он был осужден за групповое изнасилование и кражу, совершенные группой лиц, и приговорен более чем к десяти годам лишения свободы. В 2014-м он опять совершил преступление. Его осудили на шесть лет лишения свободы, но выпустили условно-досрочно. Потерпевшая Дина, узнав о его ранних судимостях, ходатайствовала об аресте, однако ходатайство было отклонено прокуратурой. Итогом этого решения стало очередное преступление!

Правозащитница считает, что Уголовный кодекс необходимо пересмотреть и внести в него соответствующие изменения.

В странах СНГ сроки за изнасилования варьируются от трех до восьми лет, а заплатить штраф реально даже за домогательство, — делится она. — В Российской Федерации эта статья не подлежит примирению. В Казахстане же нет ни одного департамента по защите от сексуального насилия. Этот вопрос у нас не изучается.

Правозащитники считают — для его детального исследования следует создать отдельное государственное учреждение. Ведь у подвергшихся насилию людей возникает масса проблем: физические увечья, психологические травмы, социальный вакуум.

Большинство женщин, оказавшихся в подобной ситуации, теряют работу, — поясняет председатель фонда Дина Смаилова. — Им приходится менять место жительства. Мы не можем опираться на исследования, проведенные в России или Америке, мы должны представлять, как обстоит дело у нас. Также мы считаем, что необходима комплексная проверка по фактам примирения сторон в делах, не дошедших до суда. За 2018 год по Казахстану было подано 2332 заявления о сексуальном насилии и только 484 из них ушли в суд. Сколько из подозреваемых, примирившихся без приговора, совершили насилие повторно? Проблему нужно обсуждать и принимать меры к ее разрешению.

Правозащитники составили обращение к депутатам Парламента и Президенту Казахстана, в котором обосновали свою позицию по ужесточению закона. Будем надеяться, что их голос будет услышан, как и голос таких женщин, как мать-героиня Дина, нашедшая в себе мужество не смолчать.

Мира Круль

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней