Включите JavaScript в настройках браузера.
Выберите режим
12 ноября 2018
Сейчас читают:

Ограничения отменяются. Кто мешает учиться детям-аутистам?

Ограничения отменяются. Кто мешает учиться детям-аутистам?

В последнее время с высоких трибун все чаще звучит термин "инклюзивное образование". Это означает, что дети с ограниченными возможностями могут обучаться в обычных классах общеобразовательных школ наравне со здоровыми. А это позволит ребятам с особыми потребностями вливаться в общество, общаться еще с кем-то кроме родных и близких, выходить за рамки собственного маленького мирка, который зачастую ограничивается стенами квартиры, передает корреспондент YK-news.kz.

Если в конце прошлого века такие диагнозы, как ДЦП, сахарный диабет, ЗПР и аутизм, звучали для родителей как приговор, то сегодня даже наличие у ребенка инвалидности не означает, что он обречен находиться в четырех стенах и лишать себя общения со сверстниками, развлечений и, конечно же, возможности учиться и получить профессию. В этом на помощь родителям приходит инклюзивное образование (ИО). Само слово "инклюзив" в переводе с английского означает "включено". Как уже было сказано выше, данный процесс предусматривает не отдельное или дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями, а их интеграцию в обычные школы и классы. Естественно, с поправками на диагноз.

На бумаге всё гладко

На сегодняшний день в Казахстане наблюдается печальная тенденция. С каждым годом в стране рождается все больше малышей с диагнозом "расстройство аутистического спектра". И что еще более печально, очень часто психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) ставит таким детям еще один диагноз: не обучаем. Это закрывает перед родителями практически все возможности дать ребенку образование. Остается только искать частные учреждения или самим изучать методики обучения аутистов.

Но мировая практика показывает, что эти дети обучаемы, — говорит мама ребенка-аутиста Лилия. — Другой вопрос, что никто не хочет, грубо говоря, с ними возиться. Мы неоднократно обращались в государственные органы, нам обещают поддержку. И мы терпеливо ждем.

Можно сказать, что мамы и папы детей-аутистов постоянно живут в ожидании чуда. А ведь заниматься с ними необходимо начинать как можно раньше, тогда шансы на успех становятся выше.

На сайте областного управления образования в открытом доступе есть документ, в котором четко прописано, что инклюзивные классы могут быть открыты при учете интересов родителей и по согласованию с местными отделами образования. И здесь в очередной раз приходится наталкиваться на стену непонимания. В силу ряда причин многие считают, что такие образовательные "эксперименты" могут навредить здоровым детям.

Далеко не все понимают, что аутизм — это не значит агрессивность, — продолжает Лилия. — Наши дети не опасны. Да, у них нарушены коммуникационные навыки, им тяжело общаться с людьми, долгое время находиться в обществе. Но это не значит, что их нужно бояться. Поверьте, они сами боятся куда больше.

Однако вернемся к документу. В нем также говорится о том, что в таких классах не должно быть более двух детей с особыми потребностями. Решение в целом справедливое, поскольку подобные ученики требуют к себе несколько иного отношения и учителям необходимо будет "подгонять" программу урока в соответствие с принципами обучения особенных детей. Кроме того, в документе прописано, что администрации учебного заведения, где есть такие классы, желательно раз в году проводить родительское собрание, посвященное теме инклюзивного образования.

В области работает более 10 организаций образования для особенных детей, — поясняет руководитель отдела опеки, попечительства и интернатных организаций управления образования ВКО Динара Шаухина. — Это и специальные коррекционные школы для детей с задержкой умственного развития, слабослышащих, слабовидящих, страдающих ДЦП и другими заболеваниями.

Но мы ведем активную работу по развитию именно инклюзивного образования, которое уже доказало свою состоятельность во всем мире. Есть опыт открытия коррекционных классов в различных школах города. Положительный опыт! Что же касается аутистов, то здесь важно помнить о том, что процесс их интеграции в систему обучения должен проходить как можно более безболезненно как для самих детей, так и для их родителей. Все делается для того, чтобы найти реально работающие методики и применить их на практике.

Научить учить

В этом, кстати, заключается еще одна проблема. Многие педагоги попросту не хотят заниматься с детьми с особенностями развития. Система инклюзивного образования в Казахстане пока в новинку, у учителей нет достаточного багажа знаний и специальных дидактических материалов, которые облегчили бы эту работу.

Мы готовы помочь с этим, — говорит одна из основательниц общественного объединения родителей детей с диагнозом "аутизм" Анна Числина. — Сегодня существует очень много методик, эффективность которых доказана на практике. К примеру, отлично показала себя АВА-терапия, она основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. Мы не зря приглашали к себе волонтеров из-за рубежа, которые активно занимались с нашими детьми. И многие родители были в шоке от результатов.

Проблема нехватки информации и неготовности педагогов к внедрению инклюзивного образования неоднократно поднималась на всех уровнях. Так, к примеру, на одном из круглых столов, посвященных этой теме, говорилось о том, что в обществе очень много стереотипов и предрассудков, связанных с детьми с ограниченными возможностями.

Педагоги не принимают принципы инклюзивного образования из-за недостатка систематических, комплексных психолого-педагогических знаний и технологий, специальных мониторинговых исследований, непосредственно касающихся опыта отечественного ИО, — негодует доцент кафедры психологии и коррекционной педагогики ВКГУ имени С. Аманжолова Елена Барабанова. — Нельзя закрывать глаза на то, что наши учителя сами порой нуждаются в консультации специалистов, следует приглашать таких профессионалов своего дела.

Сегодня много говорится о создании так называемой безбарьерной среды, которая позволяет инвалидам почувствовать себя полноценными членами общества. Но дело ведь не только, скажем, в установке пандусов или возможности трудоустройства. Меняться должно общество, его восприятие людей с ограниченными возможностями.

Все новое изначально вызывает недоверие, — рассуждает Анна. — Порой очень сложно объяснить родителям, что аутизм — это не приговор. Но сейчас, к счастью, это становится проще сделать, стало больше информации, больше возможностей… Тем более мы можем на личном примере своих детей рассказать и доказать, что многие методики действительно работают. Причем не только с аутистами, но и с детьми с синдромом Дауна, ДЦП и другими заболеваниями. Мы по-прежнему говорим, что главное — это верить в себя и своего ребенка, не ждать чудес, а радоваться вместе с ним каждой, даже самой маленькой победе. Потому что для нас — это уже и есть чудо.

Есть мнение

Психолог Ирина Третьякова:

Главная трудность — это непонимание общества. В Казахстане только с недавнего времени начали диагностировать аутизм. До этого таким детям ставили диагноз "шизофрения" и помещали в специализированные учреждения, где проводили медикаментозное лечение совсем от другого психического расстройства. На сегодняшний день уже существует четкое понимание того, что расстройства аутистического спектра далеко не всегда связаны именно с задержкой умственного развития. Чаще всего такие дети "смотрят" внутрь себя, у них нарушены коммуникативные навыки, кроме того, они боятся смены обстановки, незнакомых звуков, для них тяжело менять привычную картину мира. Но на самом деле все эти нарушения поправимы, и практически любой ребенок-аутист может социализироваться. Просто для этого необходимо проводить комплексную работу. Именно поэтому важно участие государства, поскольку организации образования обладают достаточной ресурсной базой для того, чтобы включить таких детей в процесс обучения. И конечно, нужно подготовить специалистов.

Цифры в тему

Для детей с ограниченными возможностями в Восточном Казахстане функционируют:

  • 6 психолого-медико-педагогических консультаций (города Усть-Каменогорск, Семей, Шемонаиха, Аягоз, Зыряновск, село Аксуат Тарбагатайского района);
  • 12 кабинетов психолого-педагогической коррекции (города Усть-Каменогорск, Риддер, Бескарагайский, Бородулихинский, Глубоковский, Жарминский, Зайсанский, Катон-Карагайский, Кокпектинский, Курчумский, Уланский, Урджарский районы);
  • 60 логопунктов при организациях образования (Аягозский, Глубоковский, Зыряновский, Катон-Карагайский, Уланский, Шемонаихинский районы, города Усть-Каменогорск, Семей, Риддер).

Серафима Березовская

Новые вакансии

Также читайте

Самое читаемое

За 3 дня
За 7 дней
За 30 дней