Включите JavaScript в настройках браузера.
Выберите режим
18 апреля 2020
Сейчас читают:

Опыт дистанционки: так ли страшна домашняя работа, как её "малюют"

Опыт дистанционки: так ли страшна домашняя работа, как её "малюют"

Прошедшая с начала удаленного обучения школьников неделя показала, что в целом нововведения оцениваются положительно. На место паники приходят конструктив и слаженная взаимная работа. Но дистанционный формат по-прежнему вызывает некоторые вопросы. По мнению родителей учащихся, таковой остается проблема объемных домашних заданий.

По итогам первого дня обучения в новом формате многие родители в Казахстане жаловались на больший, чем обычно, объем домашних заданий и требования педагогов выполнить его в короткие сроки.

— Мы все понимаем, что в некоторых случаях родители продолжают работать и появляются дома только к вечеру, а следовательно, только тогда и могут проконтролировать выполнение задания детьми, — отметил в прямом эфире министр образования и науки РК Асхат Айма-гамбетов. — К тому же зачастую в семье всего один гаджет на несколько школьников. Поэтому не требуется ставить им короткие сроки для выполнения домашней работы. Прошу всех учителей отнестись с пониманием. Домашние задания должны выполняться в удобное время.

А как у вас с домашкой?

Каким образом работают дома школьники областного центра, мы поинтересовались у педагогов города, ведущих дистанционные уроки по устным и письменным дисциплинам.

— Задания по времени не лимитируются, — рассказала Маргарита — учитель математики одной из школ Усть-Каменогорска. — Главное, чтобы они были выполнены до следующего урока. Мы поясняем родителям, что домашних заданий сейчас по сути нет. Есть учебные задания по теме, которые нужны для закрепления материала. У меня по математике они письменные. Даже при очном обучении математические примеры и задачи всегда выполнялись в тетради. А по времени только полноценный урок занимает 40 минут. Сейчас мы укладываемся в более сжатые сроки, но если посчитать время урока по нормативу плюс задание на закрепление, то и выходит около часа занятия одним предметом. Просто раньше часть этого времени ребенок проводил в школе, и родители видели только ту работу, что он выполнял дома.

Преподаватель биологии Марина считает, что трудности были вызваны непривычными условиями обучения и нивелируются по мере привыкания.

— Насколько я знаю, выполнение заданий ограничивалось в связи с тем, что были технические проблемы на сайте kundelik.kz, — высказала свое мнение Марина. — Многие педагоги, у кого уроки в расписании стоят подряд в течение нескольких дней, просили выполнить задание в течение определенного временного промежутка, чтобы успеть получить ответы до того, как сайт закроют на профилактику. Потому что проверить их нужно было к следующему учебному дню. Но сайт починили, и такие требования больше не выдвигались.

Учитель общественных дисциплин одной из гимназий Ольга уверила, что по ее предметам предполагаются в основном устные задания:

— Как таковых домашних заданий мы сейчас не даем. Они записываются как вопросы для закрепления. Я детям заранее высылаю краткий план урока: прикрепляю в kundelik.kz и отправляю на почту, потому что на портале нельзя прикрепить ни видео, ни презентации. Я делаю это или вечером, или ночью, чтобы дети могли утром скачать. Содержание задания, как правило, предполагает повторение пройденного, просмотр видео или чтение материала с последующим ответом на вопросы. Практика показывает, что большинство из учеников отправляют ответы в последний день перед уроком. Например, если история по расписанию проходит в понедельник и четверг, то выполненные задания понедельника я получаю максимум в среду с утра. Чтобы у меня осталось время на проверку и обратную связь.

Четкие пояснения по формированию учебных заданий дала вице-министр образования Шолпан Каринова.

— Такие предметы, как казахский язык, русский язык, математика, изначально предполагали выполнение больших объемов заданий в письменном виде, — прокомментировала чиновница на брифинге, состоявшемся в прямом эфире. — При дистанционом обучении основной акцент тоже будет делаться на выполнение письменных работ. По устным предметам дети должны заниматься больше самостоятельным изучением материалов учебника, интернет-платформ или цифровых образовательных ресурсов. На это учителю нужно давать четкую установку. И он должен донести до детей, что самостоятельное изучение устных предметов дает больше возможностей научиться чему-то новому. Также мы хотим, чтобы учителя понимали, что обратная связь на каждом уроке не является необходимостью. Сама система критериального оценивания предполагает, что оценка ставится формативно и не на каждом уроке. Педагоги, работающие в разных звеньях школы, должны подбирать задания в соответствии с возрастными особенностями учащихся и нацеливать детей на достижимые результаты.

Без истерик

К концу учебной недели общественное мнение слегка поутихло. По комментариям, полученным нами от устькаменогорцев, чувствуется, что постепенно учебная работа входит в привычную колею, но некоторые вопросы продолжают волновать людей.

— Сейчас мы втянулись в новый формат и все нормализовалось, — рассказывает мама второклассницы Анна. — Делаем уроки в течение дня. Нам в школе дают хороший и понятный учебный материал через портал kundelik.kz и WhatsApp. Поэтому сейчас мы на уроки времени тратим не больше, чем обычно. В среднем на четыре предмета у нас уходит три часа. В чем-то мне такое обучение даже больше нравится. Понятно, что это во многом потому, что я сейчас не на работе и могу ребенком заниматься постоянно. Но определенный прогресс я вижу. Например, при дистанционном обучении мы можем общаться с каждым предметником непосредственно, а при обычном формате это происходило редко.

Родительница младшеклассника Любовь считает, что в удаленном обучении остались проблемные моменты:

— Основная трудность дистанционного обучения в том, что не всегда есть возможность попасть в kundelik.kz, потому что он перегружен. Приходится утром вставать пораньше, чтобы успеть скачать задания, пока он не виснет. Многие наши родители столкнулись с тем, что не все дети в силу возраста в достаточной степени владеют компьютером или телефоном, чтобы с их помощью выполнять задания. Здесь классный руководитель пошел нам навстречу, и если мы не можем прикрепить задания, то просто фотографируем их и отправляем ей на WhatsApp. А она уже рассылает учителям-предметникам.

С ней согласна горожанка, сын которой обучается в третьем классе.

— Неудобство в том, что надо успеть за тридцать минут выполнить упражнения, а в чат одновременно приходит много сообщений, — тревожится Елена. — Вот и не знаешь, то ли упражнение делать, то ли чат читать.

У старшеклассников тоже назрели вопросы по дистанционному обучению.

— Трудно было в первые два дня, пока мы привыкали к новому формату, — анализирует учебный процесс одиннадцатиклассница Соня. — Сейчас уже все наладилось. Пользуемся и kundelik.kz, и информацией на Bilimland.kz. Домашняя работа занимает столько же времени, сколько обычно. Главные проблемы две. Во-первых, часто перегружаются образовательные ресурсы и в них подолгу нельзя зайти и произвести нужные операции. Во-вторых, не все ребята честно выполняют задания. Первыми сдают работы отличники и хорошисты, а остальные просто списывают эти работы, потому что они лежат в общем доступе. Многим трудно заставить себя сесть за учебу, если точное время выполнения заданий не определено. Бывают проблемы с интернетом. Beeline в некоторые дни или постоянно отключается, или скорость слишком низкая.

В целом, как говорится, процесс пошел. Хотя часть педагогов по-прежнему считают, что качество знаний, полученных удаленно, будет ниже, чем при очном обучении.

— Конечно, качество неизбежно страдает, — уверена наша героиня Ольга. — Сейчас дети отправляют мне листы с ответами на групповой почтовый ящик, чтобы не засорять чат в WhatsApp и память телефона. Они находятся в общем доступе. Я их просматриваю и сразу вижу, у кого хромает академическая честность. Еще несомненный минус в том, что не всегда ученики выполняют эти задания, не всегда выходят на связь. У педагогов установка - сохранять режим, поэтому мы ведем уроки по расписанию. И вот в начале урока ученик отметился, а в конце, во время проведения обратной связи - нет. И мы гадаем, присутствовал ли ученик на уроке или отметился и занялся собственными делами: в игрушки играет или выполняет домашку по другим предметам. Да, возможно, он позже выполнит задание, но за период изоляции он отвыкнет от урочной системы, от систематического усвоения материала. А это обязательно скажется на качестве усвоенного. Поэтому я за сохранение расписания и режима дня.

Проблемы выявились, но, по мнению специалистов, они преодолимы.

— Самая главная рекомендация — это соблюдение режима и комфортных условий, в которых происходит обучение, — убеждена педагог-психолог Гаухар Утегенова. — Чтобы дети спокойно в рабочей обстановке и тишине выполняли свои задания. Я думаю, что в результате нового опыта у школьников вырастут навыки самостоятельной работы. То есть задача педагогов и родителей - эту обстановку создать. Если родные будут паниковать и нервничать, то и ребенок начнет переживать и тревожиться. Нужно сохранять эмоциональное состояние позитива, спокойствия и радости. И все постепенно нормализуется.

Мира Круль

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней