Об искусстве быстро делать в доме уборку и без сожаления выкидывать лишнее
У Дианы Бектурсыновой необычная профессия. Она организатор пространства. В любой, даже самой захламленной квартире сможет навести идеальный порядок. Такой, когда все вещи разложены по полочкам, по коробочкам, а самое нужное — всегда под рукой. Диана знает, как разгребать завалы в кладовках и что нужно сделать для того, чтобы ежедневная уборка в квартире занимала не больше 15 минут.
Сейчас, в период объявленного в стране ЧП и карантина, всех граждан призывают: "Останьтесь дома!" Как с пользой провести пребывание в квартире и на что потратить свободное время? Многие хозяйки принимаются за уборку, причем генеральную. И начинают с самых запущенных мест — с балкона, на котором хранятся старые лыжи и пустые коробки от техники. Или с кладовки, куда так усердно несколько лет подряд складывались нужные и не очень нужные вещи. Как довести начатое дело до конца, как не потерять рвения и вдохновения к уборке, можно ли создать уют, порядок — раз и навсегда? Обо всем этом мы поговорили с Дианой Бектурсыновой. Она одна из первых в Казахстане прошла специальное обучение и стала сертифицированным организатором пространства. Сегодня девушка живет в Астане, но с радостью учит азам порядка всех казахстанок.
— Всё началось два года назад. Тогда моему старшему сыну было шесть лет, младшему — два года. И у нас в доме наблюдался постоянный, хронический бардак, — вспоминает Диана. — Было очень много детских вещей. Еще больше — игрушек, которые валялись повсюду. Я убиралась по два часа в день. Но в квартире все равно царил какой-то хаос. Я безумно устала от этого. Не знаю, кто назвал декрет отпуском — явно не женщина.
Диана принялась искать пути решения "бардачной" проблемы. Нашла интересные книги по наведению порядка. Вспомнила, что в детстве очень любила раскладывать всё по полочкам, ручки и карандаши — по разным пеналам. Родители по-доброму смеялись, что банальное мытье полов у дочери непременно завершалось перестановкой мебели. То есть уже в детстве у Дианы была тяга к порядку. С годами это приобрело новые масштабы. Появилась своя семья, дети, и уборка стала ежедневным утомительным занятием.
— В моем мышлении всё изменилось после книги "Магия уборки", — говорит Диана. — Я поняла суть проблемы: у нас слишком много вещей! И от всего ненужного надо срочно избавиться!
— Вы стали выкидывать пакетами все лишние игрушки и одежду для детей?
— Не совсем. Выкидывать — это расточительство, любая вещь стоит денег. И эта вещь может быть полезна кому-то другому, — объясняет Диана. — Поэтому я не выкидываю, я избавляюсь от ненужного. Спрашиваю в детском саду: "Вам не нужны игрушки?" — и приношу туда то, чем мои дети уже не играют. Аналогично с одеждой: ее можно отдать тем, у кого ребятня младше твоих. Или попытаться продать — так тоже многие поступают. Вообще следует начать даже не с детских вещей (они могут пригодиться, если вы планируете еще рождение малышей), а со своих. Когда я стала разбирать личные завалы, оказалось, что у меня до сих пор хранятся в тумбочке школьные открытки, валентинки и прочая атрибутика, которая давно не имеет в моей жизни никакой ценности.
— Сколько времени вы наводили в тумбочках и шкафах идеальный порядок?
— Около трех месяцев. Я не ставила целью навести порядок везде и сразу. Это, кстати, распространенная ошибка. Человек часто с энтузиазмом берется за дело, выбирает самый сложный участок квартиры (например, кладовку), а потом быстро устает, теряет интерес и вдохновение к уборке.
— Как же быть?
— Лучше начать с чего-то небольшого по объему, несложного. Например, разобрать прикроватную тумбочку. Или одну полку шифоньера. Вы будете смотреть на этот уголок порядка — и радоваться. Так больше вероятности, что через какое-то время вам захочется разобрать еще одну тумбочку. Я наводила в своей квартире порядок постепенно и параллельно с этим искала обучающие курсы. С удивлением узнала, что в Америке уже много лет существует Ассоциация организаторов пространства. В Штатах это очень востребованные специалисты, которые помогают грамотно организовать процесс хранения вещей, создают в доме порядок и уют. В Казахстане я тогда не смогла отыскать специалистов этой сферы. Однако нашла онлайн-школу в России, прошла обучение, получила сертификат, а чуть позже прошла повышение квалификации. В голове как будто произошел щелчок: я поняла, как следует раз и навсегда навести порядок в вещах. Это было так неожиданно, так просто и гениально, что мне безумно захотелось поделиться своими знаниями с другими хозяйками. Я стала вести свой блог в Инстаграме, где бесплатно рассказываю очень много полезного. У меня есть и платный обучающий курс. Радует, что в последнее время в нашей стране организаторов пространства появилось больше. Но в основном они сосредоточены в Алматы, Астане и в крупных городах.
— В Усть-Каменогорске мы не смогли найти сертифицированного специалиста.
— Думаю, это дело времени. Такие люди обязательно появятся и во всех регионах, просто немного позже.
— Как муж отнесся к вашему обучению, а потом и к новой профессии?
— Он был обеими руками "за". А вот друзья и приятели не сразу поняли смысл моей новой специальности. Поначалу спрашивали: "Кем-кем ты теперь стала? Дорогой уборщицей?!" Теперь уже все понимают, что я не навожу в домах клиентов чистоту. Я занимаюсь организацией порядка. И моя работа — это не только про то, как правильно складывать футболки. Она о том, как индивидуально для человека создать такую систему хранения вещей, которая именно ему будет удобна, которая решит его проблемы на кухне, в детской или прихожей.
— Как это выглядит на практике? Вам звонит человек и негодует: "SOS! У нас в детской катастрофа: ногу из-за игрушек поставить некуда! Приезжайте, помогите!" Это, конечно, утрированный пример, но смысл в этом?
— Да. Если речь идет о заявке с выездом на место, то приблизительно так всё и происходит. Я приезжаю к заказчику, мы разговариваем, осматриваем проблемные места и намечаем план работы. Тут всё очень индивидуально. У одного заказчика в кладовке годами пылятся старые лыжи, и нужно помочь с ними расстаться. У другого заказчика — тоже лыжи, целых три пары, но он на них всю зиму катается. Для этого человека важно придумать такой способ хранения, чтобы лыжи, палки, ботинки, шлемы и прочий инвентарь занимали как можно меньше места и вместе с тем были всегда под рукой.
— Сколько стоит ваша услуга?
— Пять тысяч тенге за час работы. Итоговая сумма будет зависеть от того количества времени, которое необходимо потратить для организации хранения вещей.
— Некоторые считают, что такая услуга — для богатых. Мол, каждая женщина сможет и сама навести в своем доме порядок.
— Услуги организатора пространства — не для богатых и не для бедных. Подобные услуги для тех, кому это действительно нужно. Сможет ли каждый мужчина сам провести в дом электрику, поменять всю сантехнику, положить кафель, установить пластиковые окна и наладить систему вентиляции? Вряд ли. Женщина тоже может чего-то не уметь или не знать. В своем блоге я как раз таки даю очень много нужной информации, бесплатно. Если читать и применять всё это на практике, в своей квартире — можно и своими силами организовать полный порядок.В Европе, кстати, услуги организатора пространства стоят 50 евро за час. И эта услуга там очень популярна.
— У вас в доме сейчас полный порядок? Или, как говорится, сапожник без сапог?
— О, эта пословица к моей сфере не применима! Любой организатор пространства обязательно начинает с себя, со своей квартиры. Раньше я боялась неожиданных гостей, потому что повсюду вещи были раскиданы, куда-то наспех засунуты, а шкафы и тумбочки лучше было не открывать. Сейчас я совершенно спокойна. Кстати, приходящие к нам гости частенько говорят мне: "Ну-ка, открой нам шифоньер! Неужели у тебя всегда в нем такой порядок, как на фото в Инстаграме?!" Отвечаю: да, всегда, это действительно так. В этом-то и секрет: когда хранение вещей удобно для тебя и твоих родных, тогда порядок сохраняется постоянно. Приведу пример. Все знают, что абсолютно у каждой вещи должно быть свое конкретное место. Но если возвращать эту вещь на место неудобно (нужно пойти на кухню, взять табуретку, встать на нее и убрать этот предмет на верхнюю полку шкафа) — в общем, если нужно выполнить слишком много движений, то никто этого делать не будет. Или другой пример. Для создания порядка есть замечательная штука — маркировка. Если у вас в шифоньере есть надписи "Трусы", "Носки" — поверьте, ни у кого рука не поднимается, чтобы положить вещи иначе.
— Ваши мужчины — супруг, сыновья — соблюдают те основы порядка, которые вы внедрили в своей квартире?
— Конечно, для них это естественно. Им даже кажется, что так у нас дома было всегда. Они уже не помнят, как я по два часа ежедневно наводила порядок. Сейчас моя будничная уборка занимает всего 20 минут. Так происходит потому, что в доме теперь нет лишнего. Я избавилась от всех ненужных вещей. И сегодня десять раз подумаю, перед тем как что-то купить домой. Спрошу у себя: действительно ли нам это необходимо? Раньше мне часто пытались отдать какие-то вещи со словами: "Возьми — вдруг пригодится". Теперь я категорически отказываюсь от таких даров.
— А правда ли, что порядок в доме дает человеку порядок в голове?
— Абсолютно точно! Это порядок в мыслях, целях, мечтах. Если вас сейчас всё раздражает (устали от домашних хлопот, не выспались, поправились, не знаете, что дальше будет с работой и жизнью вообще) — просто наведите порядок на одной из полок шкафа. Всё остальное потом подтянется. И настроение улучшится. И жизнь наладится. Я точно знаю, что счастье начинается с порядка!
Ирина Краскова